Публикация «Проблемы коррекционной педагогики»
Работаю в коррекционной школе уже 33 года. Отмечу, что работать стало труднее в разы. И не только потому, что дети приходят с более сложными и сочетанными заболеваниями и отклонениями, а потому, что государство наше не до конца понимает роль учителя в коррекционном образовании. Бесконечные совещания, бумажные отчёты, компьютерные графики и т.д , в общем, времени на непосредственное общение с детьми сводится к минимуму. Ведь основная задача учителя - учить ребёнка. Большинство специалистов соглашается, что развитие ребёнка с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременности наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормально развивающихся сверстников, при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными. Здесь считаем уместным привести мудрое высказывание известного отечественного педагога Л.С. Выготского: «Если слепой или глухой ребёнок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают это иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребёнка». Легко поэтому представить себе, что последствия неправильного воспитания гораздо более искажают действительные возможности развития отсталого ребенка, чем нормального, а всякий хорошо знает, до какой степени нормальный ребенок, лишенный соответствующих условий воспитания, обнаруживает педагогическую запущенность, которую так трудно бывает отличить от настоящей умственной отсталости. Если принять во внимание, что речь идет о глубоко отсталых детях, т. е. о таких, развитие которых вообще ограничено более тесными пределами, чем развитие легко отсталых, то станет ясно, до какой степени все сказанное выше приложимо к легко отсталому ребенку. Сложный и неоднородный характер проблемы соотношения обучения и развития, исследователи утверждают, что для коррекционной (специальной) педагогики, её разрешение является более сложным, чем в любой другой области педагогики.
Достигнутые результаты и намечающиеся перспективы исследований коррекционной (специальной) педагогики обуславливают необходимость и дают возможность переосмысления структурно-функциональной организации всей системы специального образования на основе построения нового базиса – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.
Можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности нашего общества.