Статья «Сложности психолого-педагогической диагностики слабослышащих учащихся при применении технологии разноуровневого обучения»
Сложности психолого-педагогической диагностики слабослышащих учащихся при применении технологии разноуровневого обучения (на примере уроков развития речи)
При применении технологии разноуровневого обучения, совершенно, на наш взгляд, необходимой в современных педагогических условиях, одной из главных задач является определение уровня развития учащихся, т.е психолого-педагогическая диагностика.
Сначала рассмотрим критерии деления учащихся на уровни на уроках русского языка (я имею в виду уроки объяснения нового материала, уроки закрепления, комбинированные уроки и т.д.).
. Условно класс можно разделить на 2-3 группы в зависимости от уровня развития детей.
1 уровень – учащиеся с трудом дифференцируют слова как части речи, плохо видят грамматические признаки слов, постоянно пользуются помощью. Для них изучаемое правило необходимо в качестве постоянной зрительной опоры. У таких детей слабо развиты причинно-следственные связи, они плохо связывают предыдущий материал с изучаемым. Это ученики с замедленной реакцией на вопрос или задание. Им необходимо больше, чем остальным времени для планирования работы, достижения поставленной цели, формулирования высказывания и т.д. Речь этих детей может быть, как очень бедной, так и вполне приличной: всё зависит от степени нарушения слуха.
2 уровень – дети, хорошо дифференцирующие части речи, могут проявить хорошо себя на отдельных уроках при изучении конкретного правила, но допускающие ошибки в комплексных заданиях. Часто ошибаются, не умея сконцентрироваться на главном, не всегда могут чётко сформулировать план работы и выводы. Состояние речи опять же зависит от степени нарушенности слуха.
3 уровень – ученики, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, достаточным богатством речи. Им свойственна склонность к собственным выводам, проведению цепочек межпредметных связей, поиску вариантов. Они чётко формулируют мысли, подтверждая их доказательствами.
В некоторых классах деление может быть только на 2 уровня, исключая первый или третий.
Мы адаптируем указанные уровни именно к уроку развития речи. Начнём с того, что данный тип урока изначально предполагает творческий подход как учителя, так и учеников. В ходе творческой работы могут возникнуть следующие ситуации: некоторые из учащихся именно на уроках развития речи могут переходить из одного уровня в другой: из первого во второй и наоборот – из второго в первый, из второго в третий. Приведём пример, при изучении темы «Не с частями речи» (когда надо дифференцировать части речи, применять к каждой из них конкретное правило) ученик может испытывать значительные затруднения, быть крайне неуспешным, то есть находиться на первом уровне. Но на уроке подготовки к написанию изложения или сочинения такой ученик может оказаться на втором уровне: он понимает содержание текста, отвечает на смысловые вопросы по тексту, пересказывает. Да, при написании того же изложения или сочинения он допустит орфографические и пунктуационные ошибки, но вполне удовлетворительно изложит содержание текста.
Ещё пример: ученик, неплохо видящий грамматические явления, удовлетворительно занимающийся на обычных уроках русского языка может не понять содержание текста изложения или написать сочинение короткими, однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.
Таким образом, учащиеся могут переходить из одного уровня в другой. К детям каждого уровня на уроках развития речи должен быть свой разноуровневый подход.
Приёмы разноуровнего подхода могут быть следующие:
Для детей 1 уровня:
-сюжетные картинки (уже готовые или нарисованные самим ребёнком);
-полная драматизация текста (с разделением пространства, распределением ролей, манипулированием фигурками). Если в драматизации участвует весь класс, ребёнок первого уровня должен сменить несколько ролей при каждой повторной драматизации;
-ответы ребёнка на смысловые вопросы по тексту. Учитель должен задать как можно больше вопросов, пока не убедится, что ребёнок понимает текст должным образом;
-помощь учителя и учащихся 2-3 уровня;
-использование только части текста повествовательного характера, исключая отдельные абзацы описания или рассуждения;
-обязательный пересказ всего используемого текста;
- при написании изложения или сочинения использование сюжетных картинок, плана, большого количества ключевых слов, направляющей помощи учителя при составлении фраз.
Для детей 2 уровня:
-частичная драматизация (при необходимости);
-помощь учителя и учащихся 3 уровня;
- ответы ребёнка на смысловые вопросы по каждому пункту плана;
-обязательный частичный пересказ текста.
-при написании текста использование плана и достаточного количества ключевых слов.
Для детей 3 уровня:
-самостоятельный поиск необходимой информации (использование словаря, Интернета);
-ответы на смысловые вопросы по тексту;
-при написании текста использование плана и минимального количества ключевых слов.
Таким образом, чем ниже уровень, на котором находится ребёнок, тем больше различных приёмов, используемых учителем.
Верно применить эти технологии учитель сможет, зная особенности перехода детей из одного уровня в другой. Подход к таким детям требуется неоднозначный. Учитель должен учитывать особенности ребёнка, поощрять его именно тогда, когда ребёнок чувствует себя успешным и соответственно применять соответствующие технологии разноуровневого обучения, не занижая и не завышая возможности ребёнка.
В целом, в условиях коррекционной школы (при небольшом количестве детей в каждом классе) нужно скорее говорить об индивидуальном подходе к каждому ребёнку, что вполне реально в данных условиях. Даже в течение одного отдельно взятого урока, тем более урока творческого, ребенок может переходить из одного уровня в другой.
Разделение учеников на уровни в коррекционной школе является намного более условным, чем в общеобразовательной (ведь у нормально слышащих детей речь уже сформирована), но не менее необходимым и актуальным для осуществления разноуровневого подхода.