12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Татьяна Васильевна325
Я - музыкальный руководитель ДОУ с большим стажем работы. Профессию свою обожаю. Стремлюсь к постоянному поиску новых технологий. По жизни - оптимистка. В свободное время люблю читать классическую литературу, прессу, путешествовать по России.
Россия, Московская обл., Зарайск
0

Технология упражнений в развитии певческих умений детей старшего дошкольного возраста










                                                   Методическая разработка


«Технология упражнений в развитии певческих умений

                                        детей старшего дошкольного возраста»





МАДОУ «Детский сад № 9

«Красная шапочка»

Московская область

г. Зарайск

Музыкальный руководитель:

Васильева Татьяна

Васильевна









Декабрь 2020 г.









                         Технология упражнений в развитии певческих умений

                                        детей старшего дошкольного возраста


Разработала музыкальный руководитель МАДОУ «Детского сада №9 «Красная шапочка»,г. Зарайска, Московской области Васильева Татьяна Васильевна.


 Цель. Развитие певческих умений детей старшего дошколь­ного возраста.

 

Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

1.  Пение — один из самых любимых детьми видов музы­кальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоциональ­ного музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а му­зыкальный образ более конкретным. Само исполнение песен является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удо­вольствием, целиком отдаваясь этому занятию.

2.  Особенности певческой деятельности детей определяют­ся в первую очередь спецификой развития детского певческо­го голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диа­метр дыхательного горла в детстве равен диаметру карандаша. Столб воздуха с трудом проходит по такому дыхательному горлу и не может вызвать яркое, сочное, громкое пение.

3.  Голосовые связки ребенка очень тонкие (в 4 раза тонь­ше, чем у взрослого, и в 2,5 раза короче), богато снабжены

. Они легко ранимы и легко перенапрягаются. Сил звука у дошкольника (если его заставляют громко петь) дости­гается не дыханием, как у взрослого, а перенапряжением го­лосовых связок. Это может привести к кровоизлиянию, обра­зованию на связках узлов.

В отличие от дыхания взрослых, которое является диа-фрагмальным, нижнереберным, произвольным и глубоким, дыхание дошкольника — верхнереберное, поверхностное, автоматическое, жизненное.

У ребенка дошкольного возраста развит головной резо­натор, поэтому звук при пении характеризуется не яркостью и сочностью, а легкостью, полетностью.

Легкое, выразительное пение у ребенка дошкольного возраста обеспечивается развитием группы специальных пев­ческих умений.

Певческая дикция — умение правильно произносить в процессе пения слова и звуковые сочетания. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделе­нием слов, имеющих особую смысловую нагрузку.

 

Дыхание — один из важнейших певческих навыков, бла­годаря которому возникают чистота интонирования, напев­ность, легкость пения. Для дошкольников характерно не пев­ческое, диафрагмальное дыхание, а поверхностное, рефлек­торное. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умения дышать между фразами, экономно рас­ходуя воздух.

Звукообразование — умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокаль­ным требованиям легкости, мягкости, напевности. Для до­школьника чрезвычайно трудно воссоздать нужное качество звука в пении. Развитие данного умения связано с упражне­ниями в пении (без крика и напряжения голосовых связок), с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным рас­ширением диапазона детских песен.

       10. Чистота интонирования — умение интонационно точ­ного воспроизведения мелодии песни. Развитие данного уме­ния связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию песни возможно только при правиль­ном дыхании и звукообразовании, чистой дикции.

11. Важнейшими условиями развития специальных певческих умений являются:

—   наличие у ребенка музыкальных способностей и педа­гогическая помощь в их развитии;

—   целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обу­чения детей пению.

12. Развитие певческих умений у детей возможно при последовательной, систематичной работы с ними, которая включает:

—  развитие музыкальных способностей (звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический слух);

—  отбор содержания игровых певческих упражнений;

—  разнообразные игровые и сюрпризные моменты на му­зыкальных занятиях.

Условия реализации технологии:

Педагогическая технология реализуется: музыкальным руководителем в сотрудничестве с педагогом.

Место и время реализации технологии: музыкальные занятия, музыкально-дидактические игры в свободное время.

 

 

Диагностика

 

Направления диагностики:

   1.           Изучаем особенности певческих умений детей: звукообразование; дыхание; дикция; чистота интонирования; слаженность.

2. Определяем особенности музыкального слуха детей.

 Первое направление диагностики

Изучаем особенности певческих умений детей.

Аспект диагностики

Содержание диагностического задания

Критерии оценки качества выполнения задания

Диагностика звукообразования и дыхания

Индивидуальное пропевание ребенком русской народной песни «У кота - воркота»

Естественный, высокий, светлый звук, без крика и напряжения. Протяжность, напевность звучания. Пропевание конца музыкальных фраз. Взятие дыхания перед началом пения и между музыкальным фразами. Вдох спокойный, бесшумный, не поднимая плеч.

Диагностика певческой дикции

Индивидуальное пропевание ребенком отрывка из песни В. Витлина «Лесная песенка»

Соблюдение логических ударений в музыкальный фразах. Правильное произношение гласных в словах: «солнышко», «долгоносые», «слышится», «елочке», «песенку», «хлопаем». Правильное произношение согласных в конце слов: «сел», «пел», «жук», «стук». Протягивание гласной «е» и быстрое произношение «с» в словах «лес» и «влез»

Диагностика частоты интонирования

Пение ребенком любимой песни: с музыкальным сопровождением; без музыкального сопровождения

Интонационно точное воспроизведение мелодии под аккомпанемент. Интонационно точное воспроизведение мелодии без аккомпанемента.

Диагностика слаженности (умения петь в ансамбле)

Пение знакомой песни на занятии

Одновременное вступление детей после фортепианного вступлении. Согласованность пения.

 

Второе направление диагностики

Определяем особенности музыкального слуха детей. Для этого используем методики из технологии развития интереса детей к пению.

 Этапы педагогической технологии

I этап. Играем в музыкально-дидактические игры, обога­щая музыкально-слуховые представления детей.

/7 этап. Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений.

III этап. Активизируем проявления певческих умений детей на музыкальных занят   I. Этап

Игра в музыкально-дидактические игры на этом этапе обо­гащает музыкально-слуховые представления детей, развивает их музыкальный слух. Играть с детьми может как музыкаль­ных руководитель, так и воспитатель.

Игры для развития чувства ритма

«Веселые матрешки»

Необходимый материал: большая матрешка и несколько маленьких (по числу играющих).

Ход игры: дети сидят вокруг стола. У педагога — большая матрешка, у детей — маленькие. «Большая матрешка учит тан­цевать маленьких», — говорит педагог и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм при помощи своих матрешек. При повторении игры ведущим может стать ребе­нок, правильно выполнивший задание.

«Определим по ритму»

Необходимый материал: карточки, на одной половине ко­торых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина — пустая; картинки, иллюстриру­ющие содержание песни музыкальные инструмен­ты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкаль­ный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры: педагог, выступая в роли ведущего, исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инстру­ментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закры­вают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот ребенок, который ни разу не ошибся.

Для различения ритмических рисунков можно использо­вать знакомые детям песни Е.Тиличеевой «Небо синее», «Сме­лый пилот»; русские народные песни «Андрей-воробей», «Ба-рашеньки».

«Прогулка»

Необходимый материал: музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, мы пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять по залу, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — педагог ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют ритмический рису­нок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» — изображает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им об землю», — педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», — быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел сильный дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», — постепенно ускоряет ритм ударов. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», — быстро и ритмично ударяет молоточком.

 

Игры для развития звуковысотного слуха

                                   «Три поросенка»

Необходимый материал: на планшете изображены лес и сказочный дом. В доме вырезано одно окошко, которое закрывает вращающийся диск с изображением трех поросят: 11уф-Нуфа в синей шапочке, Наф-Нафа в красной шапочке, Ниф-Нифа в желтой шапочке. Если вращать диск, то в окош­ке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисован Нуф-Нуф; под пластинкой «ля» первой октавы — Наф-Наф; под пластинкой «до» второй октавы — Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен моло­точек от металлофона, который свободно вынимается из пе­тельки. Каждому играющему дают три картинки с изображе­нием шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, — говорит педагог. — В нем живут знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. По­росята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете, кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: „Я Ниф-Ниф" {поет и играет на фортепиано „до"второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос {поет и играет „фа"первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше  {поет и играет „ля " первой октавы). Затем педагог играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто поет. Дети должны поднять картинку с изображением ша­почки того поросенка, который спел песенку. Если большин­ство детей угадали правильно, то педагог вращает диск, и в окошке появляется поросенок. Если дети не верно угадали, то в окошке никто не появляется, и тогда педагог опять играет этот же звук, а дети проверяют свои картинки.

 

«Ступеньки»

Необходимый материал: лесенка из пяти ступенек, игруш­ки (матрешка, мишка, зайчик).

Ход игры: музыкальный руководитель исполняет на форте­пиано мелодию. Вызванный им ребенок определяет движение вниз, на одном звуке) и соответственно пере­двигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки (вверх, вниз, постукивает на одной ступеньке). Следующий ре­бенок проделывает то же самое с помощью другой игрушки.

 

Игры для развития тембрового слуха

«Догадайся, кто поет?»

Ход игры: дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тиличеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в цент­ре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел второй куплет.

«Слушаем внимательно»

Необходимый материал: записи знакомой детям инстру­ментальной музыки детские музыкальные инструменты (пиа­нино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, на каких инструментах оно исполняется, и найти их на столе.

 

 

II этап

 Развиваем певческие умения детей в процессе игровых уп­ражнений. Эту работу проводит музыкальный руководитель во время основной части музыкального занятия.

Важно обратить внимание на размещение детей. Целесо­образно рассадить их следующим образом:

—   в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, — дети с недостаточной вокально-слуховой координацией;

—   во втором ряду — дети с неустойчивыми певческими умениями;

—   в третьем ряду — дети с чистой интонацией, поющие естественно и непринужденно.

