Технология упражнений в развитии певческих умений детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка
«Технология упражнений в развитии певческих умений
детей старшего дошкольного возраста»
МАДОУ «Детский сад № 9
«Красная шапочка»
Московская область
г. Зарайск
Музыкальный руководитель:
Васильева Татьяна
Васильевна
Технология упражнений в развитии певческих умений
детей старшего дошкольного возраста
Разработала музыкальный руководитель МАДОУ «Детского сада №9 «Красная шапочка»,г. Зарайска, Московской области Васильева Татьяна Васильевна.
Цель. Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста.
Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии
1. Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ более конкретным. Само исполнение песен является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.
2. Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр дыхательного горла в детстве равен диаметру карандаша. Столб воздуха с трудом проходит по такому дыхательному горлу и не может вызвать яркое, сочное, громкое пение.
3. Голосовые связки ребенка очень тонкие (в 4 раза тоньше, чем у взрослого, и в 2,5 раза короче), богато снабжены
. Они легко ранимы и легко перенапрягаются. Сил звука у дошкольника (если его заставляют громко петь) достигается не дыханием, как у взрослого, а перенапряжением голосовых связок. Это может привести к кровоизлиянию, образованию на связках узлов.
В отличие от дыхания взрослых, которое является диа-фрагмальным, нижнереберным, произвольным и глубоким, дыхание дошкольника — верхнереберное, поверхностное, автоматическое, жизненное.
У ребенка дошкольного возраста развит головной резонатор, поэтому звук при пении характеризуется не яркостью и сочностью, а легкостью, полетностью.
Легкое, выразительное пение у ребенка дошкольного возраста обеспечивается развитием группы специальных певческих умений.
Певческая дикция — умение правильно произносить в процессе пения слова и звуковые сочетания. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением слов, имеющих особую смысловую нагрузку.
Дыхание — один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникают чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для дошкольников характерно не певческое, диафрагмальное дыхание, а поверхностное, рефлекторное. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умения дышать между фразами, экономно расходуя воздух.
Звукообразование — умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям легкости, мягкости, напевности. Для дошкольника чрезвычайно трудно воссоздать нужное качество звука в пении. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении (без крика и напряжения голосовых связок), с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона детских песен.
10. Чистота интонирования — умение интонационно точного воспроизведения мелодии песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию песни возможно только при правильном дыхании и звукообразовании, чистой дикции.
11. Важнейшими условиями развития специальных певческих умений являются:
— наличие у ребенка музыкальных способностей и педагогическая помощь в их развитии;
— целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.
12. Развитие певческих умений у детей возможно при последовательной, систематичной работы с ними, которая включает:
— развитие музыкальных способностей (звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический слух);
— отбор содержания игровых певческих упражнений;
— разнообразные игровые и сюрпризные моменты на музыкальных занятиях.
Условия реализации технологии:
Педагогическая технология реализуется: музыкальным руководителем в сотрудничестве с педагогом.
Место и время реализации технологии: музыкальные занятия, музыкально-дидактические игры в свободное время.
Диагностика
Направления диагностики:
1. Изучаем особенности певческих умений детей: звукообразование; дыхание; дикция; чистота интонирования; слаженность.
2. Определяем особенности музыкального слуха детей.
Первое направление диагностики
Изучаем особенности певческих умений детей.
Аспект диагностики | Содержание диагностического задания | Критерии оценки качества выполнения задания |
Диагностика звукообразования и дыхания | Индивидуальное пропевание ребенком русской народной песни «У кота - воркота» | Естественный, высокий, светлый звук, без крика и напряжения. Протяжность, напевность звучания. Пропевание конца музыкальных фраз. Взятие дыхания перед началом пения и между музыкальным фразами. Вдох спокойный, бесшумный, не поднимая плеч. |
Диагностика певческой дикции | Индивидуальное пропевание ребенком отрывка из песни В. Витлина «Лесная песенка» | Соблюдение логических ударений в музыкальный фразах. Правильное произношение гласных в словах: «солнышко», «долгоносые», «слышится», «елочке», «песенку», «хлопаем». Правильное произношение согласных в конце слов: «сел», «пел», «жук», «стук». Протягивание гласной «е» и быстрое произношение «с» в словах «лес» и «влез» |
Диагностика частоты интонирования | Пение ребенком любимой песни: с музыкальным сопровождением; без музыкального сопровождения | Интонационно точное воспроизведение мелодии под аккомпанемент. Интонационно точное воспроизведение мелодии без аккомпанемента. |
Диагностика слаженности (умения петь в ансамбле) | Пение знакомой песни на занятии | Одновременное вступление детей после фортепианного вступлении. Согласованность пения. |
Второе направление диагностики
Определяем особенности музыкального слуха детей. Для этого используем методики из технологии развития интереса детей к пению.
