Интерактивный урок памяти «Не хлебом единым...»

6
0
Материал опубликован 19 February 2021

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования

Беломорского муниципального района

«Беломорский центр дополнительного образования»











Интерактивный урок памяти

«Не хлебом единым…»



Методические материалы для проведения урока





Гузенко Ольга Борисовна

Педагог-организатор

Беломорского ЦДО

Содержание



1.Введение

2.Цели и задачи

3.Ожидаемые результаты

4.Форма занятия

5. Сценарий занятия

6.Методические рекомендации

7.Литература

Приложение 1

Приложение 2



























1.Введение

В знак 75-летия Победы над фашистскими захватчиками, президент РФ подписал указ, согласно которому 2020 год объявлен Годом памяти и славы.  Год памяти и славы нужен для того, чтобы напомнить россиянам историю своей страны, историю предков, которые показали самоотверженность, стойкость духа и неподдельную любовь к Родине. Чтобы мы узнали неизвестные для нас военные события, факты 1941-1945 гг. и задумались бы о том, какой ценой завоёван сегодняшний мир, не напрасно ли в те далёкие военные годы «ушли» миллионы человеческих жизней и можем ли мы, живущие в мирное время, оставить после себя что-то важное и значимое для России, для наших детей и внуков. Россияне должны гордиться заслугами людей, которые подарили миру Великую Победу. Наш священный долг- передать знания и память о ВОВ 1941-1945гг. следующим поколениям. Мы не должны забывать и предавать заслуги погибших на фронтах и от пыток в концлагерях, умерших от ран в госпиталях и в блокаду от голода…Мы должны помнить и передавать это во благо будущего нашей страны. Одна из самых тяжёлых и трагических страниц ВОВ 1941-1945 гг.это блокада Ленинграда. 900 страшных дней и ночей. Жителям города пришлось многое преодолеть. Главная цель ленинградцев была- выжить. Продовольствия в городе катастрофически не хватало, немецкие войска уничтожили продовольственные склады, обеспечивающие не только город, но и часть армии. В городе начался голод. С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах. Всего лишь 3% населения погибло от бомбёжек, остальные 97% от голода. Блокадный паёк был очень скудный. По рассказам блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Да и состоял он из опилок, бумаги, жмыха…и лишь малой части из муки. Из-за этого хлеб был чёрствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось. Война для взрослого человека-это очень личное, это касается близких членов семьи(отцов, матерей, бабушек, дедушек).Для сегодняшних детей -это далёкое прошлое. От того как об этом будет рассказано, насколько наглядно, понятно и доходчиво, зависит формирование мировоззрения ребёнка, его взгляд на исторические события, его оценки современного мира. Поэтому для рассказа о блокадном Ленинграде, о знаменитом кусочке блокадного хлеба в 125 граммов, был выбран именно интерактивный урок.



2. Цели и задачи

Цели интерактивного урока - сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.

Задачи:  Образовательные: -дать обучающимся знания о трагических событиях ВОВ, познакомить с жизнью в блокадном городе, рассказать о мужестве и стойкости ленинградцев Развивающие: - научить высказывать своё мнение об исторических события, слушать, связно и развёрнуто излагать факты Воспитательные: -вызвать у детей сопереживание историческими событиями, надеясь на то, что они не вырастут равнодушными людьми и всегда протянут руку помощи тем, кто в этом нуждается - объяснить, почему у нас бережно сохраняется традиция посещать кладбища, мемориальные комплексы, воинские захоронения, сохранять могилы героев павших за защиту Отечества.

3.Ожидаемые результаты - осмысление Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады как праздника всего народа «со слезами на глазах»; -воспитание чувства гордости за свой народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России; - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - способность противодействовать попыткам фальсификации истории блокады и обороны Ленинграда; - умение сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

4. Формы занятия

Занятие было проведено в форме интерактивного урока. На занятиях с детьми очень важно донести до сознания учеников весь необходимый материал. Для этого нужны современные методы. С их помощью можно вызвать у учащихся интерес и помочь овладеть нужными знаниями, навыками и умениями. Методы, в основе которых лежит способ организации моего занятия: -словесный (рассказ, беседа) -наглядный (показ презентации, 2-х видеороликов) -практический (интерактив с хлебом)



5. Сценарий занятия

Интерактивный урок памяти «Не хлебом единым…»

Не хлебом единым живет человек,
Но жизни без хлеба не мыслит.
Хлеб "головою" считали весь век,
Ему поклонялись, молились.
Он стоил копейки, голодных спасал
Был в семьях больших- дефицитом…


Сейчас новый век и к хлебу новый подход… Но правильно ли это?! 


