Мастер-класс на тему «Использование балансира в практике учителя-логопеда»

1
0
Материал опубликован 13 March в группе

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясли - сад комбинированного вида № 2 «Мечта»


 


 


 


 

Презентация

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРА В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

как способ инновационной здоровьесберегающей технологии для всестороннего развития детей»

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель-логопед

ГДОУ ЛНР №2 «Мечта»

Лисовая В.В.


 


 

Алчевск 2024

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

В последнее время ученые считают, что мозжечок – это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д. Поэтому упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией.

Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу.

Существуют методики коррекции сенсорних и моторных функций:

Сенсорная интеграция по Айрес

MNRI (метод Светланы Масгутовой)

Мозжечковая стимуляция (Френк Бильгоу)

ВАL-A-VIS (Билл Хьюберт)

Коррекционная программа Института Нейрофизиологической Психологии (Сайли Годард Блайт)

Метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович)

Балансир — это тренажёр, который учит ребёнка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Он представляет собой неустойчивую поверхность и сделан из дерева.


 

Актуальность использования балансира:

* Упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцированно работают мышцы и вырабатывается координация движения.

* Умение держать равновесие — важный навык для каждого ребёнка. С его помощью малыш легко научится кататься на велосипеде, роликах, скейте.

Цель балансира:

* совершенствование равновесия и координации движений,

* укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части,

* развитие двигательной и эмоциональной активности.

Доска представляет собой плоскую доску с округлыми ножками. При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении.

Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию взаимодействий полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.

Как начинать работу с балансиром?

Прежде, чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений отрабатывается на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Тело

Сначала выполняются простейшие упражнения на балансировочной доске: упражнение «Прокати машину, паровозик, мяч»

Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку, удерживая при этом равновесие, со страховкой ребенка.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения.

Это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.

Мешочки

Ребенок, стоя на доске, ощупывает мешочек. Пробует положить мешочки на доску, на голову, сохраняя равновесие.

Ребенок держит мешочек в правой руке, подкидывает и ловит его левой рукой.

Подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками.

Ребенок держит мешочки на плечах и произносит слог с автоматизируемым звуком. Затем поднимает руку вверх и произносит следующий слог.

Мешочек кидают ребенку. Он принимает их от взрослого или ребенка правой , левой или обеими руками.

Мячи

- ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.

- ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши

перекладывание мяча за спиной из одной руки в другую, называет слог/слово на заданный звук, ловит мяч.

забрасывание мяча в корзину с речевой нагрузкой

забрасывание в две корзины двух мячей одновременно

упражнения с дополнительными предметами /розовая змейка/ и мячом

параллельная передача мяча напарнику прямо и руками накрест

ребенок с ударом мяча об пол, доску, стену

называет слово

делит его на слоги

ловит мяч одной-двумя руками.

ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, называя слова или слоги на автоматизируемый звук.

Мяч – маятник

Ребенок отбивает мяч ладошкой, ребром ладони, кулаком, локтем

называет слово с закрепляемым звуком

изменяет слово

согласовывает существительное с числительным

Цветная планка – маятник

Ребенок отбивает мяч - маятник определенным цветом по сигналу педагога.

Ребенок отбивает мяч серединой планки, правым, левым концом планки.

Использование балансира:

Артикуляционная гимнастика

Отработка звуков, слогов, слов, предложений

Звуковой анализ слов

Грамматические задания

Словарь по лексическим темам

Словоизменение

Согласование существительных с числительными

Дифференциация звуков

Проговаривание чистого ворок


 

РЕЗУЛЬТАТ

Дети во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать крупные и мелкие мышцы тела, включая мышцы артикуляционного аппарата.

Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль.


 

Выводы

При постоянной работе с балансиром нужно отметить положительные изменения:

С образованием новых нейронных связей ускоряется процесс взаимодействия и развития межполушарных связей ребенка.

Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым, начинает лучше чувствовать свое тело, легче ориентируется в пространстве, хорошо держит равновесие.

Ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь.

И что немаловажно, процесс этот экологичный, здоровьесберегающий и эффективный.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации