Интеллектуально-лингвистическая игра «Деньги, деньги, деньги...»
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Андреево-Базарская средняя общеобразовательная школа»
Козловского района Чувашской Республики
Республиканский конкурс
методических разработок по финансовой грамотности
Вид методической разработки:
интеллектуально-лингвистическая игра “Деньги, деньги, деньги…”
Автор-составитель: Глушкова
Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «Андреево-
Базарская СОШ» Козловского
района Чувашской Республики
контактный телефон: 89603003386
Андреево-Базары, 2019
Пояснительная записка
Данная игра интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Кстати, взрослые ученики любят игры никак не меньше, чем дети среднего звена. Проведение таких игр стимулирует умственную деятельность учащихся, тренирует память, усиливает внимание и познавательный интерес к предмету, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки. Игра является одним из приёмов преодоления пассивности учеников и ведёт к сплочению коллектива. Материалом для игр служат обычные учебные упражнения, преподносимые особым образом. Игры - упражнения позволяют сделать трудную работу по усвоению русского языка более интересной и эффективной.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности и повышению интеллектуального уровня всех учащихся.
Особое внимание следует обратить на дисциплину во время игры. Учащиеся должны знать, что ее нарушение во время игры (подсказки, разговоры) снижает результаты: команда, нарушавшая дисциплину не один раз, при любых результатах не может считаться победительницей. Это предупреждение учитель должен строго выполнять.
Данное занятие можно широко использовать во время урока-обобщения по разделу «Лексика» на уроке русского языка, во внеурочное время, во время Недели по финансовой грамотности, во время Недели русского языка и литературы.
Новизна данного урока состоит в том, что используется нестандартный подход к стандартным заданиям. К ним относятся: «Лексическое турне», игры «Концентрация», приём «Броуновское движение» при физкультминутке, игра «Вставь Пин-Код», рефлексия в виде игры «Верю – не верю».
Данная тема урока актуальна, так как позволяет проследить отношение человека, народа к деньгам с нравственной точки зрения.
Концептуальность данного занятия заключается в том, что используется такой тип урока, как урок - обобщение пройденного материала по разделу «Лексика», форма - интеллектуально-лингвистическая игра. На уроке ведущими становятся интерактивные методы работы, так как взаимодействуют ученики не только с учителем, но и с друг другом (вектор: учитель – ученик - ученик). Активные методы работы способствуют развитию эвристических способностей.
Цель: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» в нетрадиционной форме
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение применять полученные знания на практике;
- закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, творческую активность учащихся;
- развивать умение работать в группах.
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
- активизировать деятельность учащихся
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях
Воспитательные:
- привлечь внимание учащихся к учебному материалу;
- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению русского языка;
- воспитывать бережное отношение и гордость за свой язык
Оборудование:
проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, колокольчики, зелёные и красные карточки, картинки-фразеологизмы..
Планируемые результаты:
Личностные:
- любовь и уважение к родному языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию, как показателю общей культуры личности;
- способность к критической самооценке лингвистических навыков.
Предметные:
- владение разными видами речевой деятельности;
- владение орфографическими навыками и умениями;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
Познавательные:
- выполнять универсальные логические действия (устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
Коммуникативные:
- отстаивать свою точку зрения;
- подтверждать аргументы фактами.
Метапредметные - способность свободно и правильно формулировать свои мысли и излагать их в устной и письменной форме.
Ожидаемый результат: в результате игры дети закрепляют полученные ранее знания о лексике, лексических терминах. Приобретают навыки командной игры в условиях соревнования.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – М.:Вако.2012. С.301.
Львова С.И. Русский язык. Лингвистические игры. - М.: Eksmo Edukation. 2008. С. 304
Шаульская Н.А. Интеллектуальные игры для школьников. – Ростов-на-Дону. Феникс. 2016. С.223
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/
http://www.ohansk-mmcit.narod.ru/
Правила игры. Для участия в игре формируются две команды из 5 человек, которые придумывают названия. Методом жеребьевки определяется первенство хода. Та команда, которая первой готова ответить, звонит в колокольчик. Если команда дает неправильный ответ, право ответа переходит к команде соперника. Ведущий объясняет правила к каждому конкурсу. За каждое правильно угаданное слово – свой балл. Количество баллов и максимальная сумма за каждый конкурс указаны возле каждого задания. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество «денег». В качестве жюри можно выбрать ребят из более старших учащихся. Создаётся команда экспертов. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.