«Ребята, поднимите руки те, кто из вас любит хлеб… Как часто вы его употребляете? Съедаете ли весь хлеб, который берёте? Что делаете с оставшимся хлебом?»(ответы детей)


Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной…О хлебе блокадного Ленинграда…


У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.


Слайд вторжение


22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.

Мужественно  держал оборону Брест. Бился с врагом Курск . Жил и сражался  в кольце блокады Ленинград.


Слайд 900 дней


Жил и сражался  900 страшных голодных блокадных  дней и ночей.(8 сентября 1941-27 января 44)

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.


К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать и остались в осажденном городе из них более 400 тыс. детей.


Слайд карточка1 карточка2


С 18 июля 1941 года Ленинградцы начали получать продолговатые листочки тонкой бумаги с отрезными квадратиками. В каждом из квадратиков - несколько цифр и одно слово: "хлеб". Это была блокадная хлебная карточка. Хлебные карточки были именными. Получали их ленинградцы раз в месяц по предъявлении паспорта. При утере они обычно не возобновлялись. 

Июльскую норму 1941 года можно ещё, назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября 41-ого ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было 5. Последнее случилось в декабре 41-го, когда максимальная норма составила 250 граммов для рабочих и 125 для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу. 


Слайд хлеб на тарелке


Блокадный хлеб… Муки в котором было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. В сущности целюлоза, это не еда, а наполнитель, поскольку не усваивается организмом человека, но, вызывая насыщение, притупляет чувство голода.) ,

Форму для выпечки хлеба смазывали, за неимением другого, соляровым маслом. Есть который можно было, как говорят сами блокадники, "только запивая водой и с молитвой". Но тем не менее для них и сейчас нет ничего дороже того блокадного хлеба…


Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был, 
Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.


Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Как вы думаете это много или мало? Да, для нас это конечно мало…

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Чтобы немного погрузиться в атмосферу ВОВ блокадного Ленинграда- посмотрим небольшое видео…воспоминания детей-блокадников

Видео «Блокада Ленинграда глазами детей»

Ребята, вот скажите, о чём вы сегодня мечтаете?(ответы детей),наверняка о новом телефоне, планшете, поездке куда-нибудь …

А вот послушайте о чём мечтала школьница блокадного Ленинграда Лена Мухина в ноябре 41-ого года(это запись из её дневника).

 

«Когда после войны опять наступит равновесие и можно будет все купить, я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол-литра хлопкового масла,– Раскрошу хлеб и пряники, оболью обильно маслом и хорошенько все это разотру и перемешаю, потом возьму столовую ложку и буду наслаждаться, наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков: с мясом, с картошкой, с капустой, с тертой морковью. И потом мы с мамой нажарим картошки и будем кушать румяную, шипящую картошку прямо с огня. И мы будем кушать ушки со сметаной, и пельмени, и макароны с томатом и с жареным луком, и горячий белый, с хрустящей корочкой, батон, намазанный сливочным маслом, с колбасой или сыром, причем обязательно большой кусок колбасы, чтобы зубы так и утопали во всем этом при откусывании. <...> Боже мой, мы так будем кушать, что самим станет страшно…»


Слайд афиша


Несмотря на холод и бомбёжки, голод и постоянные мысли о еде… город продолжал жить. «В осаждённом, израненном городе, лишённом нормальных условий существования, люди не растеряли естественных человеческих чувств,- вспоминает Лев Моисеевич Никольский ,в годы блокады литературный сотрудник «Ленинградской правды».-И поэтому в затемнённых театрах выступали артисты, музыка звучала в концертных залах, за книгами выстраивались длинные очереди…»А 9 августа 1942 года зажглись огни Большого зала Филармонии, там звучала 7-я Ленинградская симфония Дмитрия Шестаковича.

Слайд школа

Дети блокадного Ленинграда обессиленные, голодные старались ходить в школу. Учиться в жестоких условиях первой блокадной зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Но дети блокады, несмотря ни на что учились, получали оценки. Много, очень много читали – это хоть как-то могло отвлечь от мыслей о еде. Они не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город. Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы. Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие после особенно голодной зимы 1941-42 года цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.

Слайд Новый год

Когда Наступил Новый 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. В те незабываемые январские дни дети получили потрясающий подарок: в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом.

«Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы имени Пушкина давали спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

Страшным был итог блокады. По разным оценкам блокада унесла жизни от 600тыс. до 1,5 миллионов жителей,97% которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод…

Время лекарь И эту роль Повторяет оно со всеми.

Но бывает

Людская боль,

Над которой

Не властно время.

Вот опять

Через несколько лет!

Эта женщина

В День Победы

Не венок, не цветок, а хлеб

Принесла на могилу деду...


Ребята! Если Вам представится возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите   Пискаревское кладбище, где захоронены жертвы блокады. Возле входа на мемориальное кладбище есть маленький музей, в котором вы сможете увидить блокадную осьмушку хлеба.


