ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2
0
Материал опубликован 13 April

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Чернышкова Анастасия Владимировна

г. Азов, МБОУ Лицей г. Азова

nastya.che2010@yandex.ru


В настоящее время трудно представить себе основные процессы человеческой деятельности без использования компьютерных технологий и интерактивных методов, которые постоянно совершенствуются и требуют от субъекта образовательного процесса специфической адаптивности.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» непрерывное применение интерактивных методов является одной из доминант совершенствования системы российского государства, в частности, образовательной сферы. Особая роль в этом процессе принадлежит новым педагогическим технологиям, которые все активнее применяются в образовании и открывают дополнительные возможности для развития образовательных организаций и их работников, для детей и родителей.

Еще несколько лет назад обозначенная тема не являлась широко распространенной и актуальной для процесса совершенствования образовательной системы. Сегодня же она обсуждается на всех уровнях власти, рассматривается многими теоретиками и практиками, подтверждается в нормативно-правовых документах, концепциях, планах и прогнозах.

В рамках исполнения подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. № Пр-15 ГС и реализации государственной целевой программы «Развитие образования» с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, начали создаваться и постепенно внедряться цифровые образовательные платформы как один из способов реализации интерактивных методов преподавания.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью
общения, сменой и разнообразием видов деятельности, целенаправленной
рефлексией. С.С. Кашлев определяет интерактивную модель обучения как
целенаправленное усиленное межсубъектное взаимодействие педагога и
учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [1].

Интерактивный метод (от англ. inter – «между»; act – «действие») означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Это базируется на сотрудничестве, на взаимообучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Мы придерживаемся мнения С.Б. Суворовой, которая утверждает, что «интерактивное обучение является способом познания, осуществляется только при условии совместной деятельности всех учеников. Интерактивное обучение выстраивается на взаимодействии обучающихся окружения, которое представляет собой область получаемого опыта, основывается на психологии человеческих взаимодействий. Такое обучение рассматривается в качестве совместного процесса познания, при котором знания получаются в процессе совместной деятельности через диалог, полилог» [2].

С.Б. Суворова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения, основанную на коммуникативных функциях. В данной классификации все методы подразделяются на три группы: 1) дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); 2) игровые (дидактические, деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные методы); 3) психологическая группа интерактивных методов (коммуникативные тренинги, эмпатия) [2].

Современная педагогика насчитывает достаточное количество интерактивных методов обучения английскому языку. Среди них можно выделить следующие: творческие задания; обучающие игры (ролевые игры, образовательные игры: игра «Сказка о язычке», игра «Have you got...?», игра «Simon says...» или «You can...», где в продолжение фразы нужно назвать любой глагол, действие, которое должны выполнить остальные дети (чтобы каждый смог проговорить фразу и вспомнить глаголы. Учитель лишь следит за правильностью выполнения игры и др.); работа в малых группах, парах, тройках (приём «2,4, вместе»); метод «Карусели»; «Аквариум»; «Мозговой штурм»; «Ажурная пила»; «Броуновское движение»; использование проектной методики или цифровых платформ.

Этот список можно пополнять, поскольку каждый учитель может внедрить свои приёмы и методы. Возникает вполне закономерный вопрос: какой из методов будет наиболее эффективным? На уроках английского языка создаются учебные ситуации, помогающие обучающимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности.

Наиболее интересным методом, применяемым на практике, является метод «Синквейн». Синквейн – (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [3]:

1. Первая строка – обозначение темы с помощью одного слова (существительное);

2. Описание темы (2 прилагательных);

3. Описание действия, согласно предложенной теме (3 глагола);

4. Составление фразы из 4-х слов, которая выражает отношение к теме (разные части речи);

5. Подбор синонима к теме (1 слово).

Например, проведение урока с учениками 7 класса. Тема обучения: «Путешествие». План работы следующий: 1. В начале урока учитель должен познакомить учеников с методом синквейна и объяснить правила написания. 2. Затем даётся 5-10 мин., для того чтобы ученики составили и обменялись своими вариантами. 3. После чего проводится чтение синквейнов и выбор наиболее подходящих вариантов.

Вот примеры некоторых работ:

1. Travelling.

2. Exciting, useful.

3. To go, to fly, to swim.

4. The best way to relax.

5. My dream.

1. Travelling.

2. Wonderful, unforgettable.

3. To rest, to visit, to relax.

4. To know about culture.

5. Tour.

Метод «Карусель / Merry-go-round или Круглый стол / Round Таblе».

