12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павкина Галина Геннадьевна1744
Работаю в МБОУ Школе №42 уже 24 года, до этого работала инженером-технологом на предприятии легкой промышленности. Люблю заниматься творчеством, создаю эксклюзивные вещи для себя и членов своей семьи.
Россия, Самарская обл., Самара
18

Проектно-исследовательская работа на тему: «Столовая для птиц»



ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Я – исследователь»

Секция «Экология»

«Столовая для птиц»

Выполнили:

Диброва Олеся

Мухаметшина Алина

ученицы 5 «А» класса

МОУ школы №42

Железнодорожного района

Научный руководитель:

Павкина Галина Геннадьевна,

учитель высшей категории

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

3 – 4

1.

Кто они птицы?

5

2.

А какие птицы являются постоянными городскими жителями?

6 – 9

3.

Исследование существующих решений

10

4.

Разработка дизайна и конструкции кормушек

11 – 12

5.

Технология изготовления кормушек

13 – 16

5.1.

Технологическая карта (1)

13 – 14

5.2.

Технологическая карта (2)

15 – 16

6.

Выбор материалов для изделий

17

7.

Акция «Мы кормим птиц»

18 – 19

8.

Анализ анкетного опроса

20 – 21

Заключение

22

Список литературы

23

Приложения

24 – 27

Приложение 1. Паспорт кормушки

24

   

Фото изготовленных кормушек

26

Актуальность выбора темы

В последнее время слово «экология» стало очень популярно. Наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. А что каждый из нас делает для того, чтобы мир вокруг нас стал лучше? Каждый из нас по-своему относится к этому вопросу.

Мухаметшина Алина:

А зачем нужно кормить птиц зимой? С каждым днем осени птиц становится все меньше, многие улетают переживать зиму в теплые края, а знакомые нам синички, воробьи, вороны, голуби, снегири остаются зимовать в городе. В холодные зимние дни им приходится очень трудно, тяжело питаться. Так давайте поможем им! Многие жители городов стараются помочь птицам, строят кормушки, потому что птицам сложно прокормиться самим. Нужно и нам прийти на помощь птицам и построить кормушки. Хорошо, если кормушки будут похожи на домики.

Диброва Олеся:

Для чего мы должны кормить птиц зимой? Некоторые птицы не улетают на юг. А куда же им деваться? Они также как и мы, хотят, есть и пить. А ведь корм, который был так доступен летом, находится зимой под снегом. И если люди не будут подкармливать птиц, то им будет очень тяжело пережить это сложное холодное время. Нужно заботиться о том, чтобы популяция городских птиц сильно не уменьшалась, а то всем нам будет плохо летом, когда нас будет беспокоить большое количество насекомых. Еще птицы веселят нас своим пением. У многих птиц красивые звонкие и приятные голоса. Услышишь утром пение птиц, и настроение повышается. Давайте будем заботиться о птицах зимой, чтобы летом они радовали нас своим щебетанием.

Цели, задачи, методы

Перед началом работы мы поставили перед собой цель:

Изготовить различные кормушки для птиц собственными руками и кормить птиц в зимнее время.

Также, мы определили задачи:

Найти интересующую нас информацию.

Разработать различные конструкции кормушек для птиц.

Обобщить материалы работы и сделать выводы.


 

И спрогнозировали методы:

Сбор информации.

Распределение информации по категориям.

Выполнение практической работы.

Проведение акции «Мы кормим птиц».

Краткий обзор изученной литературы.

При работе мы использовали различные источники, в том числе и сайты в Интернете [7]. Нами были изучены различные аналогичные вопросы, встающие перед нашими ровесниками. Нужно отметить, что изучение информации было очень интересно, хотя не всегда информация была доступной. Наиболее современные источники – сайты тоже были нами изучены [8], и необходимая, на наш взгляд, информация представлена в работе [9]. Работа над выбранной темой позволила немного по-другому взглянуть на проблемы «братьев наших меньших».

Кто они птицы?

Птицы – класс оперенных, теплокровных, яйцекладущих позвоночных, чьи передние конечности имеют форму крыльев. Изначально строение тела птиц приспособлено к полету, хотя в настоящее время существует много видов нелетающих птиц. Еще одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва. На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов, что делает их наиболее разнообразной группой надкласса четвероногих.

Птицы распространены на всех континентах и во всех экосистемах от Арктики до Антарктики. Это класс наземных позвоночных самый однородный – различия между разными видами у птиц намного меньше, чем у млекопитающих.

