Методическая разработка «Пленэр. Деревянное зодчество» (4-5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Детская художественная школа им. Р. С. Мэрдыгеева» г. Улан - Удэ
|
Методическая разработка.
«Пленэр. Деревянное зодчество»
4-5 класс
Выполнила: Жанчипова Т.С.
преподаватель рисунка, живописи, композиции
Улан-Удэ
2019-2020 г.
Содержание
Глава I. Задачи пленэрных зарисовок в художественной школе.
Глава II. Планирование пленэрных заданий и упражнений.
Глава III. Материалы, инструменты и экипировка обучающегося.
Глава IV. Наглядно иллюстративный материал.
Глава V. Пленэрные зарисовки обучающихся.
Глава. Тематические композиции.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка написана для педагогов ДХШ и ДШИ художественных отделений.
Педагог представляет теоретический материал и описывает практический опыт по данной теме.
Методическая разработка оснащена наглядно иллюстративным материалом: фотографии наличников, акварельные зарисовки, творческие работы обучающихся.
Деревянное зодчество – одна из неотъемлемых частей древнейшей культуры русского народа.
Высокий уровень мастерства, образная выразительность деревянных построек всегда поражала и поражает своим величием и красотой. Это во многом определяло культуру нашего народа, характер деревянных застроек и строительства целых городов.
Учитывая особенности работы в данном направлении, эта программа ставит своей целью познакомить обучающихся с красотой деревянной архитектуры..
Глава I
Задачи пленэрных зарисовок в художественной школе.
Пленэр – изобразительная деятельность (живопись, рисунок) на открытом воздухе. Целью рисующего на пленэре является передача естественного освещения, воздушной среды, пространства (линейной и воздушной перспективы), воспроизведение реальных предметов, оттенков цвета, непосредственно наблюдаемых в природе.
Цель практической работы:
Целью пленэрных зарисовок является развитие и совершенствование общей архитектурно-художественной культуры, умения анализировать стилистические особенности,структуру и форму зданий и их комплексов при помощи изображенияархитектурных объектов в пространстве, окружающей их архитектурной среденепосредственно с натуры, закрепления умений уверенного и свободноговыражения архитектурной мысли графическими средствами.
Задачи:
1. путем копирования работ мастеров архитектурно-художественной графики иживописи изучить линейные и светотеневые техники, а также приобрестинавыки живописного отображения архитектурного объекта в различныхсостояниях освещенности (время суток и погода);
2. познакомиться со стилистическими особенностями деревянного зодчества и архитектурной средой Верхнеудинска;
3.организация пространства, композиционно-художественной закономерности, ритма и масштаба архитектурных форм;
4. научиться определять наиболее интересные и выразительные ракурсы,убедительно изображать архитектурные объекты и ансамбли в перспективе,передавать особенности изображаемого объекта и эмоционально-образнуюсоставляющую объекта при помощи графики или живописного колорита;
5. освоить выполнение быстрых («беглых») рисунков, эскизов, набросков,
отличающихся условностью изображения, лаконичностью, масштабностью,
выразительностью;
6. освоить основы различных графических и живописных техник и изобразительных материалов;
7. применение практических навыков архитектурных зарисовок в авторской композиции.
Глава II
Планирование пленэрных заданий и упражнений.
Практические задания.
Графические работы:
1.1 Копии графическихработ мастеров: линейный рисунок, тональный рисунок.
Материал:2 листа. Формата А3. Разные графические техники и материалы.
1.2 Рисунок памятников архитектуры деревянного зодчества Верхнеудинска (с планом-схемой видовой точки в углу формата).
1.3 Рисунок здания в контексте улицы (с планом – схемой видовой точки в углу формата).
1.4 Тональный рисунок.
Возможные материалы: карандаш; монохромная акварель, тушь - перо;
пастель; уголь – мел,1 лист,формата А3
Живописные работы:
2.1. Копии живописных работ мастеров: архитектурный объект в двух состояниях, акварельная техника выбирается исходя из техники оригинала.
Материал: 2 листа формата А3
2.2. Два этюда одногоархитектурногообъекта в двухразличных состоянияхпогоды или временисуток (утро - вечер,солнце - дождь).
Возможные материалы: акварель, гуашь. 2 листаформата А3.
