12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колпакова Елена Юрьевна36
0

Доклад «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальных классах»

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальных классах»

 

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.

Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

Для решения этих актуальных проблем необходимо организовать такое обучение, которое бы помогло ученику сохранить и укрепить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в систему педагогической деятельности включены здоровьесберегающие технологии. Поэтому перед собой я поставила:

Цель – создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).

Задачи:

сохранить и укрепить здоровье учащихся;

создавать межличностную атмосферу в классе;

формировать у ребёнка необходимые УУД по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

привлекать родителей, учителей, медицинских работников к решению вопросов оздоровления детей.

Методы работы:

педагогические («уроки здоровья», соревнования, спортивно-оздоровительные праздники, конкурсы и т. д.);

психологические (уроки смены деятельности, уроки развития, уроки творчества);

медицинские (профилактика отклонения со стороны органов зрения, работа с часто болеющими детьми и т. д.).

Здоровьесберегающие технологии :

технологии развивающего обучения (ТРО);

технологии дифференциации обучения, построенные профессором Н. Ф. Виноградовой; Выготского и Н. Ф. Виноградовой;

педагогика сотрудничества, построенная на идеях великого педагога Ш. А.Амонашвили;

технология раскрепощённого развития детей, построенная на идеях кандидатов медицинских наук И. В. Абрамовой и биологических наук Т. И. Бочкарёвой

Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье ребёнка, помочь ему адаптироваться к новым условиям?

Во-первых, неукоснительно соблюдать требования СанПиНа к освещенности кабинета, к расстановке мебели, к месту и длительности применения ТСО, к проветриванию помещения.

Пониженная двигательная активность (гипокинезия) особенно неблагоприятно отражается на развивающемся организме и может служить фоном различных болезней. Поэтому большое внимание во время урока нужно уделять :

а) чередованию различных видов учебной деятельности (норма 4-7 видов за урок)

б) Проведению физкультурных минуток

Объём домашнего задания и его сложность нужно соизмерять с возможностями ученика. Предлагать разноуровневые задания, используя одно из здоровьеоберегающее средство.

Немаловажен для повышения здоровьесберегающего потенциала урока психологический подход к нему: учет индивидуальных особенностей и темперамента учащихся, дифференцированный подход в обучении, умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.)

Давно подмечено, что все болезни от нервов. Поэтому психологическое благополучие и успешность обучения детей во многом зависит от отношения учителя к учащимся, от стиля его общения, эмоциональности урока, проявления доверительного подхода к учащимся.

Социализация личности ребенка.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. На классных часах в игровой форме или через практические действия нужно изучать основы гигиенического, полового, нравственного воспитания..

Существует структура урочной деятельности, обеспечивающая качественное и психически комфортное обучение. В структуре урочной деятельности выделены следующие блоки:

I – психологическая пауза.

II – деятельность.

III – пауза здоровья.

IV – рефлексия.

Где и как использую здоровьесберегающие технологии ( из опыта работы )

В 2016 – 2017 учебном году я набрала первоклассников. Наблюдая за детьми в первые дни занятий в школе, отметила, что не все включаются в общие дела, у некоторых проявляется тревожность, настороженность, хотя большинство первоклассников – это шумные, подвижные, эмоциональные, без комплексов дети.

Провела в классе «Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», в ходе которого установила, что 65% детей легко включились в школьную жизнь. Эти первоклассники, которые хорошо подготовлены к школе, почти все из них обладают широким кругом познавательных интересов, с удовольствием отвечают на уроках, легко вступают в коммуникативные отношения с учителями и сверстниками.

25% учащихся (средняя дезадаптация) отличаются неравномерностью развития, то есть при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти ученики инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнить задания или правильно ответить.

10% учащихся вошло в третью группу, которую можно назвать «группой риска». У них наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов:

 гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность;

 инертность нервной системы;

 низкая мотивация учебной деятельности;

 нарушения интеллектуальной деятельности.

Проанализировав результаты диагностик, я определила главные задачи: добиться развития личности, научить учиться, при этом сохранить и укрепить здоровье детей.

Ведущей педагогической идеей моего опыта – использование здоровьесберегающих технологий для формирования умения учиться, сохраняя и укрепляя здоровье, тем самым, повышая мотивацию учения.

Мною разработана программа «Будь здоров» в рамках воспитательной деятельности. Программа реализуется через систему классных часов, открытые мероприятия, диалоговые, игровые и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, КТД, через созданный мною и применяемый в своей педагогической деятельности методический комплекс «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательную работу». В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка.

Учебно-воспитательный процесс выстраиваю дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Появляется возможность эффективнее работать с различными категориями учащихся: «сильными» и «слабыми», одарёнными детьми, детьми, имеющими трудности в обучении и общении, «трудными», «опекаемыми» детьми и их семьями.

Сотрудничество с детьми.

С целью быстрого включения в работу детей и их заинтересованности на перемене перед 1-м уроком провожу «Час общения», на котором дети приветствуют друг друга и говорят комплементы.

Каждый день после 3-его урока проводим динамические паузы в спортивном зале.

Все учащиеся моего класса вовлечены во внеурочную деятельность. 100% посещаемость кружка спортивно-оздоровительного направления и хореографической студии «Радость».

Проводим акции «Трудовой десант»

Ежегодные осенне-весенние походы (вся начальная школа)

Реальный результат деятельности.

Наблюдается положительная динамика в улучшении психологического здоровья учащихся, снижается уровень тревожности.

Повысился уровень адаптации учащихся 1 класса к учебному процессу.

Эффективность процесса воспитания доказана результатами мониторингов, разработанных Н.П. Капустиной, повышается уровень воспитанности учащихся.

Наблюдается положительная динамика развития духовно- нравственных ценностей: толерантность, гражданственность, коммуникативность, социальное взаимодействие с обществом, коллективом, семьёй, друзьями, дети приобщаются к здоровому образу жизни и успешно адаптируются в образовательном пространстве.

В старину говорили: « Хлеб – всему голова». А сегодня эту мудрость можно перефразировать так: « Здоровье – всему голова», ибо его отсутствие – полное или частичное – лишает человека многих повседневных радостей. Коль школа является первой и основной ступенькой вооружения подрастающего поколения знаниями, эти знания не должны быть самоцелью. Они должны работать!

Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. Сам учитель всего не осилит, ему нужны надежные помощники и союзники. Ими должны стать взрослые, отцы, матери, бабушки и дедушки. Все!

 

Здоровая школа –
Здоровья желает!
Здоровая школа –
Друзей собирает.
Пусть льется повсюду
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь,
Его не продать.
Про это давно уже нужно всем знать!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.