Использование дидактических игр во внеурочной деятельности для развития памяти и воображения детей

0
0
Материал опубликован 27 October 2022

Использование дидактических игр во внеурочной деятельности для развития памяти и воображения детей.


Будько Г.А.

МКОУ Черновская СОШ


Игра имеет большое значение в жизни детей, так как в ней дети не ограничивают свои возможности, в игре возникает новый мотив деятельности и связанная с ним задача.

Для детей игра является основным средством деятельности, так же как для взрослого человека работа, служба. В игре формируются физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Данные качества формируются в хорошей игре, в которой есть рабочее усилие и усилие мысли.

С раннего детства дети увлечены предметами, которые его окружают, и поиском работы с ними, изучает их основные функции. Следовательно, если ребенок узнает, какие-либо действия с предметом и уже в дальнейшем у него есть возможность самому производить их, без посторонней помощи, то тогда ребенок понимает, что он уже сам взрослый. Ребенок делает пока все на уровне своих потребностей, желаний, но непредубежденно определяет себя как взрослый, когда это случается, происходит осмысление деятельности взрослых и их отношение к взрослой жизни, это выражается в эмоционально-действенных ориентациях. На этом месте умственные способности следуют за эмоционально-действенными переживаниями.

Игры разделяют на два основных вида: фиксированные (игры с правилами) и скрытые (игры без правил). Например, к первому типу относятся такие игры, как: познавательные, дидактические, музыкальные, игры – забавы, игры, которые формируют умственные способности (интеллектуальные).

Игры второго типа: сюжетно-ролевые. В данном виде игры правила есть, но они могут протекать спонтанно, меняться, это зависит от игры самих участников, кто какую роль будет воспроизводить.

Дидактические игры (обучающие).

Рассмотрим данный вид игр более подробно. Обучающие игры отличаются по образовательному содержанию, образовательной деятельности детей, игровой деятельности и правилам, организации и взаимоотношениям детей, занимаемой роли учителя. Нередко дидактические игры сравнивают по их содержанию и воспитательным функциям. Среди дидактических игр можно выделить:

словесные;

сенсорные;

игры по ознакомлению с природой;

по формированию математических представлений.

Игры с материалом:

игры с игрушками;

настольно-печатные игры;

псевдосюжетные игры.

Данная классификация способствует подчеркнуть их направленность на обучение, познавательную деятельность детей. Также отмечают типы дидактических игр по организации работы с детьми: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

С помощью игры ребенок может узнавать много нового и интересного, например, изучает цвета, форму предметов, свойства предметов и материалов, изучает растительный мир, животный мир и т. д. Благодаря игре у ребят формируются различные умения, как наблюдать, сравнивать, соотносить, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Более подробно остановимся на характеристике дидактических игр.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы, представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

При подборе, организации и проведении дидактических игр необходимо основываться на следующих дидактических принципах:

принцип системности предполагает последовательно развивающуюся усложняющуюся систему игр (по их содержанию, дидактическим задачам, по игровым действиям и правилам);

принцип повторности обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);

принцип наглядности представлен, прежде всего, в предметах, составляющих материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы и действия с ними; использование поощрительных значков, жетонов, фишек;

принцип добровольности – необходимо учитывать интерес и желание ребенка;

принцип таинства игры – игра для ребенка должна быть тайной, секретом, а значит, дидактическая задача в ней должна быть «завуалирована»;

принцип обновляемости игры, внесение при повторении элементов новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия, сделает игру намного интереснее для ребенка. В основе дидактической игры лежит технология проблемного обучения.

Дидактическая игра, в отличие от других видов работы, требует особого состояния оттого, кто ее проводит. Надо не только знать и уметь, как провести игру, но еще и играть в нее вместе с ребятами; игра является одним из средств диагностики.

Дидактическая задача – один из основных элементов игры, она устанавливается целью учащего и воспитательного влияния. Если поставлена дидактическая задача или их было несколько, то тогда выделяется общая направленность игры, то тогда ее содержание будет обусловлено познавательной деятельностью детей. Перед воспитателем стоит цель сформулировать данные дидактические задачи, отсюда и будет исходить обучающая деятельность.

Рассматривая прямую установку дидактической задачи на занятиях в дидактической игре, она реализовывается через игровую задачу, ставит игровые действия, становится задачей самих детей, отсюда возникает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Составным элементом дидактической игры являются правила. Правила обладают определенным содержанием и направленность к достижению результата, обладают общими задачами по формированию ребенка как личности и всего коллектива. Педагог в дидактической игре задает правила, с помощью них он следит за ходом игры, самим процессом познания и за поведением.

Если говорить о структуре дидактической игры, то она имеет компоненты:

мотивационный компонент составляют: потребность, мотив, интерес, желания ребят принимать участие в игре;

ориентировочный компонент: выбор тех средств, которые будут способствовать игровой деятельности;

исполнительный компонент: действия, операции, позволяющие достичь цели;

контрольно-оценочный компонент: исправление неточностей и стимулирование активности игровой деятельности.

Основной функцией дидактической игры должна стать ее доступность для понимания; в игре нужно исходить из индивидуальных возможностей детей и их возрастных особенностей. Занимаясь отбором познавательных игр, следует учитывать принцип усложнения материала, другими словами идти «от простого к сложному», тогда ребенок в полной мере овладеет нужными навыками, умениями и способами действовать.

Дидактические игры целесообразно варьировать, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес к игре, а также для того, чтобы решить педагогические задачи: совершенствование движений, воспитание физических качеств, развитие воображения.

Подбор и планирование дидактических игр зависит от возрастной группы, от общего физического и умственного развития, состояния здоровья, времени года, интересов детей и, конечно же, какую цель преследует педагог на данном этапе.

При проведении дидактических игр имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование творческого воображения. В игровой деятельности дети стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

Таким образом, игра имеет важное значение в жизни детей, но главная задача педагога – дать ребенку знания. С помощью игры простое, монотонное занятие, можно превратить в увлекательный процесс познания, и дать возможность детям проявить себя, высказать свое мнение. Таким образом, педагог может без труда включить в процесс обучения детей, с помощью использования дидактической игры. Эмоциональное отношение к игре делает ребенка раскрепощенным и открытым для получения нового. И самое главное условие, которое педагог должен выполнять – это постоянное подкрепление деятельности детей оценкой, одобрением его работы. Обобщая теоретико-методологические основы по теме исследования, можно сделать вывод о том, что воображение рассматривается исследователями и как психическая деятельность, связанную с созданием представлений и мысленных ситуаций, и как деятельность, состоящая из двух основных характеристик: степени проявления волевых усилий и степени активности, или осознанности.

Развитие воображения детей характеризуется произвольностью (создание образов, планирование и реализацию замыслов); фантазированием, с помощью которого ребенок осваивает приемы и средства создания образов; сводится во внутренний план (ребенок способен без наглядных материалов воссоздать образ). Также у детей игра играет значительную роль в формировании психических процессов и личности в целом.

Дидактическая игра выступает в качестве средства, посредством которого у ребенка развиваются функции и виды воображения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации