12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ряснова Людмила Григорьевна492
Россия, Ханты-Мансийский АО, Лянтор

Всероссийский дистанционный конкурс

педагогического мастерства на лучшую статью

«Опыт применения современных методик и инноваций

в психологии и педагогике»















ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ КАК

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ















Автор статьи:

Ряснова Л.Г., учитель химии

МБОУ «Лянторская СОШ №4»

Сургутского района

Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры















Одна из основных задач, стоящих перед школой – воспитание вдумчивого, творчески мыслящего, функционально грамотного человека. Главная задача учителя создать условия для самостоятельного добывания знаний с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность обучающихся. Такой метод обучения называется деятельностным. В его основе лежат разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу.

Предмет «Химия» содержит большое количество сложных терминов (рис. 1). Чем точнее обучающиеся будут понимать смысл слов, тем успешнее будет путь освоения предмета. С этой целью использую в своей работе приём герменевтика, что значит — разъясняющий, истолковывающий.


t1644511652aa.png


Рис. 1. Облако слов

Воспользуемся приёмом - рассмотрим такой термин, как «изотоп». На какие две части можно разделить это слово? Какие слова с корнем «изо» из разных предметных областей вам уже известны? Общий корень «Изос» обозначает «равный», «одинаковый» (рис. 2).

t1644511652ab.png

Рис. 2. Облако слов.

Поступим аналогично с корнем «топ». Какие слова вы смогли вспомнить?

Общий корень «топос» - обозначает «местоположение» (рис. 3).

t1644511652ac.png

Рис. 3. Облако слов.

Таким образом слово «Изотоп» - можно трактовать как «имеющий одинаковое местоположение».

Данный приём способствует развитию аналитического мышления, формирует читательскую грамотность.

t1644511652ad.png

Рис. 4. Кластеры однокоренных слов.


t1644511652ae.png

Рис. 5. Кластеры однокоренных слов.

Важнейшими приемами организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, являются графические способы представления информации. Например, «денотатный граф». Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет из текста ключевое понятие (существительное). Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (рис. 6).

t1644511652af.png

Рис. 6. Построение денотатного графа.

На следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными. Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова - «веточки» (рис. 7,8).

t1644511652ag.png

Рис. 7. Построение денотатного графа.

t1644511652ah.png

Рис. 8. Построение денотатного графа.

Денотатный граф, по желанию учащегося может быть усилен за счет дополнительной информации. Его можно использовать при изучении различных тем курса химии, на различных этапах урока. Он помогает: развивать интеллектуальные возможности ученика, устанавливать связи между различными понятиями (рис. 9).

t1644511652ai.png

Рис. 9. Построение денотатного графа.


t1644511652aj.png


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.