Материал на проверке

«Использование дидактических игр по теме «Профессии» и по формированию представлений о труде для детей старшего дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован Сегодня в 14:29


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:


«Использование дидактических игр по теме «Профессии» и по формированию представлений о труде для детей старшего дошкольного возраста»


Сборник игр для детей 4- 8 лет с ОНР.

t1727090824aa.jpg

Авторы-составители: учитель-логопед Вавилова А.В.,

воспитатель Баранова Д.В.


Пояснительная записка.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающий мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Чем раньше вы начнёте проводить с ребенком трудовое воспитание, а это когда он стал произносить: «Я сам!», тем успешнее будет всестороннее развитие, самостоятельность, усидчивость, бережливость, приспособление к любым условиям жизни.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Большую роль играет получение детьми разнообразных знаний о мире профессий, формирования у них уважительного отношения к труду. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и способствует ранней профессиональной ориентации. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Именно поэтому данная тема всегда будет оставаться актуальной.

Так как мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи, то знакомство с профессиями и формирование представлений о труде идет через использование дидактических игр по речевому развитию.

Формирование обобщающего понятия слова «профессии»;

пополнение словарного запаса по данной теме;

развитие грамматического строя речи, словообразования, словоизменения;

развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления;

развитие связной речи.


Адресовано: учителям-логопедам для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми.

Условия реализации: группы старшего дошкольного возраста для детей с ТНР, домашние условия.

Представленные задания, игры, упражнения обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;

2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.

3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.

5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.

Игры могут быть использованы педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.

Цель- создать условия для успешного формирования представления о труде и профессиях посредством использования дидактических игр.

Задачи:

1. развивать интерес к трудовому воспитанию и познавательную активность детей;

2. поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;

3. развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);

4. учить и закреплять обобщающие понятия у детей;

5. воспитывать ценностное отношение к труду взрослого, поощрять желание детей к трудовой деятельности.

Игры по теме «Профессии».

Игры на определение темы занятия.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Отгадай загадки»

Развитие умения определять тему занятия по отгадкам. Формирование обобщающего понятия «Профессии».

Карточки с изображение профессий, подбор загадок по заданной теме.

Дети отгадывают загадки, педагог выставляет картинки с отгаданными профессиями. Ребята определяют, что общего между этими картинками (что это всё профессии) и называют тему занятия.

«Четвертый лишний»

Развитие умения определять тему занятия по картинкам, убирая лишнюю и объясняя свой выбор.

Карточки с изображением профессий, одна картинка на другую тему.

На доске выставлены картинки с изображением различных профессий и одна картинка на другую тему. Дети определяют какая картинка лишняя, объясняют свой выбор. Называют обобщающее понятие по теме «Профессии».


«Разрезные картинки по теме «Профессии»

Развитие умения определять тему занятия по разрезным картинкам.

Разрезные картинки.

Дети составляют детали разрезных картинок, рассматривают у кого что получилось, дают обобщающее понятие и называют тему занятия.

Игры и задания по теме «Профессии».

«Кому что нужно?»

Развивать умение определять кому что нужно для его профессии.

Картинки с изображением различных профессий и карточки с инструментами и принадлежностями.

Дети подбирают к каждой профессии предметы, которые им необходимы для работы и выкладывают рядом.

«Угадай профессию».

Развивать умение определять профессию по словам-действиям.

Картинки с изображением профессий.

Педагог задаёт вопрос, а дети отвечают.

Например:

Лечит людей (кто?)-..

Учит детей (кто?)-..

Строит дома (кто?)-.

«Когда так говорят?»

Воспитывать уважение к труду через пословицы и поговорки.

Картотека пословиц и поговорок по заданной теме.

Педагог читает пословицу и задаёт вопрос: «Когда так говорят?». Дети дают свои ответы, рассуждают, затем педагог озвучивает правильный вариант ответов.

«Кем я хочу стать и какую пользу буду приносить?»

Развивать интерес и уважение к различным профессиям.

Раскраски с профессиями.

Дети выбирают раскраску с профессией, раскрашивают. А затем рассказывают о своей выбранной профессии.

Составление рассказа по мнемотаблице.

Развитие связной речи.

Мнемотаблица.

Ребенок выбирает профессию и составляет рассказ с опорой на мнемотаблицу.



С детьми во время занятия проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения по теме занятия.

Тема: «Профессии»

Инструкция педагога

Выполнение упражнений

1.Развитие общей моторики

Быть шофёром хорошо,

А лётчиком -лучше.

Я бы в лётчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Дети идут по кругу, крутя перед собой воображаемый руль.

Бегут, расставив руки, как крылья.

Остановились,наполнили воображаемый сосуд.

Круговые движения правой рукой.

Бегут, расставив руки, как крылья.

2.Развитие мелкой моторики

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!

Ребром ладони дети стучат по столу.


Загибают большой палец на левой руке.

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Разводят руками.

3.Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для языка «Маляр»

«Язык как кисточка моя

И ею нёбо крашу я».

Водить кончиком языка по твёрдому нёбу: вперёд-назад, 5 раз.

4.Развитие мимических мышц.

«Серьёзный врач»

«Улыбающаяся балерина»

«Добродушный повар»

Изображают мимикой.

5.Развитие лексико-грамматических процессов.

1.«Кто это делает?» Образование существительных от глаголов: Учит-учитель, строит-строитель, воспитывает- воспитатель, водит-водитель, грузит- грузчик, летает- лётчик, продаёт продавец, варит- повар, убирает- уборщица, поёт-певица.

2. «Исправь ошибку».

Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь. Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги. Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы. Учитель лечит больного, а врач учит учеников. Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

6. Развитие связной речи.

Чтение художественных текстов, рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме.

Предполагаемый результат.

Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к занятиям по теме «Профессии» и по формированию представлений о труде, воспитывает ценностное отношение к труду взрослого, желание детей к трудовой деятельности, повышает познавательную и речевую активность детей, развивает внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу

Вывод.

Таким образом, мы видим, что данные дидактические игры помогают вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!

Чтобы игры имели свое продолжение, мы проводим большую работу с родителями:

1. Привлекаем родителей к изготовлению игр, пособий.

2. Организуем практикумы, мастер-классы, где рассказываем о играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.

3. Оснащение родительского уголка.

4. Консультации для родителей «Как помочь ребенку стать самостоятельным».

Приложение.

1. Картинки с изображением профессий.

2. Карточки с изображением предметов и инструментов, необходимых для каждой профессии (игра «Кому что нужно для работы?»).

3. Разрезные картинки.

4. Картотека пословиц и поговорок.

5. Картотека загадок

6. Картотека стихов.

7. Мнемотаблицы.

8. Раскраски.

9. Литература:

Денисова Д. «Какие бывают профессии»

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».  

Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.  

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофѐр. Сапожник. Пере-плѐтчица. Портниха. Монтѐр. Строители.  

Карпова И. Серия «Кем быть?»


Используемая литература:

1. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6, 6-7 лет», издательство ГНОМ и Д, М.,2009

2. Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет». С-Пб., 2012.

3. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная группа)»- Детство – Пресс, С- Пб, 2017.

4. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4», издательство ГНОМ и Д, М.,2006.



t1727090824ab.jpgt1727090824ac.jpg 

t1727090824ae.jpg


t1727090824af.jpg

​​​​​​​
​​​​​​​

t1727090824ag.jpgt1727090824ah.jpgt1727090824ai.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.