Интерактивный плакат «Город букв», для уроков обучения грамоте в 1 классе
конкурсная работа учителя начальных классов
МАОУ «СОШ №77», г. Перми,
Шестаковой Ирины Викторовны.
Описание методической разработки: интерактивный плакат «Город букв», для уроков обучения грамоте в 1 классе в добукварный и букварный периоды обучения
В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
ИКТ технологии вошли в сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. Поискав в интернете, можно найти множество вариантов исполнения интерактивных плакатов, причем каждый разработчик подразумевает под этим понятием что-то свое: кто-то презентацию, кто-то целый учебный курс и т. д.
Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала. Наглядные пособия в школе необходимы и применяются всегда. Предлагаемый плакат — замена бумажным плакатам. Удобнее, функциональнее, дает больше возможностей.
Существует достаточное количество интерактивных наглядных пособий, как платных, так и бесплатных. Но все ли они так интересны, как хотелось бы? Нет. Универсальных материалов нет, но это не значит, что мы не можем самостоятельно их создавать.
Основная цель создания плаката «Город букв» (Рис.4) - не просто размещение на нем данных, а повышение наглядности информации и эффективности процесса обучения.
Новизна опыта использования интерактивного плаката заключается в функциональности наглядного пособия, в его игровой составляющей. Плакат содержит интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графическую, статичный текст (Рис.1).
Интерактивный плакат сопровождает мультимедийный, представленный в презентациях к урокам обучения грамоте.
Указанные возможности существенно расширяют область применения компьютерной техники в учебном процессе. Визуальное сопровождение помогает активизировать образное мышление учеников, что способствует более целостному восприятию изучаемого материала и повышения качества образования педагогического процесса.
Я.А.Каменский, основатель принципа наглядности обучения, назвал этот принцип «золотым правилом» [3]. К.Д.Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок «…мыслит формами, красками, звуками» [2].
Информационно-коммуникационные технологии позволяют реализовать новые технологические решения для организации современного средства наглядного обучения – интерактивного плаката «Город букв».
Я первый год работаю над созданием интерактивных плакатов. Моей целью было разработать для учащихся и создать банк интерактивных плакатов по различным темам.
Работа над интерактивным плакатом позволяет:
- развить познавательный интерес к учебному предмету;
- повысить концентрацию внимания;
- усвоить материал в более доступной и интересной форме;
- увеличить объем изучаемой информации.
При создании данного плаката использовалась идея баннера, найденная на просторах интернета [ссылка на изображение: https://lusana.ru/files/39435/653/1.jpg]. Далее плакат был отрисован мной в программе CorelDraw, распечатан на самоклеящейся бумаге на цветном принтере и собран из 9 листов формата А4 на очень легкий лист «сендвич-панели» (материал для обшивки откосов окон).
Буквы заламинированы и крепятся учениками к плакату с помощью липы (Рис.2).
Каждая буква размещается в своем доме, на улице, название которой соответствует звучанию изучаемой буквы (Рис.4).
Ученики, на уроке дают характеристику букве и определяют район, улицу и дом, в котором будет проживать буква (Рис.5). После этого, приступаем к индивидуальной работе с карточками в тетради, где «празднуем новоселье буквы», дарим ей шары нужного цвета (красные, синий и зеленый, синие, зеленые), в соответствии с ее звучанием и местом проживания в «Городе букв», выполняем упражнения и дарим букве «подарок». Таким образом, ученики самостоятельно открывают новое знание и выполняют его в совместной работе, а затем закрепляют в индивидуальной. Урок выстраивается в соответствии с задачами, поставленными обновленным ФГОС НОО [1].
ПО завершению букварного периода, интерактивный плакат убирается, и вместо него появляется лента букв в виде паровоза с вагонами, на котором все жители Города букв, отправляются в путешествие с учениками по «Стране знаний» (Рис.6).
Любые интерактивные плакаты должны создаваться с учетом не только предметной области, но и возрастных особенностей учеников. При этом следует учитывать доступность текста для прочтения, использовать яркие и красивые шрифты, создавать простую и удобную навигацию.
Разработанные и созданные методические пособия апробируются на уроках, на базе МАОУ «СОШ №77», г. Перми. Думаю, что данные рекомендации пригодятся и другим учителям.
Список литературы
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. Интернет источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2005
Турчин Г.Д. Золотое правило дидактики Я. А. Коменского. Интернет источник: https://cyberleninka.ru/article/n/zolotoe-pravilo-didaktiki-ya-a-komenskogo
Приложение
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6