Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехник для развития памяти и речи детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 комбинированного вида
Составила:
воспитатель
первой квалификационной категории
Лелека Татьяна Сергеевна
р.п. Большие Вязёмы
- 2020-
Цель: передача накопленного опыта по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники.
Задачи:
- формировать умение использовать педагогами мнемотехнические приёмы в работе по развитию грамматически правильной речи дошкольников;
- повышать компетентность, активизацию исследовательской позиции участников мастер-класса;
- обобщать, распространять практические рекомендации по данной проблеме;
- развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;
- способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
- создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству педагогов.
Прогнозируемый результат:
- получение педагогами представления о методике работы по развитию речи приемами мнемотехники.
Материалы и оборудование: мнемотаблицы, коллаж «Дельфин», карандаши, фломастеры, тарелки, шариковые ручки, листы А4, текст поговорок, музыка (релаксация).
Ход мастер – класса
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рада нашей встрече!
Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так:
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Сделай - ты научишься!
Прошу послушать стихотворение Эдуарда Успенского «Память».
— Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
— «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».
— Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.
Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
А чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, я использую приемы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.
Я в своей работе по развитию речи у детей использую приём мнемотехники – коллажи.
Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист.
- Уважаемые коллеги, посмотрите, какая необычная картинка. Это коллаж.
- Что можно сделать с помощью этого коллажа?
Все: Рассказать о дельфине.
- Давайте установим ассоциативные связи.
Корабль – дельфины хорошо плавают.
Очки – у дельфинов острое зрение.
Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.
Книга – дельфины очень умные животные.
Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.
Рыба – дельфины питаются рыбой.
Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.
Дети – дельфины очень любят детей
Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях
Море – дельфины – морские животные.
Педагог совместно с присутствующими проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а все вспоминают ассоциативные связи.
Примерный рассказ.
Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.
Вывод: Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач:
- формировать навык составления описательного рассказа;
- развивать навык установления ассоциативных связей;
- развивать память;
- обогащать словарь детей;
- развивать представления об окружающей действительности.
2 часть
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Обратите внимание на мемодорожки и
попробуйте прочитать знакомые скороговорки:
У ежа ежата, у ужа ужата.
Скворцы и синицы – веселые птицы
Поговорка:
Весна красна цветами, а осень пирогам.
Сейчас мы с вами занимались расшифровкой информации. А теперь настало время сделать всё с точностью наоборот, т. е. зашифровать, закодировать информацию. Оказывается, не всегда мы можем найти в интернете готовую мнемотаблицу, мнемодорожку, например, для составления описательного рассказа, заучивания стихотворения, и тогда мы превращаемся в художников, фантазёров, открывателей новых идей.
(раздаём листы, фломастеры, простые карандаши, тексты поговорок)
Внимание задание! Зашифруйте текст в таблице.
(Предлагаются пословицы и поговорки, которые надо закодировать.)
Яблоко от яблони недалеко падает
У страха глаза велики
На чужой каравай – роток не разевай.
Гусь свинье не товарищ.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Волка ноги кормят
Один в поле не воин.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Одна голова хорошо, а две лучше
Баба с возу – кобыле легче
Глаза боятся, а руки делают.
Семь пятниц на неделе
Не в бровь, а в глаз.
Не плюй в колодец — придется напиться.
Затем беру первую готовую таблицу демонстрирую для всех и предлагаю прочитать зашифрованное.
Подведение итогов:
Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам высказаться: полезна ли была представленная технология?
(высказывания педагогов)
Спасибо за внимание!
Начало формы
Конец формы