12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия101

Пименова Ю.В.

Учитель географии

МОУ ИРМО «Бутырская СОШ»

Методы и приёмы развития речи на уроке географии

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы, способствующие развитию устной речи у школьников на уроках географии.

Ключевые слова: внимание, вопросы, ответы, мотивация, методы, приёмы.

«Школьный учитель, какие бы творческие манеры и наклонности он ни исповедовал, каким бы эрудитом ни был и что бы ни преподавал: математику или физику, химию или черчение, по сути и в основе – Воспитатель, - писал в своём труде «Путь к ученику» Евгений Николаевич Ильин (1)

Значит, каждый урок - открытие? Да, каждый.

Но навязать свою точку зрения ученикам — неверная позиция, считает Е. Н. Ильин. Искать ответы на злободневные вопросы нужно вместе: учитель и ученик. Созданная им система стала частью педагогики сотрудничества. В процессе учебно-воспитательной работы отношения «наставник — ученик» должны иметь взаимный интерес, контакт, доброжелательность.

Поэтому важно искусство общения в положительной эмоциональной среде вывести на уровень диалога между двумя личностями или группами с собственным мнением, подтверждённым аргументами.

Вся работа Евгения Николаевича Ильина была борьбой за внимание учеников. Не тишина и порядок его волновали: будет интересно — будут слушать и участвовать — вопрос дисциплины решится сам собой. Как привлечь внимание современных отроков к «преданиям старины глубокой»? Построить урок как само произведение. И здесь есть три помощника: неожиданные приемы подачи; яркие образы, незаметные важные детали; каверзные интересные вопросы.

Вся методика уместилась в трех словах: прием, деталь, вопрос

«Самое важное — не копировать слепо опытных мастеров, идти своим путем»,- писал Ильин.(2)

Название одной из статей метра педагогики: «Спрашивайте – отвечаю». Ильин пишет: «Заканчивая урок, говорим обычно: вопросы есть? И очень довольны, когда их нет: дескать, вот как надо исчерпывать тему. Нет, так не надо. Учитель, который полностью "выговаривается", не вызывает желания о чем-то спросить. Разучиваясь спрашивать, ребята перестают и отвечать. Ибо что такое вопрос, как не "кусочек" ответа, который надо углубить, проверить? "Где больше раскрывается личность: в вопросе или ответе?" - спросил я однажды ребят. Оказывается, в вопросе. Вот почему не в конце урока, когда уже нет времени для серьезных разговоров, а где-то в середине, в самый разгар, обращаюсь к ребятам: "Спрашивайте - отвечаю". Их вопросами диагностирую пробелы в собственных знаниях, постигаю тайное в явном: ученика. Стараюсь внушить: мыслит тот, кто задает вопросы. И еще: спрашивая, становишься личностью!»(3)

Тема моего педагогического проекта «Обучение школьников развитию устной и письменной речи на уроках географии». На своих уроках развиваю умения и навыки общения. Для этого и необходима мотивация.

Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации школьников. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму»,  - эта китайская пословица должна стать девизом для педагога на каждом проводимом им уроке.

Я предлагаю следующие приемы и методы развития учебной мотивации:

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Например, определите какой океан или материк по контуру. Работа проводится в микрогруппах и каждый участник высказывает своё предположение.

Метод создания проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Например, включаю аудиозапись «Говорит Москва» в ходе прослушивания ребята получают информацию о том, что в этот момент в России в разных пунктах время отличается. В ходе «Мозгового штурма» выявляем причину.

 На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учащихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний.

Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование». Тема: «Наш демографический портрет». Разбираем каждое слово: портрет – изображение. Демографический – выделяем 2 слова: демо – народ, граф – пишу. А теперь определите тему урока и что мы узнаем.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы: «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Например, доказываем, что ноябрь ещё не зима или иней - это не снег потому, что…

Прием «До и после» составляется список утверждений, при активизации знаний и в режиме рефлексии выясняем: согласны они с утверждениями или не согласны.

Прием «Лови ошибку». Даётся любой текст, где допущены ошибки, кто найдёт их больше, тот получает больше баллов. За каждый правильный ответ ученик получает балл, который фиксирует в своей тетради. На этапе рефлексии аргументирует оценку, в том числе на основе полученных баллов.

Использование игровых приемов. Уt1678142866aa.png чащиеся любого возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.           

Я применяю географическую гимнастику (метапредметная связь: физическая культура и география). Учитель показывает базовые положения: руки на пояс: экватор (линия, делящая Землю пополам). Руки в стороны – параллель, руки тянет вверх, встаём на носочки – меридиан. При чередовании положений ребята запоминают стороны горизонта.

Можно усложнить: гладим рукой голову – северный полюс, топаем ногами – южный полюс. Руки поднимаем от «экватора» вверх и хлопок – северное полушарие. Наклоняем торс вперёд, выполняем упражнение «мельница» - южное полушарие.

При изучении тем «Внутренние воды» или «Движение Земли» кладём на голову учебник и начинаем движение. Рефлексия направлена на понимание движения планеты орбитальное или осевое (движение против часовой стрелки) и хорошая тренировка осанки школьников.

В ходе урока ребята получают знания от педагога, начинают применять их на практике и всё через географическое воспитание и развитие устной речи.

https://nsportal.ru/user/1021190/page/knigi-evgeniya-nikolaevicha-ilina

 https://fb.ru/article/469030/pedagog-ilin-evgeniy-nikolaevich

https://pedsovet.org/article/tri-pedagogiceskih-pravila-ot-evgenia-ilina

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.