Самым маленьким представителем этого класса считается обитающая на Кубе и острове Хувентуд колибри-пчелка – длина ее самца не превышает 5,7 см, а самой крупной африканский страус выстой 270 см. Большинство палеонтологов считает, что птицы получили свое развитие от тероподов, хищных динозавров в юрском периоде около 150-200 млн. лет назад (и могут считаться единственной кладой (группой организмов, имеющих общего предка) динозавров переживших катастрофу мелового периода около 65,5 млн. лет назад). Наиболее древней такой находкой считаются окаменелые останки археоптерикса – животного, жившего 155-150 млн. лет назад и обладавшего чертами как современных птиц, так и рептилий. Другая точка зрения заключается в том, что птицы происходят от текодонтов, при этом в качестве предка птиц рассматривается протоавис или лонгисквама, жившие в триасовый период. В последнем случае животные, обычно называемые манирапторными динозаврами, вроде велоцираптора считаются птицами.

А какие птицы являются постоянными городскими жителями?

Классификация птиц

В энциклопедии «Птицы мира» мы узнали, что по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы: оседлые, кочующие и перелетные.

Рис.1

К оседлым относятся птиц, которые в течение круглого года живут в одной и той же местности. Некоторые из этих птиц всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми. В городе Самара к ним можно отнести воробья, голубя, галку и некоторых других птиц. Они живут постоянно вблизи поселений человека (Рис.1 и Рис.2). Там они находят достаточно пищи в течение круглого года.

 

Рис.2

Полуоседлыми называют птиц, которые после выведения птенцов выходят на поиски пищи за пределы своей гнездовой территории и проводят зиму в ближайших её окрестностях. Такие виды птиц живут всю зиму более или менее оседло, в одном или нескольких пунктах. В пределах города Самары к ним относятся сороки, вороны и др. Полуоседлость свойственна птицам, хорошо обеспеченным зимними кормами.

 

Рис.3

Рис.4

Кочующими называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров от своей территории. В отличие от оседлых, для кочующих птиц характерны постоянные передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то не надолго, так как естественные запасы кормов у них зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у оседлых птиц. Направление передвижений у кочующих птиц непостоянно. Посещая во время кочевок благоприятные в отношении пищи и других условий места, птицы могут неоднократно изменять путь своего движения в самых разнообразных направлениях, но чаще в сторону теплых климатических зон. К кочующим птицам, обитающим в городе, можно отнести синиц (Рис.3), поползней, снегирей (Рис.5), свиристелей (Рис.4) и других.

 

Рис.5

Перелетными называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, удаленные районы. В отличие от кочующих, для перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут более или менее оседло. Передвижение к зимовкам у перелётных птиц проходит не в форме кочевок, а в виде перелета. Направления перелета у разных видов птиц могут быть различными, но у обитателей северного полушария чаще всего в сторону южного полушария. Зимовки обычно отстоят от мест гнездования птиц на много сотен и даже тысяч километров. К перелетным относится большинство птиц нашей области: дрозды, утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, цапли, пеночки, славки и многие другие. Все эти птицы не могут в зимнее время найти обычные для себя корма в местах своего летнего обитания [4].

 

В книге Т.Г. Егоровой «Птицы в городе рядом с нами» мы узнали, что птицам гораздо более страшен голод, чем холод [3]. Средняя температура тела у птиц +41°C (у человека +36,6°C). Если мороз крепчает, птицы взъерошивают свои пёрышки. Число перьев остаётся без изменения, но зато в пустотах между ними резко увеличивается количество воздуха, который не пропускает тепло, идущее от животного. Клёст зимой высиживает птенцов (по Б. Сергееву).

В справочнике А. В. Михеева «Биология птиц» [2] мы выяснили, что по питанию всех птиц можно разделить на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием (птиц, употребляющих как растительный, так и животный корм). Среди наших птиц наибольшей по численности является последняя группа. Это связано с сезонными изменениями корма. Появление осенью новых кормов (ягод, семян, шишек, желудей, орех), сокращение в зимний период животной пищи вынуждает значительное число птиц переключаться полностью или частично с животных кормов на растительные, а весной — наоборот.

Способы добывания пищи у птиц также различны:

подбирают корма с земли клювом (голубь);

погружают клюв в мягкую почву (кулик);

роются в земле (курица);

ловят добычу в воздухе (ласточки);

долбят дерево и ищут насекомых в углублениях коры, древесины (дятел);

вытаскивают клювом насекомых, прячущихся в щелях коры (синицы);

обрывают побеги и почки (тетерев, глухарь, белая куропатка);

склевывают плоды и ягоды (снегири).