2.3. Живописьисторического дворика(или историческойулицы)
Возможные материалы: акварель, гуашь,1 лист, формата А3.
2.4. Живопись архитектурного объекта в природной среде
Примеры: Дацан. Верхняя Березовка
Возможные материалы: гуашь, масло.1 лист, формата А3.
Глава III.
Материалы, инструменты и экипировка обучающегося.
Программой практики предусмотрено выполнение 5 пленэрных работ форматаА3 из них 2 графических и 3 живописных, а также оформленные листынабросков.
Необходимо выполнение минимум 2 эскизов компоновки к каждомупленэрному заданию практики на отдельном листе формата A5 и на листе формата A4 – к рисунку панорамы. 2 графические копии и 2 живописные копии работмастеров выполняются дома. Приветствуется разнообразие техник. Для этого необходимо осваивать различные графические и живописные материалы: карандаши разной мягкости, уголь, сангина, соус, пастель, мел, тушь, линеры и фломастеры, акварель. Для каждой техники нужнасоответствующая основа изображения: тонированный картон, пастельная бумага,холст или лист ДВП, для акварельных работ необходим подрамник с натянутой
акварельной бумагой (можно применять тонированную бумагу, например, светло-бежевый фон придаст работе мягкость и теплоту, в отличие от белого холодногофона). Живописные работы связаны с использованием воды, необходимопредусмотреть удобные емкости.
Для работы лучше взять легкий планшет или обычный лист ДВП формата А-3.Бумагу закрепляют зажимами или резинками. Подумайте о необходимости
складного стула, зонта, головного убора, солнцезащитного крема, салфеток, питья.
Глава IV
Наглядно иллюстративный материал.
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Соборная 8
Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Макарино
Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Горячинск
Республика Бурятия. Тарбагатайский район, с. Тарбагатай
Россия, г. Иркутск
Забайкальский край, г. Чита
Республика Бурятия, Хоринский район, с. Хоринск
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Глава V
Пленэрные зарисовки обучающихся.
Дугарова Сарасвати 15 лет 5 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 10
бумага, акварель
.
Дашиева Арина 14 лет 4 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 10
бумага, акварель
Залитач Елизавета 15 лет, 5 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Свердлова, 10
Дамбаева Арьяна. 15 лет.5 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова 15
бумага, акварель
Дашиева Арина 15 лет 5 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Свердлова, 10
бумага, акварель
Бадлуева Оюна. 14 лет. 4 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Соборная
бумага, акварель
Дашиева Арина 15 лет 5 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Соборная
бумага, акварель
Логачева Владислава. 15 лет.5 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ. ул. Банзарова 15
бумага, акварель
Снопкова Яна. 15 лет 5 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Соборная
бумага, акварель
Дашиева Арина 14 лет 4 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ ул. Соборная
бумага, акварель
Дашиева Арина 14 лет 4 класс
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 27
бумага, акварель
Глава
Тематические композиции.
Цель:
Познакомить обучающихся с основными чертами русского деревянного зодчества. Включать черты русского деревянного зодчества в композицию.
Задачи:
Развивающие:
Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к образцам народного искусства.
Логачева Владислава, 14 лет, 4 класс
«Мой двор, мои будни» бумага, гуашь
Дашиева Арина. 14 лет. 4 класс
«Разговор с бабушкой» бумага, акварель
Дашиева Арина. 14 лет. 4 класс
«Мое лето. Друзья. Кукольный театр» бумага, акварель
Рабочий процесс.
Список использованных источников
1. Иванова Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания// Дошкольное воспитания . – 2001. -№6.
2. Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества// Дошкольное воспитание. 2006.-№2.
3. Костарева Л. Учу детей творить // Дошкольное воспитание. 2006. - №2
4. Комарова Т Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание -1998. -№ 10.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Кижи : Указ.лит. / Нац.б-ка Респ.Карелия ; Сост.: Осипова Т.В., Терпугова Т.В.; Худож. Калюков И.К. - Петрозаводск : РИО Комиздат РК, 1995
7. Дивный остров Кижи. Научно-популярное издание для юношества / сост. Д.Н. Москин., Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.
8. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи», Петрозаводск, 2004.
Спицына Любовь Ивановна
Жанчипова Туяна Сергеевна