Работу по развитию певческих умений можно вести в про­цессе разучивания предусмотренных программой песен, на­пример:

«Котенька-коток», русская народная колыбельная.

«Что нам нравится зимой?», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой.

Звуковой диапазон всех этих и голоса старших дошкольников (ре-до ).

 


Игровые певческие упражнения для развития чистоты интонирования

                     «Пение про себя»

По знаку музыкального руководителя часть ранее выучен­ного произведения пропевается как обычно, а часть «молча», в уме. Сигналом к введению «пения про себя» служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «поем про себя».

В начале использования этого упражнения удобно по­строчно чередовать разные способы пения, например при раз­учивании песни «Котенька-коток»:

«Котя, котенька-коток,

Котя, серенький хвосток, (вслух)

 Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать, (про себя)

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу», (вслух)

При обретении детьми некоторого певческого опыта зада­ние усложняется «дроблением» строчки:

    «Котя, котенька-коток, (вслух)

     Котя, серенький хвосток, (про себя)

     Приди, котя, ночевать, (вслух)

     Нашу деточку качать, (про себя)

     Уж как я тебе, коту,

     За работу заплачу», (вслух)

Окончание песни необходимо спеть вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию, понять, сумели ли они вернуться к тонике.

 

         «Песенки-упражнения»

—   «Труба» Е. Тиличеевой;

—   «Дятел» Н.Леви.

Эти и подобные попевки помогают детям в чистоте интони­рования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов).

          «Телеграмма»

Музыкальный руководитель говорит, что хочет послать те­леграмму (например, Тане), и пропевает на слоге «ля-ля» ме­лодию, знакомую детям, например 4 такта песни «Во поле березка стояла». Таня должна ответить такой же телеграммой, т. е. интонационно точно спеть эту же мелодию в ответ.

                    

Игровые упражнения для развития певческого дыхания

                                              «Понюхаем — подуем»

Детям предлагается взять в руки воображаемый цветок — одуванчик и понюхать его, сделав медленный бесшумный вдох и не поднимая плеч, а затем так же медленно бесшумно подуть на него, сделав выдох.

«Пете по музыкальным фразам („цепочкой")»

Например:

1-й ряд поет «Котя, котенька-коток»,

2-й ряд поет «Котя, серенький хвосток».

Работая над дикцией, можно использовать прием коллек­тивного произнесения текста шепотом (тихо, в полный голос) на высоком звучании в ритме песни.

 

III этап

Активизируем проявления певческих умений детей на му­зыкальных занятиях.

Разучивание песни и совершенствование певческих уме­ний — процесс достаточно трудоемкий. Поэтому важно заин­тересовать детей пением, оптимизировать содержание музыкального занятия при помощи игровых приемов, сюрпризных моментов, направленных на закрепление певческих умении.

Так, например, в вводной и заключительной частях заня­тия можно использовать игровой прием «Музыкальное при­ветствие».

Поздороваться и попрощаться с детьми «по-музыкально­му»: спеть им «Здравствуйте!» или «Доброе утро!» Мелодия варьируется на звуках трезвучия:

—   сверху вниз — 5—3—1;

—   снизу вверх — 1—3—5;

—   на одном звуке — 1—1—1; 3—3—3; 5—5—5.

При этом педагог показывает движение мелодии рукой, затем предлагает детям повторить приветствие, также показы­вая движение мелодии рукой.

На последующих занятиях этот игровой прием можно раз­нообразить:

—   пропеваются эти же слова с различными интонациями: грустно, плаксиво, страшно, хитро и т. п., по предложению детей;

—   с детьми здоровается игровой персонаж, например ко­шечка (игрушка би-ба-бо). Она пропевает «мяу-мяу-мяу» на таких же звуках трезвучия, а дети-«котята» отвечают ей.

Для поддержания интереса к песне можно использовать сюрпризные моменты.

В процессе разучивания песни «Котенька-коток» можно одеть ребенка в костюм кошки, предложить ребенку-«котику» мягко походить, «помурлыкать». При этом музыкальный ру­ководитель с выражением читает потешку:

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые».

Перед разучиванием песни «Наш друг — Петербург» могут быть загадана загадка о Санкт-Петербурге и выставлены виды городских достопримечательностей.

 

Ожидаемые результаты педагогической технологии

 

Дети:

Положительная динамика в развитии певческих умений. Развитие музыкального слуха. Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Желание петь.

Родители:

Повышение интереса к музыкальной деятельности детей. Радость за певческие достижения детей во время утренников. 

Педагоги:

Включение музыкально-дидактических игр в развивающую среду группы. Участие в музыкально-дидактических играх. 

Музыкальный руководитель:

Освоение технологии развития певческих умений школьников. Развитие профессионально-педагогического творчества: изобретение новых приемов и способов развития певческих умений детей. Помощь педагогу в разработке музыкально-дидактических игр.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.