12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить знакомство с характерными признаками грибов, с их различными представителями; расширить знания о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить с отличитель­ными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов-паразитов; дать представление о спо­собах борьбы с грибами-паразитами; раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таб­лицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и не­съедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т. д., натуральные объекты — плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, изображения гри­бов, готовый микропрепарат «Плесневый гриб мукор».

Ключевые слова и понятия: плесневые грибы, дрожжи; пе- ницилл, мукор, грибы-сапрофиты; пенициллин, антибиотики; грибы-паразиты: головня, спорынья, хлебная ржавчина; гриб трутовик, черная гниль, черная ножка, мучнистая роса, плодо­вая гниль, серая гниль, фитофтора; методы борьбы с грибами- паразитами сельскохозяйственных растений; микоз

Актуализация знаний

Одноклеточные грибы, используемые человеком в хлебопечении и виноделии.

Она у грибов имеет различную окраску и форму.

Незаметные, невидимые глазу грибы.

Съедобный гриб, живущий под осиной.

Тело гриба.

Съедобный пластинчатый гриб.

Съедобный шляпочный гриб.

Особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным.

Тело гриба, которое люди кладут в корзинку.

Гриб, поселяющийся на деревьях и разрушающий их древесину.

Шляпочный гриб.

Съедобные грибы.

Съедобные грибы, похожие на грузди.

Рост грибов - ускоренная съёмка

 

 

 

Рассказ учителя

Многообразие грибов. В природе очень много видов грибов — ми­кроскопических и с крупным плодовым телом, в котором содержится большое количество белков и особых жиров. Среди них есть головне­вые и ржавчинные грибы — паразиты растений, есть грибы — поч­венные сапротрофы (шампиньоны), сапротрофы на мёртвой древесине (опята, вёшенки), симбионты деревьев (подберёзовик, подосиновик, белый гриб, трюфель) и хищные грибы.

Грибы 04.11.2017 Опята осенние и опята зимние, вешенка, иудино ушко

 

 

 

Многие растущие у нас многоклеточные грибы имеют плодовое тело с характерной шляпкой на ножке; их так и называют — шляпочные. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из мицелия. На нижней по­верхности шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек (такие грибы называют трубчатыми) или из тонких пластинок (пла­стинчатые грибы). На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры. Обычно плодовое тело возвышается над почвой, поверхностью пней или корней деревьев (белый гриб, подберёзовик, груздь, моховик, мухомор, волнушка и др.), но некоторые грибы име­ют подземное плодовое тело округлой формы (трюфель).

Галилео. Трюфели

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 54; учебник В.В. Пасечника § 9, 10), а также знаниями, по­лученными на уроке, и записями в тетради, ответьте на во­прос: в чем состоит значение различных грибов в природе и жизни человека? Ответ можно оформить в виде таблицы.

Представители царства грибов

Гриб

Биологические особенности

Значение в природе и жизни человека

Мукор

го­ловчатый

Мицелий представлен круп­ной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях

Участвует в разложении ра­стительных остатков. Наносит ущерб, портя продукты пита­ния при хранении

Пе­ницилл

сизый

Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спора­ми. Споры образуются на ве­точках спорангиеносцев

Вызывает порчу продуктов при хранении. Используется для получения антибиотиков (пенициллина)

Дрож­жи

(саха­роми­

Цеты

яч­мен­

ные)

Мицелий состоит из оваль­ных или вытянутых палочко­видных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержа­щих сахар. Размножаются почкованием и спорами

Участвуют в разложении орга­нических соединений, вызывая брожение. Используются в хле­бопечении, кондитерской про­мышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объек­тами изучения биохимиков и генетиков

Шляпочные

грибы

Мицелий многоклеточный, ветвистый. Клетки часто дву- ядерные. Образуют крупные плодовые тела. Размножа­ются мицелием, спорами. Встречаются ядовитые виды

Разрушают растительный опад. Являются симбионтами многих древесных пород растений. Ис­пользуются в пищу человеком и животными. Многие виды ядовиты. Отдельные виды вве­дены в культуру

Тру­товик

на­стоя­щий

Мицелий многоклеточный. Развивается в коре, древесине и сердцевине деревьев. На по­верхности ствола образуются многолетние плодовые тела. Паразит или сапрофит

Сокращает сроки жизни де­ревьев. Участвует в разложении растительных остатков. Разру­шает деревянные постройки. Один из видов (чага) использу­ется в медицине

Го­ловневые

грибы

Мицелий многоклеточный, паразиты хлебных и дико­растущих злаков и осок. Размножается мицелием и спорами