В связи с этим у птиц по-разному устроен клюв, язык и лапы. Это необходимо учитывать при изготовлении кормушек [5].

Таким образом, мы узнали, что птицы совершают кочёвки и перелёты в южные, более тёплые, районы нашей страны из-за отсутствия корма. Холод менее страшен птицам, чем голод. Птицы могут менять свою привычную пищу из-за смены времён года и отсутствия или малым количеством корма. У каждой птицы свой любимый корм и, соответственно, своё строение клюва, лап и языка.

Исследование существующих решений [8, 9].

Разработка дизайна и конструкции кормушек

Алина Мухаметшина : я разработала несколько видов кормушек, выполненных из различных материалов.

Рис.6

  1. Самое легкое занятие – выполнить кормушку из тетрапакета из-под сока или молока (Рис.6). Для этого необходимо выполнить отверстия для засыпания корма и размещения птиц. Недостатком такой кормушки является то, что она легкая может перевернуться от порыва ветра, если в ней мало корма.

     

 

Рис.7

  1. Другую кормушку можно изготовить из использованной пластиковой тары. Кормушка может выглядеть по-разному, отверстия могут быть разной формы: овальной, круглой или прямоугольной, это зависит от воображения (Рис.7). У таких кормушек тоже есть недостаток – она может перевернуться, если на нее захотят сесть несколько птиц или от порыва ветра, но есть неоспоримое достоинство – доступность материла для изготовления.

     

Третья кормушка – самая сложная в изготовлении, но именно её я, наверное, предпочту изготовить (Рис.8). Она может служить не только кормушкой, но и укрытием от ветра и дождя, что не маловажно для наших пернатых друзей.

 

Рис.8

 

 

Олеся Диброва : я разработала несколько видов кормушек, выполненных из различных материалов.

Также как и другие ученики нашего класса, я рассматривала возможность выполнения кормушки из тетрапакета из-под сока или молока (Рис.9).

 

Рис.9

 

 

Рис.10

  1. Другим конструктивным решением было применение в качестве основы использованной упаковки из-под новогоднего сладкого подарка. Осталось, как и в предыдущем случае, наметить и вырезать отверстия и кормушка – готова (Рис.10). Недостатками первого и второго вариантов является то, что кормушки такого вида могут колебаться от сильного ветра, а еще картон может намокать от снега и внешний вид кормушки может пострадать.

     

Третью кормушку выполнить сложно, но она может служить значительно дольше тех, которые я рассмотрела выше (Рис.11). Я постараюсь продумать конструкцию посерьезнее, и изготовить кормушку самостоятельно.

 

Рис.11

 

 

Технология изготовления кормушек

Выполнить выбранную для изготовления кормушку можно из разных материалов и при помощи различных способов соединения частей между собой. Поэтому мы решили представить в технологических картах две разные кормушки.

  1. Технологическая карта изготовления кормушки (1)


 

№ п\п

Последовательность выполнения операций


 

Графическое изображение

Используемые инструменты и материалы

1.

Разметить детали на материале


 

Лист ДВП, карандаш, линейка.

2.

Выпилить заготовки


 


 

ДВП, пила.

3.

Вырубить отверстия в заготовках

 

 

 

Лобзик, циркуль.

4.

Выполнить детали крепления


 


 

4дет.

4 дет.

2 дет.

Тонкий брусок дерева.

5.

Прикрепить детали крепления и части заготовок


 

Детали заготовок, гвозди.

6.

Взять обрезок листового крашеного металла


 


 


 


 

Обрезок листового металла

7.

Согнуть крышу и подогнуть по краям

Обрезок листового металла

8.

Прикрепить крышу к домику


 


 

Домик без крыши, винты

9.

Закрепить веревку

Петли, винты, веревка капроновая

10.

Раскрасить кормушку для птиц

Краски, кисти


 

Выбор материалов для изделий

  1. Технологическая карта изготовления кормушки (2)

    № п\п

    Последовательность выполнения операций


     

    Графическое изображение

    Используемые инструменты и материалы

    1.

    Разметить детали на материале


     


     

    1 дет.

    1 дет.

     

     

    Фанера, карандаш, линейка.

    2.

    Выпилить заготовки


     

     

    Крыша

    Основа-ние

     

     

    Фанера, электро-лобзик.

    3.

    Из бруска выпиливаем 4 детали для крепления основания и крыши по ширине

    Тонкий брусок дерева, линейка, карандаш, электро-лобзик

    4.

    Из бруска выпиливаем 4 детали для крепления основания и крыши по длине

    Тонкий брусок дерева, линейка, карандаш, электро-лобзик

    5.

