Статья «Использование деловых игр в подготовке товароведов-экспертов»
Использование деловых игр в подготовке товароведов-экспертов
А.Н. Никифорова
Преподаватель СПб ГБПОУ
Технический колледж управления и коммерции
(г. Санкт-Петербург)
Аннотация: в статье рассматривается необходимость и методика применения игровых методов обучения специалистов-товароведов на примере конкретной деловой игры, как одного из инструментов формирования профессиональных компетенций
Ключевые слова: деловая игра, профессиональные компетенции, компетентностный подход.
В настоящее время профессиональное образование должно обеспечить учащимся на практике овладеть необходимыми профессиональными компетенциями. С этой целью целесообразно использовать на уроках игровые технологии обучения. Деловая игра является одной из наиболее эффективных форм обучения, которую можно рассматривать как часть профессионального модуля, помогающая студенту в освоении необходимых профессиональных компетенций, и проявить их в условиях, имитирующих профессиональную деятельность. Для этого была разработана деловая игра «Управление ассортиментом и оценка качества потребительских товаров». Данная игра позволяет развивать навыки свободного пользования накопленными теоретическими знаниями, а также формировать практический опыт,
навыки понимания профессиональных проблем и их решения,
умение самостоятельно или в команде пользоваться имеющимися знаниями для решения проблемных ситуаций в условиях, моделирующих профессиональную деятельность.
Игра активизирует познавательную деятельность студентов, направляет их творчество на решение профессиональных ситуаций, адаптирует к будущей профессии.
Игра проводится в три этапа:
1) изучение ассортимента конкретной торговой организации, анализ полученных данных, управление ассортиментом;
2) приемка товаров по количеству и качеству в соответствии с установленными требованиями;
3) разработка мероприятий по оптимизации товародвижения, их анализ и оценка;
4) подведение итогов, разбор проблемных ситуаций в каждой команде.
Методика проведения.
На первом этапе игры задача преподавателя заключаются в том, чтобы: разделить группу на команды; распределить между командами группы товаров; определить в какой форме необходимо собрать и представить информацию по ассортименту; направить команды в магазины для сбора информации; дать соответствующие задания по расчёту свойств и показателей ассортимента, проанализировать собранные данные; сделать выводы.
Студенты самостоятельно выбирают товарную группу, а также объект исследования торговое предприятие, на базе которого они выполняют задание. Сбор необходимой информации проводится непосредственно в действующих организациях торговли. Расчет, оценка и анализ показателей ассортимента, разработка ассортиментной политики магазина проводятся в учебном заведении.
Для проведения второго и третьего этапа команды распределяются на товароведов и поставщиков.
Задачи преподавателя на втором этапе заключаются в том, чтобы объяснить каждой команде ее функции, выдать инструкции и начальные данные о каждом предприятии торговли (поставщике): адрес, телефон, расчетный счет в банке, координаты директора, а также объяснить ситуацию игры. Для более полного вовлечения студентов в игру можно предложить им самостоятельно составить название команды и выбрать руководителей.
«Товароведы» анализируют предложенный ассортимент и выявляют потребности в товарах. На основании полученных данных формируют рациональный ассортимент.
«Поставщики» составляют рекламу и разрабатывают маркировку товара в соответствии с установленными требованиями. Затем товароведы осуществляют закупку товаров у поставщиков, производят документальное оформление, а также приемку товаров по количеству и качеству. Ситуации необходимо составить так, чтобы имелись спорные моменты в отношении количества и качества товаров, сроков поставки, форс-мажора и т.д. Для решения данных вопросов товароведам необходимо в законном порядке вызвать представителей поставщиков и вместе с ними решать вопросы, связанные с принятием решения о приемке и продаже конкретной партии товара. На третьем этапе студенты разрабатывают мероприятия по улучшению деятельности: определяют дефекты, выявляют причины их возникновения, рекомендуют условия хранения товаров.
В процессе проведения игры команды можно менять ролями, чтобы каждый учащийся мог почувствовать себя в определенной роли.
Задача преподавателя заключается в своевременной оценке качества выполнения заданий и при необходимости совместного обсуждения результатов.
Процедура оценки состоит в наблюдении за студентами во время проверки качества товаров, а также в подтверждении освоения студентами профессиональных компетенций.
Такую игру наиболее целесообразно проводить на последних уроках по дисциплине, а также в процессе учебной практики, стажировки, либо перед прохождением стажировки. В процессе участия в игре студенты оформляют дневник-отчет, который содержит все данные о решаемых ситуациях и является формой отчетности, позволяющей преподавателю оценить вовлеченность студента в игру и степень освоения профессиональных компетенций.
Применение данной формы обучения приводит к тому, что у студентов формируются сквозные компетенции. Они приобретают умения эффективного взаимодействия, применения средств автоматизации рабочего места, соблюдения правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Таким образом, деловая игра «Ассортиментная политика и оценка качества товаров» является наиболее приемлемой формой обучения для подготовки товароведа-эксперта, а также значительно улучшает качество освоения учебного материала.
Литература
1. Зельдович Б.З. Деловые игры в управлении полиграфическими и издательскими процессами: учеб. пособие Б.З. Зельдович; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. 232 с.
2. Технология формирования социальных навыков. Под общ. ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, 2-е изд., испр. и доп. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. 224 с.
Калягина Ирина Владимировна