Этапы педагогической технологии
I этап. Играем в музыкально-дидактические игры, обогащая музыкально-слуховые представления детей.
/7 этап. Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений.
III этап. Активизируем проявления певческих умений детей на музыкальных занят I. Этап
Игра в музыкально-дидактические игры на этом этапе обогащает музыкально-слуховые представления детей, развивает их музыкальный слух. Играть с детьми может как музыкальных руководитель, так и воспитатель.
Игры для развития чувства ритма
«Веселые матрешки»
Необходимый материал: большая матрешка и несколько маленьких (по числу играющих).
Ход игры: дети сидят вокруг стола. У педагога — большая матрешка, у детей — маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», — говорит педагог и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм при помощи своих матрешек. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
«Определим по ритму»
Необходимый материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина — пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.
Ход игры: педагог, выступая в роли ведущего, исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот ребенок, который ни разу не ошибся.
Для различения ритмических рисунков можно использовать знакомые детям песни Е.Тиличеевой «Небо синее», «Смелый пилот»; русские народные песни «Андрей-воробей», «Ба-рашеньки».
«Прогулка»
Необходимый материал: музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, мы пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять по залу, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — педагог ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» — изображает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им об землю», — педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», — быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел сильный дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», — постепенно ускоряет ритм ударов. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», — быстро и ритмично ударяет молоточком.
Игры для развития звуковысотного слуха
«Три поросенка»
Необходимый материал: на планшете изображены лес и сказочный дом. В доме вырезано одно окошко, которое закрывает вращающийся диск с изображением трех поросят: 11уф-Нуфа в синей шапочке, Наф-Нафа в красной шапочке, Ниф-Нифа в желтой шапочке. Если вращать диск, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисован Нуф-Нуф; под пластинкой «ля» первой октавы — Наф-Наф; под пластинкой «до» второй октавы — Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно вынимается из петельки. Каждому играющему дают три картинки с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.
Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, — говорит педагог. — В нем живут знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете, кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: „Я Ниф-Ниф" {поет и играет на фортепиано „до"второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос {поет и играет „фа"первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше {поет и играет „ля " первой октавы). Затем педагог играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто поет. Дети должны поднять картинку с изображением шапочки того поросенка, который спел песенку. Если большинство детей угадали правильно, то педагог вращает диск, и в окошке появляется поросенок. Если дети не верно угадали, то в окошке никто не появляется, и тогда педагог опять играет этот же звук, а дети проверяют свои картинки.
«Ступеньки»
Необходимый материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик).
Ход игры: музыкальный руководитель исполняет на фортепиано мелодию. Вызванный им ребенок определяет движение вниз, на одном звуке) и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки (вверх, вниз, постукивает на одной ступеньке). Следующий ребенок проделывает то же самое с помощью другой игрушки.
Игры для развития тембрового слуха
«Догадайся, кто поет?»
Ход игры: дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тиличеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел второй куплет.
«Слушаем внимательно»
Необходимый материал: записи знакомой детям инструментальной музыки детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).
Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, на каких инструментах оно исполняется, и найти их на столе.
II этап
Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений. Эту работу проводит музыкальный руководитель во время основной части музыкального занятия.
Важно обратить внимание на размещение детей. Целесообразно рассадить их следующим образом:
— в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, — дети с недостаточной вокально-слуховой координацией;
— во втором ряду — дети с неустойчивыми певческими умениями;
— в третьем ряду — дети с чистой интонацией, поющие естественно и непринужденно.
Работу по развитию певческих умений можно вести в процессе разучивания предусмотренных программой песен, например:
«Котенька-коток», русская народная колыбельная.
«Что нам нравится зимой?», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой.
Звуковой диапазон всех этих и голоса старших дошкольников (ре-до ).
