«Использование дидактических игр по теме «Профессии» и по формированию представлений о труде для детей старшего дошкольного возраста»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
«Использование дидактических игр по теме «Профессии» и по формированию представлений о труде для детей старшего дошкольного возраста»
Сборник игр для детей 4- 8 лет с ОНР.
Авторы-составители: учитель-логопед Вавилова А.В.,
воспитатель Баранова Д.В.
Пояснительная записка.
Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающий мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Чем раньше вы начнёте проводить с ребенком трудовое воспитание, а это когда он стал произносить: «Я сам!», тем успешнее будет всестороннее развитие, самостоятельность, усидчивость, бережливость, приспособление к любым условиям жизни.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Большую роль играет получение детьми разнообразных знаний о мире профессий, формирования у них уважительного отношения к труду. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и способствует ранней профессиональной ориентации. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Именно поэтому данная тема всегда будет оставаться актуальной.
Так как мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи, то знакомство с профессиями и формирование представлений о труде идет через использование дидактических игр по речевому развитию.
Формирование обобщающего понятия слова «профессии»;
пополнение словарного запаса по данной теме;
развитие грамматического строя речи, словообразования, словоизменения;
развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления;
развитие связной речи.
Адресовано: учителям-логопедам для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми.
Условия реализации: группы старшего дошкольного возраста для детей с ТНР, домашние условия.
Представленные задания, игры, упражнения обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.
Игры могут быть использованы педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.
Цель- создать условия для успешного формирования представления о труде и профессиях посредством использования дидактических игр.
Задачи:
1. развивать интерес к трудовому воспитанию и познавательную активность детей;
2. поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
3. развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
4. учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
5. воспитывать ценностное отношение к труду взрослого, поощрять желание детей к трудовой деятельности.
Игры по теме «Профессии».
Игры на определение темы занятия. | |||
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Отгадай загадки» | Развитие умения определять тему занятия по отгадкам. Формирование обобщающего понятия «Профессии». | Карточки с изображение профессий, подбор загадок по заданной теме. | Дети отгадывают загадки, педагог выставляет картинки с отгаданными профессиями. Ребята определяют, что общего между этими картинками (что это всё профессии) и называют тему занятия. |
«Четвертый лишний» | Развитие умения определять тему занятия по картинкам, убирая лишнюю и объясняя свой выбор. | Карточки с изображением профессий, одна картинка на другую тему. | На доске выставлены картинки с изображением различных профессий и одна картинка на другую тему. Дети определяют какая картинка лишняя, объясняют свой выбор. Называют обобщающее понятие по теме «Профессии». |
«Разрезные картинки по теме «Профессии» | Развитие умения определять тему занятия по разрезным картинкам. | Разрезные картинки. | Дети составляют детали разрезных картинок, рассматривают у кого что получилось, дают обобщающее понятие и называют тему занятия. |
Игры и задания по теме «Профессии». | |||
«Кому что нужно?» | Развивать умение определять кому что нужно для его профессии. | Картинки с изображением различных профессий и карточки с инструментами и принадлежностями. | Дети подбирают к каждой профессии предметы, которые им необходимы для работы и выкладывают рядом. |
«Угадай профессию». | Развивать умение определять профессию по словам-действиям. | Картинки с изображением профессий. | Педагог задаёт вопрос, а дети отвечают. Например: Лечит людей (кто?)-.. Учит детей (кто?)-.. Строит дома (кто?)-. |
«Когда так говорят?» | Воспитывать уважение к труду через пословицы и поговорки. | Картотека пословиц и поговорок по заданной теме. | Педагог читает пословицу и задаёт вопрос: «Когда так говорят?». Дети дают свои ответы, рассуждают, затем педагог озвучивает правильный вариант ответов. |
«Кем я хочу стать и какую пользу буду приносить?» | Развивать интерес и уважение к различным профессиям. | Раскраски с профессиями. | Дети выбирают раскраску с профессией, раскрашивают. А затем рассказывают о своей выбранной профессии. |
Составление рассказа по мнемотаблице. | Развитие связной речи. | Мнемотаблица. | Ребенок выбирает профессию и составляет рассказ с опорой на мнемотаблицу. |
С детьми во время занятия проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения по теме занятия.
Тема: «Профессии» | |
Инструкция педагога | Выполнение упражнений |
1.Развитие общей моторики | |
Быть шофёром хорошо, А лётчиком -лучше. Я бы в лётчики пошел, Пусть меня научат. Наливаю в бак бензин, Завожу пропеллер. «В небеса, мотор, вези, Чтобы птицы пели». | Дети идут по кругу, крутя перед собой воображаемый руль. Бегут, расставив руки, как крылья. Остановились,наполнили воображаемый сосуд. Круговые движения правой рукой. Бегут, расставив руки, как крылья. |
2.Развитие мелкой моторики | |
Повар готовил обед, А тут отключили свет. Бросает в котёл поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьёт поварёшкой. Сахар сыплет в бульон. И очень доволен он! | Ребром ладони дети стучат по столу. Загибают большой палец на левой руке. Загибают указательный палец. Загибают средний палец. Загибают безымянный палец. Загибают мизинец. Разводят руками. |
3.Развитие артикуляционной моторики. | |
Упражнение для языка «Маляр» «Язык как кисточка моя И ею нёбо крашу я». | Водить кончиком языка по твёрдому нёбу: вперёд-назад, 5 раз. |
4.Развитие мимических мышц. | |
«Серьёзный врач» «Улыбающаяся балерина» «Добродушный повар» | Изображают мимикой. |
5.Развитие лексико-грамматических процессов. | |
1.«Кто это делает?» Образование существительных от глаголов: Учит-учитель, строит-строитель, воспитывает- воспитатель, водит-водитель, грузит- грузчик, летает- лётчик, продаёт продавец, варит- повар, убирает- уборщица, поёт-певица. 2. «Исправь ошибку». Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь. Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги. Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы. Учитель лечит больного, а врач учит учеников. Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино. | |
6. Развитие связной речи. | |
Чтение художественных текстов, рассказов, стихотворений, отгадывание загадок по лексической теме. |
Предполагаемый результат.
Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к занятиям по теме «Профессии» и по формированию представлений о труде, воспитывает ценностное отношение к труду взрослого, желание детей к трудовой деятельности, повышает познавательную и речевую активность детей, развивает внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу
Вывод.
Таким образом, мы видим, что данные дидактические игры помогают вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!
Чтобы игры имели свое продолжение, мы проводим большую работу с родителями:
1. Привлекаем родителей к изготовлению игр, пособий.
2. Организуем практикумы, мастер-классы, где рассказываем о играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.
3. Оснащение родительского уголка.
4. Консультации для родителей «Как помочь ребенку стать самостоятельным».
Приложение.
1. Картинки с изображением профессий.
2. Карточки с изображением предметов и инструментов, необходимых для каждой профессии (игра «Кому что нужно для работы?»).
3. Разрезные картинки.
4. Картотека пословиц и поговорок.
5. Картотека загадок
6. Картотека стихов.
7. Мнемотаблицы.
8. Раскраски.
9. Литература:
Денисова Д. «Какие бывают профессии»
Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.
Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофѐр. Сапожник. Пере-плѐтчица. Портниха. Монтѐр. Строители.
Карпова И. Серия «Кем быть?»
Используемая литература:
1. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6, 6-7 лет», издательство ГНОМ и Д, М.,2009
2. Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет». С-Пб., 2012.
3. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная группа)»- Детство – Пресс, С- Пб, 2017.
4. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4», издательство ГНОМ и Д, М.,2006.