12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Жбанкова Галина Вадимовна50
Россия, Крым респ., Евпатория
0

Доклад «Интерактивный метод обучения на занятиях в детском объединении «Знатоки» как способ формирования интеллектуальной компетенции обучающихся»

МБОУ ДОД  ЦДЮТ «Ровесник»

г.Евпатория

Детское объединение «Знатоки»

Педагог дополнительного образования
Жбанкова Галина Вадимовна

 

«Интерактивный метод обучения на занятиях в детском объединении «Знатоки» как способ формирования интеллектуальной компетенции обучающихся»

 

Цель темы:

изучение и внедрение интерактивных методов обучения как средство формирования интеллектуальной компетенции обучающихся.

 Задачи:

  • изучить литературу и материалы сети Интернет об интерактивных методах обучения  и способах их применения в детском объединении;
  • провести собственные занятия с использованием интерактивных методов, направленных на развитие интеллектуальной деятельности обучающихся;
  • провести самоанализ и самооценку собственных уроков.

 Прежде всего, вспомним, в чем особенность интерактивных методов.

Современное общество живет в мире технологий, что, безусловно, дает свое отражение в образовании.  Использование новых средств на занятиях в объединении «Знатоки» является преимущественным, так как обучающихся интересует процесс ознакомления и, в дальнейшем, использования самим подобных методов проведения занятий. Таким образом, ученики имеют возможность приобретенные знания закрепить на опыте.

Игра является неотъемлемым элементом в детском объединении «Знатоки». Решение интеллектуальных задач переходит в игровое поле, что помогает задействовать всех участников в ходе проведения занятия. Главной целью педагога в проведении занятия такого плана является координация идей обучающихся в верное русло, при помощи наводящих вопросов, и возможность выходить за рамки обычного. При решении изобретательских задач детям предлагается работать в духе «мозгового штурма». За ограниченное время обучающимся необходимо выдвинуть к поставленной задачи несколько вариантов её решения. Такие условия помогают активизировать умственную деятельность каждого из участников и далее совместно проанализировать результат.

 Интеллектуальная компетентность – это многоуровневое образование, способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно-познавательной сфере, опираясь на специальным образом сформированную базу знаний. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и глубинных свойств личности, таких как ценности, потребность в общении, уверенность в себе и самооценка.

Взаимосвязь интерактивных методов и интеллектуальной компетентности заключается в том, что они являются способами для реализации умственного потенциала обучающихся с целью успешного решения проблемных задач как в процессе учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

 

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

·        Творческие задания

·        Работа в парах, в малых группах, в командах

·        Виртуальная экскурсия

·        «Мозговой штурм»

·        Игровые упражнения

·        Решение ситуационных задач

·        Проигрывание ситуаций

·        Выступление в роли обучающего

·        Обсуждение сюжетных рисунков

·        Незаконченное предложение

·        Смысловые ассоциации 

 

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Педагог производит подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

· возраст участников, их интересы.

· временные рамки проведения занятия.

· проводились ли занятия по этой теме в данной группе ранее.

· заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

· должна быть четко определена цель занятия.

· подготовлены раздаточные материалы.

· обеспечено техническое оборудование.

· обозначены участники.

· определены основные вопросы, их последовательность.

· подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

· уточнение проблем, которые предстоит решить.

· обозначение перспективы реализации полученных знаний.

· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

· программа занятия.

· раздаточные материалы должны быть адаптированы к конкретным обучающимся.

· материал должен быть структурирован.

· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников.

Примерные правила работы в группе:

· быть активным.

· уважать мнение участников.

· быть доброжелательным.

· быть пунктуальным, ответственным.

· не перебивать.

· быть открытым для взаимодействия.

· быть заинтересованным.

· стремится найти истину.

· придерживаться регламента.

· креативность.

· уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп;

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования:

1) выяснение набора позиций группы,

2) осмысление общего для этих позиций содержания,

3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

· что произвело наибольшее впечатление?

· что помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

· есть ли что-либо, что удивило в процессе занятия?

· чем руководствовались в процессе принятия решения?

· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

· как оцениваете свои действия и действия группы?

· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Выводы о проделанной работе

Интерактивный метод обучения является одним из основополагающих методов, который позволяет строить занятия не путем заучивания определенного материала, а нахождением истины через диалог. Развитие системы образования раскрывает много возможностей для построения нестандартных занятий, в том числе и использование ИКТ, на которых обучающийся развивает свои способности и тем самым реализует приобретенные знания в жизни.

Использование интерактивного метода на занятиях предполагает не только диалог между преподавателем и обучающимся, а также  совместную деятельность между самими  обучающимися. Проведение занятий в форме беседы не навязывает какую-либо информацию, а помогает усвоить материал добровольно.

Таким образом, в работах в парах, командах; создание собственных презентаций; предложения решить проблемную ситуацию и т.д. обучающиеся имеют возможность раскрыть свои интеллектуальные способности, взаимодействовать с окружающим миром, активно применять приобретенные знания и навыки в социуме.

 

Список источников:

1.      http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-i-pedagogiki-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/sektsiya-7-pedagogika-vysshey-professionalnoy-shkoly/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsiy/

2.      http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/10/10/interaktivnye-metody-obucheniya-kak

3.      https://infourok.ru/prezentaciya-interaktivnie-metodi-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevih-kompetenciy-obuchayuschihsya-930570.html

4.      http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-intellektualno-poznavatelnoj-kompetentnosti-kak-faktora-razvitija.html

5.      http://www.rusnauka.com/27_OINXXI_2011/Psihologia/8_92832.doc.htm

6.      https://infourok.ru/primenenie__elementov_interaktivnyh_metodov___obucheniya__v_nachalnoy_shkole.-336513.htm

7.      http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya

8.      https://infourok.ru/statya-interaktivnie-metodi-obucheniya-1226114.html

9.      https://infourok.ru/doklad-po-teme-ispolzovanie-interaktivnih-metodov-obucheniya-kak-sredstvo-aktivizacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsy-444037.html

10. https://infourok.ru/samoanaliz-i-samoocenka-uroka-uchitelem-808830.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.