Ход игры
Учитель: Что ж, ребята, собирайтесь,
В путь – дорогу снаряжайтесь,
Труден к знаниям сложный путь,
Взять смекалку не забудь!
Думай, действуй, рассуждай
И, конечно, побеждай!
Учитель: Сегодня своё занятие хочется начать со слов известного русского литературного критика В.Г.Белинского: «Деньги — это солнце жизни, без которых жизнь тяжка, мрачна и холодна». Ребята, какое слово в данном высказывании является ключевым, главным? (актуализация знаний)
Ученик: «Деньги».
Учитель: Правильно. А что обозначает это слово? Давайте узнаем лексическое значение слова «деньги» из словаря Ожегова (прогнозирование).
Ученик: Деньги – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
Учитель: А что образуют деньги, если их собрать вместе. Ещё они могут петь романсы.
Ученик: «Финансы».
Учитель: А как называется наука, изучающая финансы?
Ученик: Финансовая грамотность.
Итак, начинаем игру. Сегодня вы можете заработать 327 рублей, так как каждое задание оценивается в денежном выражении (относительно).
1 конкурс «Загадка». Звучит загадка, которую участникам команд необходимо угадать. За каждое правильно угаданное слово – 50 копеек. Макс. выигрыш – 8 рублей.
1). Маленькая, Кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (Монета)
2). Что проверяют не отходя от кассы (деньги)
3). Без меня нет и рубля,
Хоть и маленькая я.
Наберёшь меня сто штук —
Вот и рубль, милый друг. (Копейка)
4). Назови-ка не одну,
А три копейки в старину. (Алтын)
5). Говорят про меня: «Деревянный я.
Но неправда, я — железный,
Я тяжёлый, полновесный!» (Рубль)
6). Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор по миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)
7). Доллар обставила эта валюта.
Нынче иметь ее — вот это круто! (Евро)
8). Не в болоте, а на банкноте
Тот водяной. Кто он такой? (Знак)
9). Кто ответит из вас —
Кличка доллара — … (Бакс)
10). Что в банке хорошо иметь солидный,
Но не в стеклянном, а в монолитном? (Счет)
11). В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает …» (Инфляция)
12). Что бы врач купил пирог,
Заплати скорей … (Налог)
13). Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)
14). Нас, сестёр, в рубле сто штук.
Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадёт одна сестра,
Поглядишь — нет и рубля. (Копейка)
15). Он историю монет
Чётко изучает.
Значит, каждый экспонат
Дядя Коля знает. (Нумизмат)
16). Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это … (Купить)
2 конкурс «Собери пословицы».
Учитель: со времен возникновения денег, люди выражали свое отношение к ним краткими словесными изречениями - пословицами. В них нашли отражение мудрость народа, его социально-исторический опыт. Пословицы о деньгах содержат глубокий поучительный смысл. Они содержат нормы народной морали, выражают благосклонность к обеспеченным людям, формируют отношение к деньгам. Итак, задание – собери половинки пословиц. За каждую правильную пословицу – 3 рубля. Максимальный выигрыш – 30 рублей.
Бог любит веру (или: правду), | а деньги — счет. |
Когда деньги при бедре, | так помогут при беде. |
Копейка рубль бережет, | а рубль голову стережет. |
С деньгами мил, | без денег постыл. |
Денег наживёшь - | без нужды проживёшь. |
Чужие деньги считать — | не разбогатеть. |
Кто до денег охоч, | тот не спит и ночь. |
Блюди хлеб про еду, | а копейку про беду. |
Здоров буду — | и денег добуду. |
Площадная речь, | что надо деньги беречь. |
3 конкурс. Этимология. Игра «Концентрация». За каждое правильное соответствие – 7 рублей. Макс. выигрыш – 105 рублей.