Каждый ученик на отдельном листе бумаги записывает 3-5 непра­вильных глаголов на английском и русском языках (во избежание частых повторов гла­голов учитель может сам заранее распределить все изученные глаголы на несколько групп).

Каждый раз по сигналу учителя (стук карандашом по парте, хлопок, свисток и т. д.) все передают свои листы сидящим рядом ученикам (по часовой стрелке). Получив от соседа лист, ученик заполняет следующую колонку: 2-й ученик - I-ю форму глагола (инфинитив);
3-й ученик -
2-ю форму глагола (прошедшее неопределенное время); 4-й ученик - 3-ю форму глагола (причастие II); 5-й ученик - составляет и записывает предложения с каждым гла­голом в Past Simple; 6 - й ученик - озвучивает все предложения (остальные обучающиеся слу­шают, если предложение составлено неверно, исправляют его) и ставит в листе знаки «+" или «-» напротив каждого предложения.

Другой вариант: 6-й ученик сам проверяет правильность предложений и выставляет 5-му ученику отметку. Можно попросить 5-го и 6-го учеников подписать свои имена, чтобы учитель мог собрать листочки с выполненным заданием и выставить некоторым обучающимся отметки в журнал. Таким образом, каждый ученик поочередно будет заполнять все колон­ки таблицы, а умение составлять предложения можно оценить, осуществляя контроль, когда обучающиеся проверяют предложения, составленные другими учениками.

При изучении темы «Модальные глаголы» используется игра «Разбор ситуаций из практики». Обучающиеся принимают участие в групповом обсуждении и совместно вырабатывают решение. Обсуждение реальных жизненных ситуаций вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Задания могут быть очень разнообразными: «Ваша подруга заболела, посоветуйте, как ей быстрее поправиться», «Разработайте новый устав школы. Аргументируйте, что можно и что нельзя делать в школе», «Дайте своему другу рекомендации по здоровому питанию».

Для тренировки употребления пассивных конструкций будущего времени применяется групповая игра «Избирательная кампания». Ученики в группах готовятся к избирательной кампании, решая, что они могут пообещать избирателям, чтобы получить наибольшее количество голосов на выборах.

С целью отработки навыков использования вопросительных, отрицательных и утвердительных форм времен группы Past можно использовать ролевую игру «Алиби». Предлагается обучающимся ситуация:

«Вчера в 8 часов вечера была ограблена квартира ваших соседей». Группа играет роль «детективов» и готовит вопросы для допроса. Двое обучающихся – «подозреваемые» – выходят из класса и придумывают себе алиби. Детективы «допрашивают подозреваемых», а остальные участники игры доказывают свою невиновность. Решение нестандартной задачи привлекает обучающихся.

Мини-конкурс «Лучший сплетник» целесообразно проводить для закрепления навыков трансформации прямой речи в косвенную. Ученики прослушивают небольшой диалог и, работая совместно в группах, трансформируют его, соревнуясь за звание лучшего сплетника группы.

Прием «Медиа-азбука» позволяет школьникам расширить их активный словарь по теме урока. «Медиа-азбука» представляет собой развернутый ряд ключевых понятий и проблем, организованных в алфавитном порядке по определенной теме, и представленный в мультимедийном варианте. Группы из 3-4 человек готовят свои мультимедийные презентации, работая с разнообразными словарями и овладевая навыками исследовательской работы. Объясняя выбор того или иного слова, обучающиеся учатся мыслить логически, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Прием «Ассоциации» и прием «Четыре угла» использую при закреплении лексики по теме «Мировые религии». На доске записывается тему урока, и предлагается обучающимся назвать слова, которые ассоциируются с ней. Обучающиеся делятся на группы, выбирая интересующую их тему, обсуждают её и готовят презентации.

Для формирования и совершенствования речевой компетенции применяются также следующие приемы и методы интерактивного обучения:

Урок-симуляция по теме «Экологические проблемы» проходит в виде заседания членов организации «Друзья природы» и состоит из трех этапов. На I этапе каждый ученик получает карточку с его ролью и с опорными ключевыми словами, а также статью, которая поможет решить поставленную задачу. Обучающиеся читают свои тексты и определяют последовательность выступлений. II этап урока – симуляция: председатель открывает заседание, объявляет повестку дня и предоставляет слово каждому участнику. Каждый ученик рассказывает о своей экологической проблеме и предлагает пути ее решения, стремится быть убедительным и доказать, что его проблема представляет наибольшую опасность для планеты. III этап – подведение итогов, рефлексия. Урок помогает осознать ответственность каждого за будущее своей планеты, а также проявить свои ораторские способности.