Я помню хлеб. Он черен был и липок – 
Ржаной муки был грубоват помол. 
Но расплывались лица от улыбок, 
Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным, 
Раскрошенный, он был неплох с кваском. 
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам. 
Его мы отдирали языком. 

Он кислым был, ведь был он с отрубями! 
Не поручусь, что был без лебеды. 
И все ж с ладони жадными губами 
Я крошки подбирал после еды.


И конечно же Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

Их теперь совсем немного –

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.

Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.

Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.

Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней –

Не расплещем память зря.

Память у людей конечна –

Так устроен человек,

Но ТАКОЕ надо вечно

Не забыть. Из века в век!


Сегодня в Беломорске и районе проживает три человека, которые пережили блокаду…это -Денисова Хелми Александровна 33г.р (пос.Летний,Беломорский р-он)

-Шемякина Зинаида Васильевна 32г.р (г.Беломорск,ул.Порт-шоссе 16-20)

- Шкирман Николай Алексеевич 33 г.р.(г.Беломорск,ул.3-я слободка)

-Решение исторических задач, связанных с блокадой Ленинграда (задачи на слайдах презентации)

-Интерактив с хлебом.

Для занятия специально был заказан хлеб в пекарне пос.Летнереченский, по рецептуре приближенный к блокадному. Ребята. на уроке, должны «на глаз» отрезать кусочек хлеба, который должен был весить 125 граммов, а затем проверить себя, взвесив эти кусочки на весах. А так же желающие могут попробовать этот хлеб и немного представить, чем же питались жители блокадного Ленинграда.

- Видеоролик («Пусть это повторится только в кино»)

-Обратная связь(обучающиеся рисуют смайлики)

6. Методические рекомендации

Занятие Урок памяти «Не хлебом единым» было проведено на двух группах. Первая группа это обучающиеся 6 «А»класса СОШ №3(22 человека) и вторая группа это объединение ЦДО «Юный патриот»(18 человек). Ребята посмотрели видео-воспоминания детей, переживших блокаду, порешали исторические задачи, связанные с трагическими днями этого города, познакомились с блокадной нормой хлеба. Сами отрезали от буханок черного хлеба, те знаменитые 125 грамм и удивлялись, что такая маленькая норма была на целый день…Каждый попробовал кусочек «блокадного хлеба»,испечённый, по нашей просьбе, в пекарне пос. Летнереченский. Рецепт постарались приблизить к хлебу блокадного Ленинграда, исключив все примеси, которые добавлялись в войну. 
Внимательно слушали информацию и активно принимали участие в интерактиве и обсуждениях. По результатам обратной связи все, без исключения, оставили положительные отзывы о занятиях.

Занятия были организованными.В первой группе Урок памяти начался вовремя, во второй группе с задержкой(ждали опоздавших).Ребята были увлечены занятием(за исключением двух человек из второй группы),хорошо справились с предложенными заданиями, уверенно вступали в диалог. Из минусов- в следующем году при проведении этого занятия заранее приготовить кусочки хлеба по 125 граммов для ребят, а на самом занятии, интерактив с хлебом провести с двумя обучающимися из группы. В слайд с афишей 7-ой Ленинградской симфонии Д.Шестаковича вставить музыку симфонии. Считаю, что цель занятия достигнута. Положительным считаю активную деятельность детей при проведении мероприятия, их интерес к этим событиям. Из негативного- не все обучающиеся серьёзно отнеслись к этому занятию. Считаю, что такие занятия следует проводить и в дальнейшем, так как они востребованы обучающимися.

7. Литература

1.Блокада Ленинграда- Википендия // Режим доступа к порталу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда

2.Видеоролик «Пусть это повторится только в кино» https://youtu.be/UWiUB662dnU

3.Видео-воспоминание «Блокада Ленинграда глазами детей» https://youtu.be/2bAQD2ePORU

4.Интернет.ресурс : https://ria.ru/20110908/431315949.html



































Приложение1

Наглядный материал (листовки) на столах перед обучающимися.

t1613723011aa.jpg

t1613723011ab.jpg



Наглядный материал (листовки)на столах перед обучающимися.

t1613723011ac.jpg























Приложение2

Презентация

t1613723011ad.jpg





t1613723011ae.jpg

t1613723011af.jpg





t1613723011ag.jpg



t1613723011ah.jpg





t1613723011ai.jpg



t1613723011aj.jpg



t1613723011ak.jpg





t1613723011al.jpg



t1613723011am.jpg







t1613723011an.jpg



t1613723011ao.jpg





t1613723011ap.jpg



t1613723011aq.jpg





t1613723011ar.jpg



t1613723011as.jpg







t1613723011at.jpg



t1613723011au.jpg



t1613723011av.jpg

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.