    Из бруска выпиливаем 4 детали для крепления основания и крыши в высоту

    Тонкий брусок дерева, линейка, карандаш, электро-лобзик

    6.

    Обработать все детали для придания градкости

    Детали заготовок, мелкая наждачная шкурка

    7.

    Прикрепить детали крепления и части заготовок

    Детали заготовок, саморезы, отвертка.

    8.

    Закрепить леску

    Саморезы, отвертка, леска

    9.

    Прибором для выжигания рисунков на дереве делаем красивые узоры на кормушке

    Прибор для выжигания, карандаш

Для того чтобы кормушка для птиц была функциональной, необходимо, чтобы она соответствовала определенным техническим требованиям. Во-первых, кормушка должна быть достаточно закрытой, чтобы снег не попадал в емкость с кормом. Во-вторых, кормушка должна быть достаточно увесистой, чтобы ее не сильно раскачивал ветер. В-третьих, в кормушку легко должен насыпаться корм. В-четвертых, кормушка не должна развалиться в течение зимнего периода.

В процессе работы над кормушками необходимо было рассмотреть какие материалы будут наиболее приемлемыми для их изготовления. Учитывая технические требования, каждая из нас выбрала свои материалы, оказалось, что материалы, подобранные для кормушек одинаковые: фанера и древесина. В одной из кормушек был использован листовой металл для покрытия крыши. Для изготовления кормушек материалы покупать не было необходимости, так как это были отходы от ремонта. Поэтому экономические затраты на изготовление кормушек были минимальными. Выбранные нами материалы для кормушек являются экологически чистыми и могут быть утилизированы после их использования.

Акция «Мы кормим птиц»

Для изучения повадок птиц, над которыми мы решили шефствовать, в интернете был найден паспорт кормушки. Конечно, мы не смогли полноценно его заполнить в течении того короткого промежутка времени, который длился с января по сентябрь текущего года. Но мы решили представить в работе имеющиеся данные по исследованию поведения птиц, основываясь на вопросы приложения №1.

Район наблюдений – пришкольный участок, находящийся в центре города около железнодорожного района.

Кормушки «работали» 8 месяцев (с января по сентябрь).

Расстояние до парка и других крупных зеленых зон города или до леса – 100 метров до парка отдыха и развлечений им. Щорса

Типы кормушек (описание или схема) представлены выше в проектной работе.

Тип кормов: крупа (пшено, гречка, рис), семечки подсолнечника, ягоды рябины, кусочки сала зимой.

Режим подкормки: зимой постоянно, весной по мере исчезновения корма из кормушки, летом нерегулярный.

Постоянный состав посетителей кормушек: воробьи, синички, снегири, иногда голуби.

Описание этапов освоения кормушки птицами разных видов:

Воробьи – первыми освоили «птичьи столовые», ведут себя всегда уверенно, не уступают кормушку даже голубям.

Синицы – по очереди были вторыми, вести себя уверенно стали через месяц; боятся соседства других птиц, предпочитая своих собратьев;

Голуби – садились только на вторую кормушку, иногда раскачивая ее и высыпая корм.

Снегириоказались самыми малочисленными посетителями кормушек, были замечены только два раза.

Мы решили, что будем кормить птиц и наблюдать за их поведением на наших кормушках дальше, и если наши исследования будут интересными, постараемся представить их в другой работе.

Анализ анкетного опроса

Для того чтобы иметь достоверную информацию о том, какие птицы посещали кормушки и какой корм предпочтителен для каждого вида, мы провели анкетный опрос среди младших школьников, которые часто бывали в школьном дворе в течение учебного года. Нами были опрошены 50 учащихся.

При опросе было выявлено, что все ученики считают, что кормить птиц необходимо, так как их количество может уменьшиться, нарушая экологическое равновесие, что сильно вредит природе.

Посещение кормушек разными птицами было различным, это представлено в диаграмме снизу Рис.12.

 

Рис.12

 

Следующие вопросы анкеты (вопросы с 4 по 7) относились к предпочтительным видам корма (семечки, пшено, сало, рябина) для каждого вида птиц отдельно, данные представлены в таблице №1.

Таблица №1

Для синиц

Для воробьев

Для голубей

Для снегирей

 

Опрос было проводить очень интересно, школьники с желанием отвечали на задаваемые вопросы. Оказывается им не безразлично, сколько птиц прилетает на кормушки и есть ли в кормушках корм. Это очень радует, ведь неравнодушие к природе и забота о братьях наших меньших – это наш долг.

