Урок по биологии в 6 классе «Роль грибов в природе и жизни человека»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить знакомство с характерными признаками грибов, с их различными представителями; расширить знания о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов-паразитов; дать представление о способах борьбы с грибами-паразитами; раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и несъедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т. д., натуральные объекты — плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, изображения грибов, готовый микропрепарат «Плесневый гриб мукор».
Ключевые слова и понятия: плесневые грибы, дрожжи; пе- ницилл, мукор, грибы-сапрофиты; пенициллин, антибиотики; грибы-паразиты: головня, спорынья, хлебная ржавчина; гриб трутовик, черная гниль, черная ножка, мучнистая роса, плодовая гниль, серая гниль, фитофтора; методы борьбы с грибами- паразитами сельскохозяйственных растений; микоз
Актуализация знаний
Одноклеточные грибы, используемые человеком в хлебопечении и виноделии.
Она у грибов имеет различную окраску и форму.
Незаметные, невидимые глазу грибы.
Съедобный гриб, живущий под осиной.
Тело гриба.
Съедобный пластинчатый гриб.
Съедобный шляпочный гриб.
Особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным.
Тело гриба, которое люди кладут в корзинку.
Гриб, поселяющийся на деревьях и разрушающий их древесину.
Шляпочный гриб.
Съедобные грибы.
Съедобные грибы, похожие на грузди.
Рост грибов - ускоренная съёмка
Рассказ учителя
Многообразие грибов. В природе очень много видов грибов — микроскопических и с крупным плодовым телом, в котором содержится большое количество белков и особых жиров. Среди них есть головневые и ржавчинные грибы — паразиты растений, есть грибы — почвенные сапротрофы (шампиньоны), сапротрофы на мёртвой древесине (опята, вёшенки), симбионты деревьев (подберёзовик, подосиновик, белый гриб, трюфель) и хищные грибы.
Грибы 04.11.2017 Опята осенние и опята зимние, вешенка, иудино ушко
Многие растущие у нас многоклеточные грибы имеют плодовое тело с характерной шляпкой на ножке; их так и называют — шляпочные. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из мицелия. На нижней поверхности шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек (такие грибы называют трубчатыми) или из тонких пластинок (пластинчатые грибы). На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры. Обычно плодовое тело возвышается над почвой, поверхностью пней или корней деревьев (белый гриб, подберёзовик, груздь, моховик, мухомор, волнушка и др.), но некоторые грибы имеют подземное плодовое тело округлой формы (трюфель).
Галилео. Трюфели
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 54; учебник В.В. Пасечника § 9, 10), а также знаниями, полученными на уроке, и записями в тетради, ответьте на вопрос: в чем состоит значение различных грибов в природе и жизни человека? Ответ можно оформить в виде таблицы.
Представители царства грибов
Гриб |
Биологические особенности |
Значение в природе и жизни человека |
|
Мукор головчатый |
Мицелий представлен крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях |
Участвует в разложении растительных остатков. Наносит ущерб, портя продукты питания при хранении |
|
Пеницилл сизый |
Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются на веточках спорангиеносцев |
Вызывает порчу продуктов при хранении. Используется для получения антибиотиков (пенициллина) |
|
Дрожжи (сахароми Цеты ячмен ные) |
Мицелий состоит из овальных или вытянутых палочковидных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержащих сахар. Размножаются почкованием и спорами |
Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение. Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объектами изучения биохимиков и генетиков |
|
Шляпочные грибы |
Мицелий многоклеточный, ветвистый. Клетки часто дву- ядерные. Образуют крупные плодовые тела. Размножаются мицелием, спорами. Встречаются ядовитые виды |
Разрушают растительный опад. Являются симбионтами многих древесных пород растений. Используются в пищу человеком и животными. Многие виды ядовиты. Отдельные виды введены в культуру |
|
Трутовик настоящий |
Мицелий многоклеточный. Развивается в коре, древесине и сердцевине деревьев. На поверхности ствола образуются многолетние плодовые тела. Паразит или сапрофит |
Сокращает сроки жизни деревьев. Участвует в разложении растительных остатков. Разрушает деревянные постройки. Один из видов (чага) используется в медицине |
|
Головневые грибы |
