Мастер-класс на тему «Использование балансира в практике учителя-логопеда»
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясли - сад комбинированного вида № 2 «Мечта»
Презентация
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРА В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
как способ инновационной здоровьесберегающей технологии для всестороннего развития детей»
Подготовила учитель-логопед
ГДОУ ЛНР №2 «Мечта»
Лисовая В.В.
Алчевск 2024
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
В последнее время ученые считают, что мозжечок – это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д. Поэтому упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией.
Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу.
Существуют методики коррекции сенсорних и моторных функций:
Сенсорная интеграция по Айрес
MNRI (метод Светланы Масгутовой)
Мозжечковая стимуляция (Френк Бильгоу)
ВАL-A-VIS (Билл Хьюберт)
Коррекционная программа Института Нейрофизиологической Психологии (Сайли Годард Блайт)
Метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович)
Балансир — это тренажёр, который учит ребёнка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Он представляет собой неустойчивую поверхность и сделан из дерева.
Актуальность использования балансира:
* Упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцированно работают мышцы и вырабатывается координация движения.
* Умение держать равновесие — важный навык для каждого ребёнка. С его помощью малыш легко научится кататься на велосипеде, роликах, скейте.
Цель балансира:
* совершенствование равновесия и координации движений,
* укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части,
* развитие двигательной и эмоциональной активности.
Доска представляет собой плоскую доску с округлыми ножками. При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении.
Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию взаимодействий полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.
Как начинать работу с балансиром?
Прежде, чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений отрабатывается на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.
Тело
Сначала выполняются простейшие упражнения на балансировочной доске: упражнение «Прокати машину, паровозик, мяч»
Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку, удерживая при этом равновесие, со страховкой ребенка.
Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения.
Это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.
Мешочки
Ребенок, стоя на доске, ощупывает мешочек. Пробует положить мешочки на доску, на голову, сохраняя равновесие.
Ребенок держит мешочек в правой руке, подкидывает и ловит его левой рукой.
Подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками.
Ребенок держит мешочки на плечах и произносит слог с автоматизируемым звуком. Затем поднимает руку вверх и произносит следующий слог.
Мешочек кидают ребенку. Он принимает их от взрослого или ребенка правой , левой или обеими руками.
Мячи
- ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.
- ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши
перекладывание мяча за спиной из одной руки в другую, называет слог/слово на заданный звук, ловит мяч.
забрасывание мяча в корзину с речевой нагрузкой
забрасывание в две корзины двух мячей одновременно
упражнения с дополнительными предметами /розовая змейка/ и мячом
параллельная передача мяча напарнику прямо и руками накрест
ребенок с ударом мяча об пол, доску, стену
называет слово
делит его на слоги
ловит мяч одной-двумя руками.
ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, называя слова или слоги на автоматизируемый звук.
Мяч – маятник
Ребенок отбивает мяч ладошкой, ребром ладони, кулаком, локтем
называет слово с закрепляемым звуком
изменяет слово
согласовывает существительное с числительным
Цветная планка – маятник
Ребенок отбивает мяч - маятник определенным цветом по сигналу педагога.
Ребенок отбивает мяч серединой планки, правым, левым концом планки.
Использование балансира:
Артикуляционная гимнастика
Отработка звуков, слогов, слов, предложений
Звуковой анализ слов
Грамматические задания
Словарь по лексическим темам
Словоизменение
Согласование существительных с числительными
Дифференциация звуков
Проговаривание чистого ворок
РЕЗУЛЬТАТ
Дети во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать крупные и мелкие мышцы тела, включая мышцы артикуляционного аппарата.
Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль.
Выводы
При постоянной работе с балансиром нужно отметить положительные изменения:
С образованием новых нейронных связей ускоряется процесс взаимодействия и развития межполушарных связей ребенка.
Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым, начинает лучше чувствовать свое тело, легче ориентируется в пространстве, хорошо держит равновесие.
Ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь.
И что немаловажно, процесс этот экологичный, здоровьесберегающий и эффективный.