Заключение

Целью нашей работы было создание «Столовой для птиц». Рассматривая проблемы экологии на уроках технологии в 4 классе, мы задумались о проблемах питания птиц в зимний период. Работа над выбранной темой позволила нам узнать много нового о птицах, живущих в городе зимой [6], а также не только теоретически изучить информацию о различных видах кормушек, но и практически создать своими руками кормушки для птиц, которые можно повесить в школьном дворе, на дачном участке или около дома или на даче.

В результате исследования и подсчета числа посещений кормушек птицами, оказалось, что наши кормушки посещали, в основном, воробьи, синички и голуби, несколько раз прилетали снегири. Корм в кормушках исчезал довольно быстро, приходилось пополнять «птичьи столовые» два раза в неделю. Значит, нас труд не пропал даром – птицы очень нуждаются в помощи человека, особенно в зимнее время.

Работа над этой проблемой была нелегкой, но очень интересной. Мы справились с решением поставленных задач и достигли цели, обозначенной в начале работы. Результаты работы нас обрадовали и явились стимулом для дальнейшей работы. Надеемся и дальше работать над различными проблемами и их решениями.

 

Список литературы

Красная книга Самарской области в 2-х томах, Тольятти, ИЭВБ РАН «Кассандра», 2009 г.

Михеев А.Б. «Биология птиц», М, Учпедгиз, 1960, 256с.

Егорова Т.Г. «Птицы в городе рядом с нами» Книга по природоведению, М: Школьная пресса, 2002, 32 с.

Михайлов К. «Птицы мира. Самые красивые и знаменитые», Аванта+, Мировые энциклопедии, 2006, 184 с.

Бабенко В.Г. «Птицы города. Малый атлас», Фитон+, 2009, 112 с.

Горелов М.С., Павлов С.И. «Редкие птицы Самарской области и некоторые пути решения проблемы их сохранения» из сборника «Фауна, экология и охрана редких птиц Среднего Поволжья» –сборник статей по материалам Всероссийской научно–практической конференции «Редкие птицы Поволжья» Под редакцией Лысенкова Е.В., Лапщина А.С., Мордовский государственный педагогический институт, Саранск, 1997 г., 130с.

www.birds-online.ru/wiki/index.php/Самарская_область

www.gorsun.org.ru/lib/children/researcher10/birds/02/

www.zoodrug.ru/topic1902.html


 

Приложение №1


 

Паспорт кормушки

1. Район наблюдений ________________________________________________________
2. Сколько лет «работает» кормушка __________________________________________
3. Место расположения кормушки:
? в саду  ? в парке  ? в жилом дворе            ? на подоконнике ?? этажа
другое: ___________________________________
4. Расстояние до парка и других крупных зеленых зон города или до леса ___________
5. Тип кормушки (описание или схема)

6. Тип корма _______________________________________________________________

7. Режим подкормки:
? только зимой ? круглогодично          ? только летом
? регулярный частый            ? регулярный редкий            ? нерегулярный

Что отмечать?

Дата(ы) наблюдений
Постоянный состав посетителей вашей кормушки
Новые посетители кормушки (с датами появления)
Описание этапов освоения кормушки птицами разных видов
Необычное поведение птиц на кормушке и возле нее
Фенологические наблюдения на кормушке

 

Приложение 3

Фото изготовленных кормушек


 


Столовая для пиц
PPTX / 3.49 Мб

Опубликовано


Комментарии (9)

сменить сортировку
Ольга Пародина, 20.04.17 в 19:23 4Ответить Пожаловаться
Интересные идеи. Спасибо за публикацию.
Павкина Галина Геннадьевна, 21.04.17 в 10:38 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий!
Ефимова Алла Ивановна, 23.04.17 в 09:55 4Ответить Пожаловаться
Прекрасные работы! Молодцы!!!
Павкина Галина Геннадьевна, 23.04.17 в 17:18 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень приятно!
Нигириш Светлана Владимировна, 24.04.17 в 11:58 5Ответить Пожаловаться
Здорово! Чудесные работы!
Павкина Галина Геннадьевна, 24.04.17 в 12:13 4Ответить Пожаловаться
Детки очень старались!
Цыганок Елена Викторовна, 11.05.17 в 07:53 4Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень хорошие работы!
Клейкина Евгения Алексеевна
Комментарий был удалён пользователем 18 май 2017 в 23:16
Клейкина Евгения Алексеевна, 18.05.17 в 23:16 4Ответить Пожаловаться
Интересный проект и интересная работа. Спасибо большое
Лещёва Светлана Николаевна, 30.05.17 в 10:43 4Ответить Пожаловаться
Замечательный проект!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.