12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Засадская Елена Сергеевна42

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе.

Тема: Буква Мм. Звуки [м], [м,]

УМК «Перспектива», 1 класс, «Азбука», Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева

Продолжительность урока: 40 минут

Автор урока: Засадская Елена Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина, г. Калининград.

Цели: знакомство с буквой М и звуками, её обозначающими, работать над развитием речи и расширением кругозора, развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

- учиться находить звуки буквы М в словах,

- учиться производить звуко-буквенный анализ слов с изучаемыми звуками;

- читать слова и предложения с изучаемой буквой.

Оборудование:

1) Коробка с равным количеством синих, зелёных, красных, белых деталей «Лего» по количеству детей, принимающих участие в уроке.

2) Коробка с красными деталями «Лего» у команды «Красных»

3) Коробка с синими деталями «Лего» у команды «Синих»

4) Коробка с зелёными деталями «Лего» у команды «Зелёных»

5) красная, синяя и зелёная пластинка «Лего» на столах у команд

6) коробочки с деталями «Лего» для построения схем слов

7) карточки со словами: медведь, морж, медуза, мороз, море, макрель.

8) Фигурки для чудо-мешка: медведь, машина, пальма, маска, шлем, мышка, мыло, мороженое, змея, меч.

9) большие пластинки «Лего» для рефлексии.



Динамическая пауза к уроку (можно использовать после любого этапа урока, на усмотрение учителя):

Учитель: - Поиграем? «Красные» и «Синие», хлопайте в ладоши и садитесь каждый раз, когда слово будет начинаться со звука [м]. «Эксперты» и «Зелёные», хлопайте в ладоши и подпрыгивайте каждый раз, когда слово будет начинаться с [м,] (один хлопок) :

Миска, машина, Марс, микроавтобус, мультик, месяц, мальчик, малыш, медуза, медицина, мельница, мозг, мопед, малина, медуница, молния, мюсли, мрак, молоко, мир.


Сценарий урока:


Этап урока

Время

Формы, методы, приёмы

Содержание этапа/деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

1

Фронтальная, словесно-практический.

Деление на группы случайным образом

В классе подготовлены 4 стола, на которых стоят коробочки с деталями «Лего»:

1 стол – красные детали, в дальнейшем эта команда будет называться «Красные»

2 стол - зелёные детали, в дальнейшем эта команда будет называться «Зелёные»

3 стол - синие детали, в дальнейшем эта команда будет называться «Синие»

4 стол – белые ( либо серые) детали, в дальнейшем эта

команда будет называться «Эксперты»


При входе в класс учитель предлагает детям взять из коробочки наугад одну деталь «Лего». Ученик проходит за тот стол, цвет которого он выбрал.

Представление команд

2

Словесный

- Догадайтесь, что обозначают цвета ваших команд? (Это звуки: гласные, согласные твёрдые, мягкие)

- Команду белых я назвала «Эксперты» - их роль - быть помощниками и экспертами в области звуков.

- Вспомните, какие правила помогают наилучшей работе в команд?


Ученики озвучивают правила работы в группе

Постановка целей урока


(СЛАЙД 1)

4

Коллективная, словесный, проблемная ситуация

- Послушайте историю, и догадайтесь, какая буква поселилась в ней.

В Балтийском море можно найти медуз, морскую рыбу, мелких моллюсков. Морем можно любоваться и в мороз, и во мраке - во множестве моментов. В моём милом городе масса мужественных моряков. Мы любим наше море!


Делают умозаключение, что в рассказе поселилась буква М.


(СЛАЙД 2)


Фронтальная, словесный, беседа

- Какие слова с буквой М вы запомнили? Что ещё интересного вы знаете о нашем море?

Рассказывают интересные факты о Балтийском море, которые дополняются учителем. (Балтийское море является самым молодым и несолёным из всех морей, оно мелкое в сравнении с другими морями. Балтийское море богато янтарём, поэтому наш край называется «янтарным». Зимой море замерзает только на севере, Балтийское море холодное, но летом в нём можно купаться)


Знакомство с буквой М. (СЛАЙД 3)


1

Коллективная, словесный, наглядный, беседа

- На что похожа буква М?

Вот качели – буква М,

Здесь качаться можно всем! (Е. Тарлапан)


Взявшись за руки, мы встали,

И на М похожи стали! (В. Степанов)


Предполагают, на что похожа буква М

Сравнительный анализ звуков [м], [м,]


Загадки

(СЛАЙД

4, 5)

1

Фронтальная, словесный, наглядный

Учитель: - Отгадайте загадки:


Живёт она в норке,
Питается коркой.
Пушистая малышка.
Кто это?

Живу в лесу,

Зимой лапу сосу,

Могу зареветь,

Кто я?


Подружились Мишка с Мышкой,

Хоть и Мишка больше Мышки,

Но похожи они тем,

Что оба любят букву М.


Отгадывают загадки

Практическая работа

4

Работа в группах, практический метод, наглядный

Учитель на данном этапе является наблюдателем. Вмешивается в процесс работы только при необходимости.

2) Работа команд.

Задание команде «Зелёных» - построить звуковую схему слова мишка из деталей «Лего».

Задание команде «Синих» - построить звуковую схему слова мышка из деталей «Лего».

Задание «Экспертам» - объяснить, в чём отличие построенных схем.


Задание команде «Красных» - объяснить, какие гласные помогают согласным стать мягкими или твёрдыми?



Подведение промежуточного итога (СЛАЙД 6)

3

Презентация работ

- Разделим слова на слоги, обозначим ударный слог.

Дети делят на слоги составленные слова, выделяя ударный слог.