Мицелий многоклеточный, паразиты хлебных и дикорастущих злаков и осок. Размножается мицелием и спорами |
Наносят ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижают урожайность злаков или практически полностью уничтожает его |
|
Спорынья пурпурная |
Мицелий многоклеточный, ветвистый. Паразит ржи посевной и других злаков. Размножается мицелием и спорами |
Поражает луговые и хлебные злаки, снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызывать отравления. Некоторые химические вещества гриба используют в медицине |
|
Мучнистая роса |
Мицелий многоклеточный, ветвистый, поверхностный. Паразит многих сельскохозяйственных растений |
Паразитирует преимущественно на различных двудольных растений (крыжовник, смородина, виноград, розоцветные, астровые и т. д.). Снижает фотосинтезирующую деятельность растения, урожай плодов |
|
Фитофтора |
Мицелий состоит из одной крупной ветвистой клетки с множеством ядер. Паразитирует на различных частях пасленовых растений. Размножается частями мицелия, спорами |
Поражает листья и клубни картофеля, а также листья и плоды томата. Наносит ущерб сельскому хозяйству |
На заполнение таблицы отводится 5—7 мин, после чего учитель берет на проверку 2—3 тетради. Еще 3—4 ученика отвечают устно с места. Класс дополняет. Учитель корректирует ответы учащихся, а также сообщает дополнительные сведения.)
Практическая работа СТРОЕНИЕ ПЛЕСНЕВЫХ ГРИБОВ И ДРОЖЖЕЙ
Плесневые грибы и дрожжи
Цели: познакомить со строением плесневых грибов на примере пеницилла и мукора, а также со строением дрожжей; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование: культура мукора, пеницилла, дрожжей, стеклянные палочки, препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Дрожжи под микроскопом. Дрожжи грибы.
Ход работы
Рассмотрите внешнее строение гриба мукора с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.
При помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей гриба со спорангиями на сухое предметное стекло и рассмотрите их при малом увеличении. Найдите спорангиеносцы и темные шарики спорангиев на их концах.
Капните каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите мицелий и спорангии му- кора при малом и при большом увеличении. Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки.
Зарисуйте внешний вид мукора, отметьте неклеточную грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами.
Плесневый грибок пеницилин
Рассмотрите сизовато-зеленую плесень. Это гриб пеницилл. Рассмотрите его внешнее строение с помощью лупы.
Найдите небольшие белые бугорки. При помощи препаровальной иглы перенесите их на предметное стекло в каплю воды. Накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом и большом увеличении.
Найдите и рассмотрите многоклеточные мицелий и кистевидные спороносцы со спорами.
Зарисуйте внешний вид гриба пеницилла.
Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей. Поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.
Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующихся клеток.
Сделайте вывод о сходстве и различии строения плесневых грибов пеницилла и мукора. Отметьте строение мицелия и строение спороносцев. Сравните строение плесневых грибов с дрожжами
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 54; учебник В.В. Пасечника § 9, 10.)
Закончить заполнение таблицы.
Гриб черный трюфель (французский) выращивают в дубовых рощах. Для разведения этого гриба обычно закладывают новую плантацию. При этом в почву обязательно добавляют немного земли со старой, уже плодоносящей плантации. Для чего это делают? Дайте развернутый ответ.
Как во Франции ищут трюфели
Можно ли помочь деревьям, пораженным грибами трутовиками, срезая их с дерева? Почему? Может ли это принести какую-нибудь пользу другим деревьям? Может ли это принести вред?
Творческое задание. Собрать в лесу коллекцию плодовых тел грибов трутовиков. Каждый экземпляр измерить и описать. Сделать к нему этикетку с надписью: в каком месте, в какое время и с какого дерева он был взят. Понаблюдать в течение года за местами, с которых вы срезали плодовые тела грибов. Что с ними произойдет?
Задание для учеников, интересующихся биологией. Проделать опыт. Взять кусочек белого хлеба, положить на блюдце и прикрыть стаканом. Поставить в теплое место. Через некоторое время на кусочке хлеба появится белая плесень. Это мукор. Понаблюдать за его развитием в течение нескольких дней. Рассмотреть при помощи лупы. Подумать, откуда взялись споры гриба на хлебе. Почему у грибов образуется такое большое количество спор?
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций