Статья «Интерактивные формы и методы обучения в освоении технологии развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:
«Интерактивные формы и методы обучения в освоении технологии развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»
МАДОУ «Детский сад № 9
«Красная шапочка»
Московская область
г. Зарайск
Музыкальный руководитель:
Васильева Татьяна
Васильевна
Февраль 2021 г.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает и включает в себя развитие певческих способностей, слухового самоконтроля, выразительного пения. Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Практика показала, что дошкольники в процессе непрерывной образовательной области и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция, зажатый артикуляционный аппарат, к тому же, в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно используют певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затрудняются петь в высоком или низком регистрах, «боятся выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяют громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята поют искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекают в двигательный процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена при умении детей правильно использовать бесшумный вдох и протяжный долгий выдох. Все вышеперечисленное мешает развитию певческих способностей ребенка.
Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса. Были определены критерии, позволяющие отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников. На основе выделенных критериев, были обозначены три уровня развития певческого голоса: высокий, средний, низкий.
В результате мониторинга были получены следующие данные: 14% дошкольников имеют высокий уровень, 48% - находятся на среднем уровне и 38% - на низком уровне.
Учитывая результаты мониторинга, становится очевидным, что необходимо выбрать эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Возникла необходимость дальнейшей разработки данного опыта по развитию певческих способностей детей дошкольного возраста. Традиционное обучение пению, несомненно, дает положительные результаты в процессе формирования вокальных способностей. Но созрела необходимость использовать дополнительные методы развития певческих способностей детей, которые будут способствовать получению более высоких результатов в вокальной работе с детьми дошкольного возраста. Широкую возможность для этого представила система занятий с использованием голосовых тренингов, упражнений, которые заложены в фонопедическом методе развития голоса.
Пение – самый массовый и доступный для детей исполнительский вид музыкальной деятельности, а голос – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент. С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Оно может оказывать сильное влияние на настроение детей и их развитие. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Когда ребенок поет, решаются и логопедические проблемы. Если ребенку в разговорной речи сложнее поставить тот или иной согласный звук, то в пении он сможет и не заметить, как с легкостью он этот звук пропел. В дополнительной деятельности я включаю в свою работу различные распевания, которые с помощью игры влияют на постановку звука.
Актуальность проблемы постановки певческого голоса ребенка-дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Актуальным вопросом является выбор форм и методов, используемых в формировании певческих способностей дошкольников. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики формирования вокальных умений, но, к сожалению, недостаточно применятся фонопедический метод В.В. Емельянова.
Вот что говорит о своем методе Виктор Вадимович Емельянов: «Главный же смысл слова «фонопедический» для коллег состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетическим и исполнительским. В этом основное отличие моей программы от общепринятого вокально-педагогического подхода, исповедующего «единство технического и творческого». Я же предлагаю сначала создать инструмент для пения, а когда он будет создан – научиться на нём «играть» будет легче и проще. Голос есть у каждого человека. Петь могут все. И говорить профессионально могут все. Научить можно всех, кто этого хочет.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования упражнений на основе фонопедического метода в процессе организации музыкальной деятельности как средства повышения уровня развития певческих способностей детей дошкольного возраста.
Диапазон опыта представлен единой системой работы по формированию певческих способностей дошкольников в процессе использования упражнений на основе фонопедического метода.
Целью упражнений на основе фонопедического метода является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе.
Согласно анализу научно-методической литературы, ученые, педагоги-практики ищут адекватные, обоснованные, эффективные пути развития певческих способностей детей дошкольного возраста.
А ведь система взглядов, методов и школа, созданные В. В Емельяновым работают на всех уровнях — от детского сада до консерваторий и оперных театров. Я считаю этот метод приоритетным в работе над певческим голосообразованием дошкольников. Отличительная черта его — общеоздоровительная и профилактическая направленность. Использование его предполагает развитие координационных, тренировочных, эстетических и исполнительских особенностей голоса.
Новизна опыта состоит в том, что создана система работы по развитию певческих способностей у дошкольников в процессе использования вокальных упражнений на основе фонопедического метода.
Другой элемент новизны заключается в самом подходе к фонопедическим упражниниям, они, не теряя своего назначения, видоизменяются, преподносятся в игровой форме и адаптируются для дошкольного возраста.
Цель данного опыта заключается в использовании упражнений на основе фонопедического метода для повышения уровня развития певческих способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Для ее достижения намечены следующие задачи:
Создать условия для развития певческих способностей детей дошкольного возраста по основным показателям: широта диапазона, чистота интонирования, сила голоса, напевность звука, певческое вибрато, певческая акустика ротоглоточных полостей, дикция, дыхание.
Обучать дошкольников упражнениям на основе фонопедического метода в игровой форме, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением.
Развивать певческие способности с учетом физического состояния ребенка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнения Емельянова, прежде всего, направлены на сохранение детских голосов.
Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка.
Система работы строилась с учетом общепедагогических принципов:
Принцип систематичности: воспитательно – образовательный процесс проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении содержания материала в течение дня.
Принцип доступности и последовательности обеспечивается закономерностями возраста ребенка и зависит от его индивидуальных особенностей; условия его практической реализации таковы - от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному главное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью детей.
Принцип возрастной адресованности предполагает использование методов и приёмов, соответствующих возрастным особенностям детей.
Принцип индивидуализации обеспечивает вариативное использование методов и приемов, направленных на развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.
Принцип сотрудничества позволил создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются основой работы.
Что дают фонопедические упражнения при формировании и развитии певческих способностей? Это:
расширение диапазона;
значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
усиление насыщенности звука;
полетность;
улучшение вибрато;
большая певучесть звука;
свобода;
раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
Надо отметить, что упражнения на основе фонопедического метода не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение:
Артикуляционная гимнастика.
Интонационно-фонетические упражнения.
Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Тренировочные программы для грудного (не фальцетного) регистра детского и женского голоса.
Тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога – «П».
Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса.
Конечно же, все эти группы взаимосвязаны.
Однако в своей работе я не использую все фонопедические упражнения, предложенные В.В. Емельяновым в «чистом виде», так как они трудны и недоступны в оригинале детям дошкольного возраста. Все упражнения тщательно изучены и обязательно адаптированы для дошкольников в силу возрастных возможностей голосового аппарата и особенностей детского восприятия. Подробно они описаны в приложении 2.
К тому же важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью, тем более ФГОС требует от педагога перехода с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игровой оболочкой. Сам В.В. Емельянов о применении своего метода в работе с детьми пишет следующее: «Если у вас дети дошкольного или младшего школьного возраста, то приходите с готовыми голосовыми играми. Искусство импровизации может постепенно развиться...».
Обучение упражнениям на основе фонопедического метода предполагает в первую очередь освоение детьми развивающих голосовых игр, которые способствуют повышению интереса ребенка к занятиям пением. Игры предполагают вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей ребенка. Вариативность использования интонационно-фонетических упражнений («Машина», «Чайки», «Страшная сказка», «Мишка смеется», «Вопрос-ответ», «Качели» и т.д.) позволяет значительно разнообразить занятия с детьми, повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом. Интонационно-фонетические упражнения комплекса очень просто использовать, перекладывая их на небольшие истории: «Рисуем голосом», «Путешествуем голосом», «Едем на транспорте», «Истории про зверят», «Лесные приключения» и т.п. С большим удовольствием и интересом дети, используя фонопедические упражнения, иллюстрируют сказки, например, «Репка» (Приложение ).
Практически всегда при исполнении всех упражнений у детей задействованы руки. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. К тому же, красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.
Большая часть тренинга проходит сидя. И не только по перечисленным причинам. Известно, что когда человек стоит, работает больше мышц тела, чем когда он идёт. Важно также расслабление мышц брюшного пресса. Для этого необходимо отсутствие напряжения крупных сильных мышц ягодиц и бёдер. Потому — сидя. В той части, которая реализуется в положении «стоя», тоже не предлагается большой физической нагрузки: максимум — лёгкие наклоны вперёд и раскачивания тела на ногах вправо-влево с опущенными руками и опять же расслабленным брюшным прессом (что иногда оказывается не самым простым делом).
Начинаем с детьми упражнения на основе фонопедического метода для развития певческих способностей с артикуляционной гимнастики. Подробно упражнения данной группы и последующих групп описаны в Приложении 9.
В артикуляционную гимнастику входит:
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки).
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. проводятся в игровой форме.
После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууоооааа). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). Игры со звуком являются нотъемлимой частью упражнений на основе фонопедического метода, являются предпосылкой выразительного пения. Ребенок должен получить о звуке совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Он может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный.
Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.
Материалом для звука может служить все, что угодно: любые предметы, оказавшиеся под рукой, тело человека – в общем, все то, что подскажет фантазия.
Следующая группа упражнений «Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Упражнения этой группы (такие как «Греем ладони», «От шепота до крика», «Волна» и др.) объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.
Тренировочная программа для грудного региста (проводится после упражнений «Голосовые сигналы доречевой коммуникации») и тренировочная программа для фальцетного регистра детского голоса (проводится после упражнений на переход из грудного регистра в фальцетный) аналогичны. Различие только в регистрах. Исходная тональность ля-бемоль мажор в разных октавах. Для грудного регистра малая октава, для фальцетного – первая. Исполняются упражнения в объеме терции.
Следующая группа упражнений используется для перехода голоса из грудного регистра в фальцетный. Упражнения представляют собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, падающие звезды. С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя её так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.
Приемы и упражнения на основе фонопедического метода вводятся с первых занятий, начиная со второй младшей группы. Опыт показал, что детям сложно освоить одновременно многообразие приёмов ФМРГ, поэтому они разучиваются постепенно. Сначала ребёнок осваивает часть приёма в медленном темпе, затем весь приём пропевается целиком. Скорость освоения и выучки зависит от времени, которое возможно в данный момент уделить методу. Большое значение имеет возраст поющих. Чем меньше дети, тем больше должна быть доза игровых упражнений (1-3 группы упражнений) и меньше тренировочных. Такие сложные координации как вибрато и нейтральный гласный целесообразно осваивать с маленькими детьми (5-7 лет) очень медленно, не добиваясь акустического результата, а тренируя подготовительные шаги программ. В любом случае целесообразно четырехкратное повторение одного и того же шага программы. Менее четырех раз исполнять нецелесообразно, так как не будет возникать необходимой тренировочной нагрузки.
Более углубленную работу в этом направлении веду на индивидуальных занятиях, которые посещают дети 5-7-летнего возраста.
Таким образом, упражнения на основе фонопедического метода, направленные на развитие певческих способностей детей осуществляются в условиях непосредственного контакта педагога с ребёнком и действенной помощи в процессе его активной певческой деятельности. А игра, фантазия, творчество – все это позволяет добиться положительных результатов, и чем раньше начинается соответствующая работа, тем большего результата следует ожидать.
В завершение следует отметить, что систематический курс занятий на материале фонопедического метода развития создаёт благоприятные условия для развития певческих способностей дошкольников на более высоком уровне, позитивно влияет на уменьшение различных недостатков в пении детей, способствует самореализации личности ребёнка.
Библиографический список
Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка – Минск, 2007.
Бочкарев Н.П., Никифоров И.С.: Алгоритмический аспект вокально-педагогического цикла управления. Веб.: Целевое управление и имитационное моделирование. Тезисы докладов и сообщений к 4-й научно-методической конференции. Новосибирск, 1983.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981.
Ветлугина Н.А, Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1989. – 270 с.: нот.
Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980. - 580 с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. – С.Пб.: Союз, 1997. – 60 с.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-е изд.,испр. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 192 с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.4-е издание - Санкт-Петербург, 2004
Картавцева М.Т.: О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М. 1996
Картушина О.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду, Москва, ООО Издательство Скрипторий 2003, 2010 год.
Конкевич С.В. Сказка про ветерок// журнал “Музыкальная палитра” № 4-2004 г
Тарасова К. Новые программы и методики// журнал “Музыкальный руководитель”, №1-2004 г.
Шереметьев В.А. Хоровое пение в детском саду – журнал «Музыкальный руководитель» №1, №6 /2005г.
Официальный сайт Емельянова В.В. http://www.emelyanov-fmrg.ru/author/#contacts
http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
https://infourok.ru / Библиотека методических материалов для учителя
Шубина Марина Валерьевна