Доклад «Интерактивный метод обучения на занятиях в детском объединении "Знатоки" как способ формирования интеллектуальной компетенции обучающихся»
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
г.Евпатория
Детское объединение «Знатоки»
Педагог дополнительного образования
Жбанкова Галина Вадимовна
«Интерактивный метод обучения на занятиях в детском объединении «Знатоки» как способ формирования интеллектуальной компетенции обучающихся»
Цель темы:
изучение и внедрение интерактивных методов обучения как средство формирования интеллектуальной компетенции обучающихся.
Задачи:
- изучить литературу и материалы сети Интернет об интерактивных методах обучения и способах их применения в детском объединении;
- провести собственные занятия с использованием интерактивных методов, направленных на развитие интеллектуальной деятельности обучающихся;
- провести самоанализ и самооценку собственных уроков.
Прежде всего, вспомним, в чем особенность интерактивных методов.
Современное общество живет в мире технологий, что, безусловно, дает свое отражение в образовании. Использование новых средств на занятиях в объединении «Знатоки» является преимущественным, так как обучающихся интересует процесс ознакомления и, в дальнейшем, использования самим подобных методов проведения занятий. Таким образом, ученики имеют возможность приобретенные знания закрепить на опыте.
Игра является неотъемлемым элементом в детском объединении «Знатоки». Решение интеллектуальных задач переходит в игровое поле, что помогает задействовать всех участников в ходе проведения занятия. Главной целью педагога в проведении занятия такого плана является координация идей обучающихся в верное русло, при помощи наводящих вопросов, и возможность выходить за рамки обычного. При решении изобретательских задач детям предлагается работать в духе «мозгового штурма». За ограниченное время обучающимся необходимо выдвинуть к поставленной задачи несколько вариантов её решения. Такие условия помогают активизировать умственную деятельность каждого из участников и далее совместно проанализировать результат.
Интеллектуальная компетентность – это многоуровневое образование, способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно-познавательной сфере, опираясь на специальным образом сформированную базу знаний. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и глубинных свойств личности, таких как ценности, потребность в общении, уверенность в себе и самооценка.
Взаимосвязь интерактивных методов и интеллектуальной компетентности заключается в том, что они являются способами для реализации умственного потенциала обучающихся с целью успешного решения проблемных задач как в процессе учебной деятельности, так и в повседневной жизни.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
· Творческие задания
· Работа в парах, в малых группах, в командах
· Виртуальная экскурсия
· «Мозговой штурм»
· Игровые упражнения
· Решение ситуационных задач
· Проигрывание ситуаций
· Выступление в роли обучающего
· Обсуждение сюжетных рисунков
· Незаконченное предложение
· Смысловые ассоциации
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия
Педагог производит подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
При разработке интерактивного занятия необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
1) Участники занятия, выбор темы:
· возраст участников, их интересы.
· временные рамки проведения занятия.
· проводились ли занятия по этой теме в данной группе ранее.
· заинтересованность группы в данном занятии.
2) Перечень необходимых условий:
· должна быть четко определена цель занятия.
· подготовлены раздаточные материалы.
· обеспечено техническое оборудование.
· обозначены участники.
· определены основные вопросы, их последовательность.
· подобраны практические примеры из жизни.
3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:
· уточнение проблем, которые предстоит решить.
· обозначение перспективы реализации полученных знаний.
· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
4) Раздаточные материалы:
· программа занятия.
· раздаточные материалы должны быть адаптированы к конкретным обучающимся.
· материал должен быть структурирован.
· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
2. Вступление:
Сообщение темы и цели занятия.
– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;
– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;
– при необходимости нужно представить участников.
Примерные правила работы в группе:
· быть активным.
· уважать мнение участников.
· быть доброжелательным.
· быть пунктуальным, ответственным.
· не перебивать.
· быть открытым для взаимодействия.
· быть заинтересованным.
· стремится найти истину.
· придерживаться регламента.
· креативность.
· уважать правила работы в группе.
3. Основная часть:
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:
3.1. Выяснение позиций участников;
3.2. Формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп;
3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования:
1) выяснение набора позиций группы,
2) осмысление общего для этих позиций содержания,
3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,
4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла
4. Выводы (рефлексия)
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
· что произвело наибольшее впечатление?
· что помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
· есть ли что-либо, что удивило в процессе занятия?
· чем руководствовались в процессе принятия решения?
· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
· как оцениваете свои действия и действия группы?
· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Выводы о проделанной работе
Интерактивный метод обучения является одним из основополагающих методов, который позволяет строить занятия не путем заучивания определенного материала, а нахождением истины через диалог. Развитие системы образования раскрывает много возможностей для построения нестандартных занятий, в том числе и использование ИКТ, на которых обучающийся развивает свои способности и тем самым реализует приобретенные знания в жизни.
Использование интерактивного метода на занятиях предполагает не только диалог между преподавателем и обучающимся, а также совместную деятельность между самими обучающимися. Проведение занятий в форме беседы не навязывает какую-либо информацию, а помогает усвоить материал добровольно.
Таким образом, в работах в парах, командах; создание собственных презентаций; предложения решить проблемную ситуацию и т.д. обучающиеся имеют возможность раскрыть свои интеллектуальные способности, взаимодействовать с окружающим миром, активно применять приобретенные знания и навыки в социуме.
Список источников:
1. http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-i-pedagogiki-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/sektsiya-7-pedagogika-vysshey-professionalnoy-shkoly/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsiy/
5. http://www.rusnauka.com/27_OINXXI_2011/Psihologia/8_92832.doc.htm
7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya
8. https://infourok.ru/statya-interaktivnie-metodi-obucheniya-1226114.html
10. https://infourok.ru/samoanaliz-i-samoocenka-uroka-uchitelem-808830.html