Игровые певческие упражнения для развития чистоты интонирования
«Пение про себя»
По знаку музыкального руководителя часть ранее выученного произведения пропевается как обычно, а часть «молча», в уме. Сигналом к введению «пения про себя» служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «поем про себя».
В начале использования этого упражнения удобно построчно чередовать разные способы пения, например при разучивании песни «Котенька-коток»:
«Котя, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток, (вслух)
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать, (про себя)
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу», (вслух)
При обретении детьми некоторого певческого опыта задание усложняется «дроблением» строчки:
«Котя, котенька-коток, (вслух)
Котя, серенький хвосток, (про себя)
Приди, котя, ночевать, (вслух)
Нашу деточку качать, (про себя)
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу», (вслух)
Окончание песни необходимо спеть вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию, понять, сумели ли они вернуться к тонике.
«Песенки-упражнения»
— «Труба» Е. Тиличеевой;
— «Дятел» Н.Леви.
Эти и подобные попевки помогают детям в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов).
«Телеграмма»
Музыкальный руководитель говорит, что хочет послать телеграмму (например, Тане), и пропевает на слоге «ля-ля» мелодию, знакомую детям, например 4 такта песни «Во поле березка стояла». Таня должна ответить такой же телеграммой, т. е. интонационно точно спеть эту же мелодию в ответ.
Игровые упражнения для развития певческого дыхания
«Понюхаем — подуем»
Детям предлагается взять в руки воображаемый цветок — одуванчик и понюхать его, сделав медленный бесшумный вдох и не поднимая плеч, а затем так же медленно бесшумно подуть на него, сделав выдох.
«Пете по музыкальным фразам („цепочкой")»
Например:
1-й ряд поет «Котя, котенька-коток»,
2-й ряд поет «Котя, серенький хвосток».
Работая над дикцией, можно использовать прием коллективного произнесения текста шепотом (тихо, в полный голос) на высоком звучании в ритме песни.
III этап
Активизируем проявления певческих умений детей на музыкальных занятиях.
Разучивание песни и совершенствование певческих умений — процесс достаточно трудоемкий. Поэтому важно заинтересовать детей пением, оптимизировать содержание музыкального занятия при помощи игровых приемов, сюрпризных моментов, направленных на закрепление певческих умении.
Так, например, в вводной и заключительной частях занятия можно использовать игровой прием «Музыкальное приветствие».
Поздороваться и попрощаться с детьми «по-музыкальному»: спеть им «Здравствуйте!» или «Доброе утро!» Мелодия варьируется на звуках трезвучия:
— сверху вниз — 5—3—1;
— снизу вверх — 1—3—5;
— на одном звуке — 1—1—1; 3—3—3; 5—5—5.
При этом педагог показывает движение мелодии рукой, затем предлагает детям повторить приветствие, также показывая движение мелодии рукой.
На последующих занятиях этот игровой прием можно разнообразить:
— пропеваются эти же слова с различными интонациями: грустно, плаксиво, страшно, хитро и т. п., по предложению детей;
— с детьми здоровается игровой персонаж, например кошечка (игрушка би-ба-бо). Она пропевает «мяу-мяу-мяу» на таких же звуках трезвучия, а дети-«котята» отвечают ей.
Для поддержания интереса к песне можно использовать сюрпризные моменты.
В процессе разучивания песни «Котенька-коток» можно одеть ребенка в костюм кошки, предложить ребенку-«котику» мягко походить, «помурлыкать». При этом музыкальный руководитель с выражением читает потешку:
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые».
Перед разучиванием песни «Наш друг — Петербург» могут быть загадана загадка о Санкт-Петербурге и выставлены виды городских достопримечательностей.
Ожидаемые результаты педагогической технологии
Дети:
Положительная динамика в развитии певческих умений. Развитие музыкального слуха. Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Желание петь.
Родители:
Повышение интереса к музыкальной деятельности детей. Радость за певческие достижения детей во время утренников.
Педагоги:
Включение музыкально-дидактических игр в развивающую среду группы. Участие в музыкально-дидактических играх.
Музыкальный руководитель:
Освоение технологии развития певческих умений школьников. Развитие профессионально-педагогического творчества: изобретение новых приемов и способов развития певческих умений детей. Помощь педагогу в разработке музыкально-дидактических игр.