Прием «Ажурная пила» по теме «Легко ли быть молодым?». Класс делится на две группы для работы с текстом «Курение» и текстом «Алкоголь». Каждый из текстов разбит на 3 логических и смысловых блока: «Причины», «Последствия», «Помощь». Каждый ученик группы становится «экспертом» своей проблемы. Затем «эксперты» двух групп встречаются и обмениваются информацией, а после этого обучают членов своей команды тому, что узнали. Каждая группа отчитывается по своему тексту. На заключительном этапе обсуждения предлагается принять участие в ролевой игре «Скажи нет курению!». Игра заставляет включиться в работу каждого, помогает выработать адекватные формы поведения и найти свои аргументы против курения.

Ролевые дискуссии целесообразно проводить после контроля восприятия и понимания речи на слух, когда текст дает эмоциональный толчок к поиску дальнейшего решения обсуждаемой проблемы. Ролевые дискуссии имитируют реальные ситуации общения, где каждый выступает в соответствии с определенной ролью. Так, ролевая дискуссия «Поговорим о любви» проходит после контроля понимания прослушанного текста «Любовь: миф или реальность». Распределяются роли среди учеников с описанием их характеристик (ведущий, романтик, скептик, сомневающийся, влюблённые), дается время на подготовку и обучающиеся высказывают свое мнение в соответствии со своей ролью. Такие дискуссии требуют импровизации и развивают спонтанную неподготовленную речь.

Ток-шоу «Телевидение: за и против» проводится в форме защиты проектов. Ученики делятся на две группы, выбирают ведущего. Каждая команда готовит свои мультимедийные презентации, а также аргументы и контраргументы в защиту своей позиции. Ведущий обозначает правила проведения ток-шоу, предоставляет каждой команде возможность обосновать свою точку зрения. В процессе игры «телезрители» звонят в студию и задают свои вопросы участникам обеих команд. Игра прерывается рекламными роликами и выпуском «Там-там новости». В конце подводятся итоги голосования телезрителей по теме «Ток-шоу».

Прием «Работа с пословицами, поговорками и цитатами» повышает активность и мотивацию обучающихся на уроке, а многообразие позволяет успешно включать их в учебный процесс на различных этапах урока, стимулировать общение. Пословица и цитата может стать экспозицией к уроку, смысловой опорой для дальнейшей дискуссии в группах, темой для статьи в газету. Такая форма проведения урока делает учебный процесс для школьников значимым и позволяет им раскрыть свой творческий потенциал.

Важное место в работе занимает проектная деятельность. Метод проектов является одним из современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию школьников на уроках английского языка. Проектные работы пользуются популярностью у обучающихся всех возрастов. На практике имеют место быть смешанные проекты, в которых присутствуют признаки исследовательских и творческих проектов одновременно.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Формирование многих из этих умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. Таким образом, работая над проектами, учитель формирует, совершенствует и развивает аудирование, письмо, чтение и говорение. В процессе работы над проектом ребята приобретают навыки международного, межкультурного общения.

Использование информационных технологий и цифровых платформ («Российская электронная школа», «Учи. Ру» и «Якласс» и другие) в обучении английскому языку открывает новые возможности. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на обучающихся. Это наглядно, красочно, интерактивно.

Анализируя представленный выше практический опыт работы по использованию интерактивных форм урока при обучении иностранным языкам, можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий и проектной методики обогащает не только ученика, но и учителя, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем.

Интерактивный метод обучения формирует мотивированный интерес у школьников к английскому языку, способствует более эффективному усвоению учебного материала, содействует развитию социокультурного образования, обогащает коммуникативный опыт, обеспечивает адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.


Литература и информационные ресурсы:

Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие/
С.С. Кашлев. – Минск: «ТэтраСистемс», 2021. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.biblioclub.ru/shop/index.php?page=book_view&book_id=78518.

Суворова Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы. М.: «Вербум», 2019.

Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А.С.: Материалы для тренинга учителей. – М.:ИНТУИТ.РУ, 2017.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.