Использование деятельностного метода в обучении химии как способ формирования функциональной грамотности обучающихся
Всероссийский дистанционный конкурс
педагогического мастерства на лучшую статью
«Опыт применения современных методик и инноваций
в психологии и педагогике»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ КАК
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор статьи:
Ряснова Л.Г., учитель химии
МБОУ «Лянторская СОШ №4»
Сургутского района
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры
Одна из основных задач, стоящих перед школой – воспитание вдумчивого, творчески мыслящего, функционально грамотного человека. Главная задача учителя создать условия для самостоятельного добывания знаний с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность обучающихся. Такой метод обучения называется деятельностным. В его основе лежат разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу.
Предмет «Химия» содержит большое количество сложных терминов (рис. 1). Чем точнее обучающиеся будут понимать смысл слов, тем успешнее будет путь освоения предмета. С этой целью использую в своей работе приём герменевтика, что значит — разъясняющий, истолковывающий.
Рис. 1. Облако слов
Воспользуемся приёмом - рассмотрим такой термин, как «изотоп». На какие две части можно разделить это слово? Какие слова с корнем «изо» из разных предметных областей вам уже известны? Общий корень «Изос» обозначает «равный», «одинаковый» (рис. 2).
Рис. 2. Облако слов.
Поступим аналогично с корнем «топ». Какие слова вы смогли вспомнить?
Общий корень «топос» - обозначает «местоположение» (рис. 3).
Рис. 3. Облако слов.
Таким образом слово «Изотоп» - можно трактовать как «имеющий одинаковое местоположение».
Данный приём способствует развитию аналитического мышления, формирует читательскую грамотность.
Рис. 4. Кластеры однокоренных слов.
Рис. 5. Кластеры однокоренных слов.
Важнейшими приемами организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, являются графические способы представления информации. Например, «денотатный граф». Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет из текста ключевое понятие (существительное). Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (рис. 6).
Рис. 6. Построение денотатного графа.
На следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными. Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова - «веточки» (рис. 7,8).
Рис. 7. Построение денотатного графа.
Рис. 8. Построение денотатного графа.
Денотатный граф, по желанию учащегося может быть усилен за счет дополнительной информации. Его можно использовать при изучении различных тем курса химии, на различных этапах урока. Он помогает: развивать интеллектуальные возможности ученика, устанавливать связи между различными понятиями (рис. 9).
Рис. 9. Построение денотатного графа.