Интеллектуально-развлекательная игра
«Чудо чудное - диво дивное»
Цели и задачи:
-приобщать детей к отечественной литературе, как к культурному наследию России,
-способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии,
-привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,
-обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых
-показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
-создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
-формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества,
-развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок,
-развивать чувство юмора.
Материалы и оборудование:
объявление: Коль пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
рисунки детей на тему: «Моя любимая сказка»
выставка детских работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой»
задания в разноцветных конвертах
«волшебные» предметы на подносе: игла, серебряное блюдечко, уздечка, зёрнышко
разноцветные силуэты рыбок с заданиями
минусовки песен: «Если долго, долго, долго..», «Хоть поверьте, хоть проверьте», «Кто доброй сказкой входит в дом», «Ничего на свете лучше нету»
иллюстрации к сказкам: «Зимовье зверей», «Пых», «Хвосты», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Петух и жерновцы», «Волшебная дудочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «У страха глаза велики», «Хаврошечка», «Снегурочка», «Марья Моревна», «Иван царевич и серый волк», «Семь Семеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости и дети! Сегодня в нашем структурном подразделении важное событие! Я предлагаю детям и их родителям принять участие в интеллектуально-развлекательной игре, которая называется «Чудо чудное – диво дивное». Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (ответы, предположения). Отгадайте мою загадку: «Она-ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!» Конечно, мы поговорим сегодня о сказках. Эта игра для умных, дружных и сообразительных. Вам предстоит пройти много испытаний, чтобы показать свои знания, смекалку и находчивость. Поприветствуем команды аплодисментами.
Приглашаю команду родителей и детей занять свои места за игровыми столами.
Девиз детей: Мы соперникам своим очень чётко говорим:
С вами мы сразимся, так просто не сдадимся.
Девиз родителей: И мы команде вашей шлём пламенный привет.
И от души желаем знать правильный ответ.
Оценивать игру будет строгое, но компетентное жюри в составе…(представить членов жюри)
А теперь самое главное-это правила, которые необходимо соблюдать: вопросы слушать внимательно, не выкрикивать, советоваться со всеми членами команды, быть доброжелательными, не ссориться. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.
1 конкурс Разминка.
Ведущий: Каждой команде нужно будет отгадать загадки о героях или предметах сказок, выигрывает та команда, какая ответила на все вопросы правильно и без подсказок.
Загадки для первой команды.
Он хозяина любил, верно он ему служил.
Сапоги носил и злого Людоеда победил. (Кот в сапогах)
***
К лесу передом стоит и кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка,На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)
***
Был друг у Ивана немножко горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым. (Конек-горбунок)
Загадки для второй команды.
Что старик закинул в море, чтобы рыбку изловить,
Чтоб старухе не простою, а хозяйкой моря быть? (Невод)
***
Много серебра и злата в сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет и чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)
***
Стрела у Ивана, как птица в полете.
Жена у Ивана живет на болоте. (Царевна-лягушка)
Слово предоставляется жюри.
2 Конкурс «Сказки водят хоровод»
Ведущий: По началу текста узнайте русскую народную сказку.
1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать...» («Царевна - лягушка».)
2. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...» («Иван-царевич и Серый Волк».)
3. «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла...» («Василиса Прекрасная».)
4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать...» («Сивка-Бурка».)
Слово предоставляется жюри.
3 конкурс «Волшебные предметы»
Ведущий: Каждой команде на подносе будут предложены различные предметы, а игроки должны будут отгадать из какой они сказки. Посмотрите на волшебные предметы и скажите, как они связаны с героями сказок.
1. Волшебная игла. (На конце той иглы была смерть Кощея.)
2. Уздечка. (Волшебная уздечка, когда до нее дотрагивались, она издавала звук: трубы трубили, барабаны били, и сторожа от того звука пробуждались.)
3. Серебряное блюдце. (Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь-матушку.)
4. Зернышко заветное. (Бросила его Марьюшка, и явился к ней ее жених, Финист — Ясный сокол.)
4 конкурс «Салат из сказок»
Ведущий: Я сейчас вам прочитаю придуманные мной сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
1. “... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”,“Репка”)
2. “... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка-хаврошечка”)
3. “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси-лебеди”,“Теремок”).
4. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. «А что, старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван – царевич! Ложись-ка спать – почивать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка»)
Ведущий: Пока жюри совещается и подсчитывает баллы, давайте поиграем со зрителями. Игра называется «Героини сказок»
В русских народных сказках главным героем чаше всего бывает Иван, он то дурак, то царевич, а вот героинь сказок зовут по-разному. Вспомните, как зовут героинь перечисленных сказок.
1. «По щучьему велению» (Марья-царевна.)
2. «Царевна-лягушка» (Василиса Премудрая.)
3. «Иван-царевич и Серый Волк» (Елена Прекрасная.)
4. «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» (Марьюшка.)
5 конкурс «Рыбалка»
Ведущий: Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями.
(Участники по очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос, который написан на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку).
Вопросы на рыбках:
1. Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)
2. Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)
3. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
4. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
5. Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).
6. За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)
7. Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..)
8. Назовите место встречи Балды с попом (базар)
9. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)
10. Какую песню поет белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)
11. О каком времени года идет речь в “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)
12. Какое было 1 желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)
Слово предоставляется жюри
6 Конкурс «Песенки сказочных героев»
Ведущий: Я знаю как вы любите петь, танцевать и хочу предложить вспомнить песенки которые исполняются в сказках.
- песня Красной шапочки
-песня Золушки
-песня буратино
-песня бременских музыкантов
7 конкурс «Назови сказку».
Ведущий: На картинку посмотрите,
Сказку вместе назовите.
Участникам дают иллюстрации к сказкам, которые они должны отгадать.
Иллюстрации к русским народным сказкам для первой команды: «Зимовье зверей», «Пых», «Хвосты», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Петух и жерновцы», «Волшебная дудочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Иллюстрации к русским народным сказкам для второй команды: «Крылатый, мохнатый да масленый», «У страха глаза велики», «Хаврошечка», «Снегурочка», «Марья Моревна», «Иван царевич и серый волк», «Семь Семеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Подведение итогов игры. Награждение победителей и вручение подарков.