Каждой команде в течение двух минут демонстрируют карточку или слайд, на которых написаны 10 языковых единиц (слов, словосочетаний, идиом). Игроки должны запомнить как можно больше представленных единиц. В процессе просмотра игрокам нельзя делать записи. После знакомства с карточкой (слайдом) игроки в течение 5 минут должны вспомнить как можно больше единиц, которые им были предъявлены. Побеждает та команда, которая назовёт максимальное количество исходных единиц.
До революции 1917 года деньги имели такие названия как:
Полушка – мелкая медная монета в четверть копейки. | Пятиалтынник - 15 копеек |
Грош – полкопейки. | Четвертак - 25 копеек |
Алтын - 3 копейки. | Полтинник - 50 копеек |
Пятак – 5 копеек. | Целковый – рубль |
Гривенник - 10 копеек | Червонец - 3 рубля |
«Вставь «Пин-код» - нужную денежную монету.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
Обманешь на алтыне, не поверят в полтине.
При работе коллективной каждый грош вернётся гривной.
Свой грош везде хорош.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Опять за рыбу гроши.
Не было ни полушки, а тут алтын.
Цена пять алтынов.
За морем телушка – полушка, да рубль перевозу.
Делов то на полушку.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман. | Добр Мартын, коли есть алтын (3 копейки); худ Роман, коли пуст карман. |
Обманешь на алтыне, не поверят в полтине. | Обманешь на алтыне (3 копейки), не поверят в полтине (50 копеек). |
При работе коллективной каждый грош вернётся гривной. | При работе коллективной каждый грош (полкопейки) вернётся гривной (10 копеек). |
Свой грош везде хорош. | Свой грош (полкопейки) везде хорош. |
Не было ни гроша, да вдруг алтын. | Не было ни гроша (полкопейки), да вдруг алтын (3 копейки). |
Опять за рыбу гроши. | Опять за рыбу гроши (полкопейки). |
Не было ни полушки, а тут алтын. | Не было ни полушки (четверть копейки) , а тут алтын (3 копейки). |
Цена пять алтынов. | Цена пять алтынов (3 копейки). |
За морем телушка – полушка, да рубль перевозу. | За морем телушка – полушка (четверть копейки), да рубль перевозу. |
Делов то на полушку. | Делов то на полушку (четверть копейки). |
4 конкурс. «Подбери антоним». Впиши подходящий антоним. За каждое правильно угаданное слово – 50 копеек. Макс. выигрыш – 4 рубля.
Деньги – хороший слуга, но … хозяин. (плохой)
Денег много, да разума …. (мало)
Где говорят деньги, там … совесть. (молчит)
Родись, крестись, женись, … - за всё деньги отдай. (умирай)
С деньгами мил, без денег …. (постыл)
Нелегко деньги нажить, а … легко прожить. (легко)
Даровой рубль дешёв, нажитый … . (дорог)
Когда кошелёк лёгок – на душе … . (тяжело)
5 конкурс «Лексическое турне» - «Скажи одним словом». Цена ответа 1 рубль. Макс. заработок – 10 рублей.
Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол.
Бережно расходовать (экономить).
Бережливый, действующий с расчётом (расчётливый).
Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов (скупой).
Приносящий выгоду (выгодный).
Человек, который безрассудно тратит (транжира).
До копейки (точно).
Открытое похищение чужого имущества (грабёж).
Деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве подкупа для совершения преступных, караемых законом действий (взятка).
Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг (реклама).
С итальянского языка это слово переводится как «сломанная скамья» А в русском языке оно обозначет неудачливого бизнесмена. Что это за слово? (Банкрот)
6 конкурс. Физкультминутка «Фразеология» – приём «Броуновское движение». Фразеологические единицы и их объяснения развешиваем на стене на разной высоте, раскидываем на полу, на подоконниках, на партах, под партами, на стульях и под стульями. Подбери соответствия. За каждое правильное соответствие – 5 рублей. Максимальный заработок– 60 рублей.
