12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна15

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 комбинированного вида




















Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехник для развития памяти и речи детей»



















Составила:

воспитатель

первой квалификационной категории

Лелека Татьяна Сергеевна



р.п. Большие Вязёмы

- 2020-

Цель: передача накопленного опыта по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники.

Задачи:

- формировать умение использовать педагогами мнемотехнические приёмы в работе по развитию грамматически правильной речи дошкольников;

- повышать компетентность, активизацию исследовательской позиции участников мастер-класса;

- обобщать, распространять практические рекомендации по данной проблеме;

- развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;

- способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

- создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству педагогов.

Прогнозируемый результат:

- получение педагогами представления о методике работы по развитию речи приемами мнемотехники.

Материалы и оборудование: мнемотаблицы, коллаж «Дельфин», карандаши, фломастеры, тарелки, шариковые ручки, листы А4, текст поговорок, музыка (релаксация).


Ход мастер – класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада нашей встрече!

Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так:

Послушай - ты узнаешь!

Посмотри - ты поймешь!

Сделай - ты научишься!


Прошу послушать стихотворение Эдуарда Успенского «Память».


Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

«Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».

Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

А чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс,  я использую приемы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

1 часть

Я в своей работе по развитию речи у детей использую приём мнемотехники – коллажи.

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист.

- Уважаемые коллеги, посмотрите, какая необычная картинка. Это коллаж.

- Что можно сделать с помощью этого коллажа?

Все: Рассказать о дельфине.

- Давайте установим ассоциативные связи.

Корабль – дельфины хорошо плавают.

Очки – у дельфинов острое зрение.

Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.

Книга – дельфины очень умные животные.

Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.

Рыба – дельфины питаются рыбой.

Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.

Дети – дельфины очень любят детей

Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях

Море – дельфины – морские животные.

Педагог совместно с присутствующими проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а все вспоминают ассоциативные связи.

Примерный рассказ.

Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.

Вывод: Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач:

- формировать навык составления описательного рассказа;

- развивать навык установления ассоциативных связей;

- развивать память;

- обогащать словарь детей;

- развивать представления об окружающей действительности.

2 часть

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

Обратите внимание на мемодорожки и

попробуйте прочитать знакомые скороговорки:

У ежа ежата, у ужа ужата.

Скворцы и синицы – веселые птицы

Поговорка:

Весна красна цветами, а осень пирогам.

Сейчас мы с вами занимались расшифровкой информации. А теперь настало время сделать всё с точностью наоборот, т. е. зашифровать, закодировать информацию. Оказывается, не всегда мы можем найти в интернете готовую мнемотаблицумнемодорожку, например, для составления описательного рассказа, заучивания стихотворения, и тогда мы превращаемся в художников, фантазёров, открывателей новых идей.


(раздаём листы, фломастеры, простые карандаши, тексты поговорок)

Внимание задание! Зашифруйте текст в таблице.

(Предлагаются пословицы и поговорки, которые надо закодировать.)

Яблоко от яблони недалеко падает

У страха глаза велики

На чужой каравай – роток не разевай.

Гусь свинье не товарищ.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

Волка ноги кормят

Один в поле не воин.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Одна голова хорошо, а две лучше

Баба с возу – кобыле легче

Глаза боятся, а руки делают.

Семь пятниц на неделе

Не в бровь, а в глаз.

Не плюй в колодец — придется напиться.

Затем беру первую готовую таблицу демонстрирую для всех и предлагаю прочитать зашифрованное.

Подведение итогов:

Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.

 

А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам высказаться: полезна ли была представленная технология?

(высказывания педагогов)

Спасибо за внимание!

Начало формы

Конец формы




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.