Доклад «Использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Обобщение опыта по теме
«Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Чаплыгина А.И., учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2 им. Г.В. Кравченко» г. Вуктыл.
Внезапное введение самоизоляции весной 2020 года заставило многие школы страны испытать стресс, выйти из зоны комфорта. Многое было сложным и непонятным. Учителя по всей стране должны были в короткие сроки найти новые инструменты для организации своей работы, так как задачу реализации образовательных программ в полном объёме никто не отменял, впереди были ГИА, ПА. В нашей школе уже через неделю был проведён семинар по обмену опытом по работе с онлайн платформами. Некоторые учителя задолго до весны 2020 года успешно использовали отдельные элементы в своей работе. После этого была проведена серия практикумов, на которых с учителями были проведены практические занятия. В процессе такой работы возникали новые задачи, осуществлялся поиск новых платформ и инструментов.
Вместе с учителями под новые условия подстраивались образовательные порталы. Так, все ресурсы сайта «Просвещение» стали бесплатными, расширили функционал порталы РЭШ, Учи.ру, Инфоурок и др. Даже социальные сети перестроились – во «ВКонтакте» появилась возможность организовывать онлайн конференции.
Поэтому, когда все школы перешли на дистант, у каждого из нас было отработано несколько платформ. Для себя я выделила некоторые:
coreapp.ai
Google Classroom
Zoom
В процессе работы я поняла, что в каждом из инструментов есть как плюсы, так и минусы, поэтому я подстроила тот или иной инструмент под тип урока или под каждый конкретный класс. Часто сочетала их.
Платформа coreapp.ai подходит для организации урока практически любого типа. В ней много инструментов, можно организовать как урок открытия новых знаний, так и стандартный комбинированный урок. У платформы нет ограничений по количеству обучающихся, которые входят в урок. Есть автоматическая проверка некоторых заданий. Есть возможность вставить любые файлы для демонстрации (фото, видео, презентация и др), которые обучающиеся могут как скачивать, так и работать онлайн. Прохождение заданий можно ограничить по времени. Однако данная платформа мне показалась неудобной для проведения проверочных и контрольных работ. Во-первых, туда неудобно вносить вопросы, например, в тестовой форме, во-вторых, учащийся может заходить в урок сколько угодно раз.
Поэтому для проведения проверочных работ я использовала сервис google – google форму. данный инструмент можно настроить таким образом, что вопросы у обучающихся будут заданы в разном порядке (а это практически индивидуальный вариант для каждого ученика), можно добавлять задания разного типа: тест с одним верным вариантом ответа, тест с несколькими правильными вариантами ответа (причём можно перемешать не только вопросы во всей работе, но даже варианты ответов для каждого конкретного ученика), вопрос с развёрнутым ответом, вопрос с кратким ответом, вопрос по иллюстрации и т.д. В данном инструменте также предусмотрена автоматическая проверка заданий, а также возможность просмотреть сводные данные по всей работе (что потом будет полезно при анализе), есть возможность выгрузить результаты ответов в обобщённую таблицу.
Для старших классов, как мне показалось, более удобна платформа Google Classroom. У данной платформы много плюсов (легко войти (если есть аккаунт в Google, больше ничего не требуется), можно добавлять разные виды заданий как для совместной работы, так и индивидуальные (можно использовать как сервисы Google, так и задания, не связанные с этим сервисом), есть возможность обратной связи – учитель может прокомментировать любое задание ученика, можно использовать на всех современных гаджетах, есть мобильная версия, есть система оповещений (на телефон или электронную почту будет приходить уведомление, если добавлено новое задание или выставлена оценка). На платформе можно создать как отдельный урок с разными видами заданий, так и создать курс, куда будут объединены все учащиеся одного класса, а потом просто добавлять туда задания.
Ни одна из платформ не сможет заменить «живое» общение с учителем. Поэтому я использовала Zoom для создания конференций. Некоторые сложные темы требуют именно живого общения, некоторым учащимся нужно задавать уточняющие вопросы при изучении новой темы. Важно просто общение само по себе, особенно, если это длительная изоляция. Zoom даёт возможность удовлетворить все эти потребности. В сервисе есть возможность видеть и слышать друг друга, любой из участников может включить демонстрацию экрана. Поэтому моя работа с Zoom, как правило, выглядела так: изучение новой темы с презентацией, вопросы, обсуждение, домашняя работа в coreapp.ai, проверочная работа в google форме. При этом не было никаких перегрузок для детей. Минус Zoom - 30 минут бесплатного эфира – стал его плюсом.
Период всеобщего дистанта закончился вместе с окончанием 2019-2020 учебного года. Нам всем было сложно, но мы многое приобрели, поэтому опыт, накопленный за эти месяцы не хотелось терять. Сегодня в моём арсенале много новых инструментов, с помощью которых я могу организовать образовательную, воспитательную деятельность, а также работу с родителями более оперативно, и удобно.
Например, во время урока я могу провести опрос по домашнему заданию. При этом ребёнок сразу увидит свой результат, а время, которое могло быть потрачено на то, чтобы раздать тетради и потом их собрать, можно потратить с пользой – сразу проанализировать выполненную работу.
Можно организовать групповую работу с использованием элементов дистанционных технологий. Например, на уроке истории в 7 классе при изучении темы «Народные движения», обучающиеся после обсуждения причин всех городских восстаний приступают к работе в группах, каждая из которой работает в общей таблице, выделяя даты, участников событий, причины и т.д. Потом мы приступаем к общему обсуждению, находим общие черты и черты отличия у всех народных движений и формулируем вывод.
Организация рефлексии с помощью онлайн сервисов. В конце урока даю ссылку на онлайн опрос.
Организация обучения с использованием дистанционных технологий во время актированных дней теперь тоже не проблема. Обучающиеся и их родители привыкли, что с утра в электронном дневнике появятся задания, составленные онлайн уроки или будет проведена конференция. А это значит, что учителю не придётся «сжимать» учебный материал, чтобы выдать его до конца учебного года.
Организация занятий по внеурочной деятельности также проходит онлайн. При этом данная работа велась мной задолго до всеобщего перехода на дистанционные технологии. Я организую эту работу с помощью группы во «Вконтакте». Занятие, как правило, проходит в Zoom, материалы занятия я прикрепляю на стене в группе.
Проще стало организовать индивидуальное обучение. Часть учебного материала у любого обучающегося по любому предмету выносится на самостоятельное изучение. Помочь усвоить какой-то материал или проверить его усвоение также помогают дистанционные образовательные технологии.
По-новому выглядят и приобрели новый смысл некоторые современные образовательные технологии, если в них интегрировать дистанционные технологии. Например, технология «перевёрнутый класс».
С помощью дистанционных технологий я провела несколько родительских собраний. Пожалуй, в такой форме родительских собраний есть свои минусы, но родители отметили онлайн собрание как формат, который иногда можно использовать.
Бесспорным является мнение, что дистанционные технологии никогда не заменят учителя, но бесспорным на сегодняшний день является тот факт, что дистанционные технологии при правильном использовании помогают учителю, ученику и родителю.
Потамошнева Наталья Алексеевна