Сорить деньгами - то же самое значение, иногда означает специальную демонстрацию наличия средств
Деньги счет любят - говорится о том, что нужно анализировать целесообразность всех денежных трат
Делать деньги – «сколачивать» на чем-то огромные капиталы
Ни за какие деньги - значит ни за что, ни при каких условиях, ни в коем случае
Белые деньги - полученные законным путем, без теневых махинаций, легальный оборот
Шальные деньги - полученные легким, не совсем законным путем; те, за которые придется поплатиться
Не в деньгах счастье - в жизни деньги не главное
Денежный мешок - очень богатый человек
Бешенные деньги - огромная сумма денег
Грязные деньги - средства, добытые нечестным путем
Легкие деньги - легко пришедшие/ не заработанные деньги
Денежка к денежке - накопительство с небольшой суммы
Учитель: Большие горы впереди.
Не бойся и вперед иди.
Лишь тот, кто всё преодолеет,
Дорогу к знаньям обрести сумеет.
7 конкурс. Подбери русский эквивалент английской пословице. За каждый правильный эквивалент – 5 рублей. Максимальный заработок – 60 рублей.
Купить что-то за песню. | Купить что-либо за бесценок. |
Купить свинью в мешке. | Покупать кота в мешке. |
Делать деньги рукой над кулаком. | Грести деньги лопатой; |
Деньги не имеют запаха. | Деньги не пахнут. |
Деньги хороший служащий, но плохой хозяин. | Умный человек — хозяин деньгам, а скупой — слуга. Деньги должны быть рабом человека, а не человек раб денег. Деньги должны служить человеку, а не человек деньгам. |
Деньги рождают деньги. | Деньга на деньгу набегает. Деньги к деньгам идут. Деньга деньгу наживает. |
Пенни сэкономленное — пенни заработанное. | Сбережешь, что найдешь. Неистраченные деньги — приобретение. |
Деньги часто не делают людей, которые их зарабатывают. | Деньги часто губят тех, кто их наживает. |
Грязь (навоз) и деньги идут вместе. | Честным трудом богатства не нажить. В богатстве сыто брюхо, да голодна душа. Богатый совести не купит, а свою погубит. |
Сделка есть сделка | Уговор дороже денег. |
Дурак и его деньги быстро расстаются | Дурак — кошельку враг |
И кошка может смотреть на короля | За погляд денег не берут |
8 конкурс. Найди и определи выразительные средства в пословицах, поговорках и фразеологизмах. За каждое определение выразительного средства – 5 рублей. Максимальный заработок – 50 рублей.
Деньги, как птицы, то улетают, то прилетают. (сравнение)
Гроша ломаного не стоит. (эпитет)
Бережливая копейка рубль бережёт. (эпитет)
Сорвать банк. (метафора)
Денежки, что голуби, где обживутся, там и поведутся. (сравнение)
Плакали мои денежки.(олицетворение)
Деньги – дело наживное. (эпитет)
Деньги, что каменья, тяжело на душу ложатся. (сравнение)
Лёгкие деньги не живут. (эпитет)
Сумасшедшие деньги. (эпитет)
9 конкурс «Угадай фразеологизм» по картине. За каждый угаданный фразеологизм – 1 рубль. Команде вы можете принести – 12 рублей. (Деньги как вода, купаться в деньгах, время – деньги, деньги на ветер, живые деньги, деньги не пахнут, чемодан денег, деньги на бочку, отмывать деньги, деньги плачут, копейка рубль бережёт, деньги куры не клюют).
РЕФЛЕКСИЯ – игра «Верю – не верю». Учитель заготавливает несколько фраз-утверждений: одни правильные, другие нет. Фразы зачитываются. Ученики, если верят, поднимают зелёную карточку, а если нет, то – красную.
Игра «Верю - не верю» Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или нет.
1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
2. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
4. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
Учитель: Вы нашли, ребята, клад,
Я, бесспорно, очень рад!
Изучайте наш язык!
Он могуч, красив, велик!