Наносят ущерб сельскому зер­новому хозяйству. Снижают урожайность злаков или прак­тически полностью уничтожает его

Спо­рынья

пур­пур­ная

Мицелий многоклеточный, ветвистый. Паразит ржи посевной и других злаков. Размножается мицелием и спорами

Поражает луговые и хлебные злаки, снижает урожайность зер­на. Споры гриба ядовиты и мо­гут вызывать отравления. Не­которые химические вещества гриба используют в медицине

Мучнистая

роса

Мицелий многоклеточный, ветвистый, поверхностный. Паразит многих сельскохо­зяйственных растений

Паразитирует преимущест­венно на различных двудоль­ных растений (крыжовник, смородина, виноград, розоцвет­ные, астровые и т. д.). Снижает фотосинтезирующую деятель­ность растения, урожай плодов

Фитофтора

Мицелий состоит из одной крупной ветвистой клетки с множеством ядер. Парази­тирует на различных частях пасленовых растений. Раз­множается частями мицелия, спорами

Поражает листья и клубни кар­тофеля, а также листья и плоды томата. Наносит ущерб сель­скому хозяйству


 

На заполнение таблицы отводится 5—7 мин, после чего учи­тель берет на проверку 2—3 тетради. Еще 3—4 ученика отвечают устно с места. Класс дополняет. Учитель корректирует ответы учащихся, а также сообщает дополнительные сведения.)

Практическая работа СТРОЕНИЕ ПЛЕСНЕВЫХ ГРИБОВ И ДРОЖЖЕЙ

Плесневые грибы и дрожжи

 

 

 

Цели: познакомить со строением плесневых грибов на приме­ре пеницилла и мукора, а также со строением дрожжей; продол­жить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура мукора, пеницилла, дрожжей, стеклян­ные палочки, препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Дрожжи под микроскопом. Дрожжи грибы.

 

 

 

Ход работы

Рассмотрите внешнее строение гриба мукора с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.

При помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей гриба со спорангиями на сухое предметное стекло и рас­смотрите их при малом увеличении. Найдите спорангиеносцы и темные шарики спорангиев на их концах.

Капните каплю воды на предметное стекло и накройте пре­парат покровным стеклом. Рассмотрите мицелий и спорангии му- кора при малом и при большом увеличении. Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки.

Зарисуйте внешний вид мукора, отметьте неклеточную грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами.

Плесневый грибок пеницилин

 

 

 

Рассмотрите сизовато-зеленую плесень. Это гриб пеницилл. Рассмотрите его внешнее строение с помощью лупы.

Найдите небольшие белые бугорки. При помощи препаро­вальной иглы перенесите их на предметное стекло в каплю воды. Накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом и боль­шом увеличении.

Найдите и рассмотрите многоклеточные мицелий и кисте­видные спороносцы со спорами.

Зарисуйте внешний вид гриба пеницилла.

Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей. Поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.

Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующихся клеток.

Сделайте вывод о сходстве и различии строения плес­невых грибов пеницилла и мукора. Отметьте строение мицелия и строение спороносцев. Сравните строение плесневых грибов с дрожжами


 

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 54; учебник В.В. Пасечника § 9, 10.)

Закончить заполнение таблицы.

Гриб черный трюфель (французский) выращивают в дубовых рощах. Для разведения этого гриба обычно закладывают новую плантацию. При этом в почву обязательно добавляют немного земли со старой, уже плодоносящей плантации. Для чего это де­лают? Дайте развернутый ответ.

Как во Франции ищут трюфели

 

 

 

Можно ли помочь деревьям, пораженным грибами трутовиками, срезая их с дерева? Почему? Может ли это принести какую-нибудь пользу другим деревьям? Может ли это принести вред?

Творческое задание. Собрать в лесу коллекцию плодовых тел грибов трутовиков. Каждый экземпляр измерить и описать. Сде­лать к нему этикетку с надписью: в каком месте, в какое время и с какого дерева он был взят. Понаблюдать в течение года за ме­стами, с которых вы срезали плодовые тела грибов. Что с ними произойдет?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Проделать опыт. Взять кусочек белого хлеба, положить на блюдце и при­крыть стаканом. Поставить в теплое место. Через некоторое время на кусочке хлеба появится белая плесень. Это мукор. По­наблюдать за его развитием в течение нескольких дней. Рассмот­реть при помощи лупы. Подумать, откуда взялись споры гриба на хлебе. Почему у грибов образуется такое большое количество спор?

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.