12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каюмова Заррина Рустамовна236
Россия
0

Статья на тему «Методы и приёмы работы с сжатым изложением в 5-6 классе»

Методы и приёмы работы с сжатым изложением в 5-6 классе.

Учитель русского языка

 и литературы Каюмова .З.Р ,

экономический лицей «Хилол»

 город Душанбе 

Русский язык  5 класс

 

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его. Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку? Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Изложение с изменением лица

ХОД УРОКА:

 

1. Определение темы, идеи.

2. Выделение частей текста.

3. Анализ текста.

4. Лексический анализ

5. Орфографический анализ.

 

 

Текст – два и более предложения, связанных по смыслу и грамматически.

Композиция – строение текста.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.

При работе над этим упражнением школьники могут выявить один из важных признаков пересказа: он не всегда содержит исчерпывающую информацию исходного текста, сведения, которые входят в состав своего текста, можно «сжать». Создавая пересказ, ребята могут использовать следующие средства сжатия: исключение, обобщение и замена. Школьники могут кратко охарактеризовать каждый способ сжатия, названный ими. Они отметят, что при исключении необходимо убрать детали, оставляя существенную информацию; во время обобщения необходимо обобщить мелкие факты, а замена требует заменить сложное предложение простым, прямую речь преобразовать в косвенную.

 

Григорий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в приюте. Когда мальчику исполнилось четыре года, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. С приёмными родителями Грише повезло. Мальчик был окружён заботой и любовью. Отец был охотником и рыболовом – человеком, который любил, знал и понимал природу. Эту любовь он сумел передать приёмному сыну. Первый рассказ Скребицкого «Ушан» появился, когда ему было 37 лет. Это история о маленьком зайке, которого подобрал в лесу мальчик Юра. Жаль ему стало, что может замёрзнуть бедняга. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и котом Иванычем.

             

 Рассмотрим текст:

«Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”. Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит».

 

Итак, этот рассказ о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды. Автор показывает зайца находчивым и сообразительным. Он обхитрил собак и спас свою жизнь. Заголовок: «Хитрый заяц».

Теперь составим план по первой части фрагмента. «Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду». Заголовок: «Собаки выследили зайца».

Читаем вторую часть.

 «Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?». Заголовок «Заяц пропал».

Читаем третью часть: «Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”». Заголовок «Не выдавай меня».

Читаем последнюю часть: «Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит». Заголовок: «Заяц экзамен на хитрость сдал».

 

В тексте нам встретились орфограммы: безударные окончания существительных, безударные окончания глаголов, безударные гласные в корне, правописание не с глаголами, правописание -тся, -ться у глаголов.

             Повторим их, чтобы не допустить ошибок в изложении.

Итак, для проверки безударной гласной в корне, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной: дере́вья – де́рево.

 

1. У существительных окончание -е пишется:

2. у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах;

3. у существительных 2-го склонения в предложном падеже.

4. Окончание -и пишется:

5. у существительных 1-го склонения в родительном падеже;

6. у существительных 3-го склонения и у существительных на -ия,-ие,-ий в родительном, дательном и предложном падежах;

7. По вырубке (1 склонение, дательный падеж).

8. На верхушке (1 склонение, предложный падеж).

9. На дорожке (1 склонение, предложный падеж).

10. У акации (заканчивается на -ия).

11. Окончание глаголов зависит от спряжения.

12. Глаголы первого спряжения имеют личные окончания у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет (-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

13. Например, думает (окончание -ет – 1 спряжение); зеленеют (окончание -ют – 1 спряжение).

14. Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Красит (окончание -ит – 2 спряжение), пилят (окончание -ят – 2 спряжение).

Нужно помнить!

1. Если глагол отвечает на вопросы «что делает?», «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.

2. Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).

3. В вопросе нет Ь, значит и у глагола не будет Ь.

4. Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.

5. Необходимо (что делать?) трудиться.

6. В вопросе есть Ь, и у глагола будет Ь.

7. Вспомним о правописании не с глаголами.

8. Не с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

9. Не был. Негодовать (искл.)

Внимание, в цитируемом тексте идёт повествование от лица автора, то есть от первого лица. Изложение нужно написать от третьего лица.

 

 

Сжатое изложение 6 класс

 

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Микротема – это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).

Текст  – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.

 

Как составить сложный план:

 

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.

3. Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.

4. Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.

5. При работе над сжатым изложением важно знать лексическое значение слов, чтобы не допустить ошибок в их употреблении.

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

 

1. Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.

2. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.

3. Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.

4. Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

5. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.

 

Приёмы сжатия текста:

1. Исключение подробностей и деталей

2. Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.

3. Обобщение однородных явлений

4. Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.

5. Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения)

6. Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение.

 

Как готовиться к сжатому изложению:

Внимательно прочитайте текст.Определите его основную мысль.

1. Исключите из текста подробности, повторы.

2. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.

3. Ещё раз внимательно читаем исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.

Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.

Рассмотрим текст.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

– Замолаживает…

– То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.

– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. (По М. Булатову и В. Порудоминскому)

 

-О ком это текст? 

-О Владимире Ивановиче Дале, благодаря которому в языке сохранились многие диалектные слова. Он создал «Толковый словарь живого великорусского языка».

-Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.

Словарная работа:

Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).

Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.

Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.

Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. 

 

Выберите заголовок, отражающий содержание текста:

1. «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».

2. «Холодный мартовский день».

3. «Разговор с ямщиком».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.