Творческая работа команд.


5

Работа в группах, презентация, словесный, наглядный

Учитель на данном этапе исполняет роль наблюдателя. При необходимости направляет работу команд.

Команды «Синих» и «Зелёных» строят букву М из деталей «Лего».

Пример работы детей: t1635952460aa.jpg






Команда «Красных» и «Эксперты» строят из красных деталей «Лего» все изученные гласные буквы. После чего «Эксперты» возвращаются на своё место.

Пример работы детей:

t1635952460ab.jpg

Презентация работ

3

Индивидуальная, словесный, презентация

Учитель на данном этапе исполняет роль координатора

От команд «Синих» и «Красных» выходят по одному представителю, которые рассказывают о своём звуке всё, что знают (дают характеристику), а «Эксперты» дополняют их ответ, либо подтверждают, что он верен.

Участники команды «Красных» берут по одной из собранных гласных в руки, выходят к представителям звуков [м], [м,].


Слоговое чтение

3

Коллективная, словесный, практический

- «Красные» представьте, пожалуйста, свои гласные и решите, с каким звуком ваш гласный может дружить? С твёрдым или мягким? Почему?

Дети образуют пары (слоги), а все остальные ученики эти слоги прочитывают (желательно просить прочесть вслух слабо читающих детей):

МА МУ МЫ МО МИ





Вопрос «Экспертам»: Как называются полученные слоги?

Какие ещё слоги можно составить? Какие из составленных слогов являются словами? (ум, им)

Дети повторяют понятие открытые/закрытые слоги, составляют слоги из букв, читают их (АМ, ОМ, ЫМ,УМ,ИМ)

Закрепление на данном этапе:

3

Фронтальная, наглядный

У меня есть чудо-мешочек, в котором лежат мои любимые фигурки из наборов «Лего». Определите, в каком месте в слове находится буква М, какой звук обозначает? Дайте характеристику этому звуку.( Фигурки из мешка: медведь, машина, пальма, маска, шлем, мышка, мыло, мороженое, змея, меч)


Учитель подходит к каждой команде. Один из участников вытягивает фигурку. Другие участники команды характеризуют звук по заданию.

t1635952460ac.jpg


Чтение слов и предложений с буквой М (СЛАЙД 7,8)


3

Практический, чтение

- Прочитаем слова и предложения с буквой М (Это задание подойдёт для детей, которые уже умеют немного читать):

МОРЕ МНОГО

ОМАР КОРМА

МОРЯК МАКРЕЛЬ

КАЛЬМАР МОРЖ

МЕДУЗА МОЛЛЮСК

В море много медуз.

В море омары.

В море кальмары.

Дети читают:









Закрепление

5

Работа в группах, практический, составление схем предложений:

1) Задания для команд:

Команде «Зелёных» предлагается вытянуть карточку со словом. Прочесть его, объяснить значение. (Заготовленные карточки со словами для «Зелёных»: медведь, морж, медуза)


Команде «Синих» тоже предлагается вытянуть карточку со словом, прочесть его, объяснить значение. (Заготовленные карточки со словами для «Синих»: мороз, море, макрель)



1) «Зелёные» и «Синие» вытягивают карточки со словами, объясняют их значение.









Команде «Красных» нужно составить звуковые схемы слов, выбранных «Зелёными» и «Синими».

«Красные» составляют звуковые схемы слов.

Пример: звуковая схема слова море:








t1635952460ad.jpg




Команда «Экспертов» должна составить с этими же словами предложение и построить его схему, обратив внимание на первое слово в схеме (заглавная буква) и на конец предложения (точка в конце)



Проверка работ проводится сразу по ходу выполняемых заданий


Пример предложений:

Медведь любит макрель. Морж любит мороз. И др.

t1635952460ae.jpg




Итог урока:

(СЛАЙД 9).

2

Словесныйпрактический, рефлексия

- Ребята, поделитесь, что сегодня на уроке нам удалось? Над чем нам нужно продолжать работать? Кого бы вы хотели похвалить?

Перед вами три площадки «Лего». Первая площадка для тех, кому было очень трудно сегодня, кто не доволен своей работой и работой своей команды.

Вторая для тех, кому было комфортно, но остались вопросы, над которыми нужно ещё поработать.

А третья площадка для тех, у кого всё отлично получилось, кто доволен как своей работой, так и работой команды.


Учитель благодарит детей за работу


Дети берут из коробки детали «Лего», которые они получили при входе в класс в начале урока, и прикрепляют на выбранную площадку.


Информационные источники:

в сценарии урока использованы фото автора,

в слайд-презентации использованы фото и рисунки из интернет-пространства https://www.google.com / , а также фото автора. Стихи, использованные в сценарии (без указания автора), являются авторскими.






Слайды:

Слайд 1

t1635952460af.gif

Слайд 2

t1635952460ag.png



Слайд 3

t1635952460ah.png


Слайд 4

t1635952460ai.gif


Слайд 5

t1635952460aj.gif


Слайд 6

t1635952460ak.gif


Слайд 7

t1635952460al.gif

Слайд 8

t1635952460am.gif

Слайд 9

t1635952460an.gif





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Смоленцева Татьяна Григорьевна, 03.11.21 в 20:11 4Ответить Пожаловаться
Интересный сценарий урока, только жаль, что презентация загружена не приложением к уроку, а отдельно. Вместе было бы отлично.
Засадская Елена Сергеевна, 05.12.21 в 18:26 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку, Татьяна Григорьевна. Вместе загрузить урок и презентацию у меня не получилось, поэтому пришлось загружать отдельно...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.