12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Ирина Николаевна355
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Сборник дидактического материала к урокам русского языка на основе краеведческого компонента:(диктанты с грамматическим заданиями и изложения)

Пояснительная записка

Обращение к региональному компоненту в образовании очень важно, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению, помогает обогатить знания учащихся о родном крае, его красоте и величии, о людях, внесших достойный вклад в развитие культуры своей малой родины.

Под региональным компонентом следует понимать систематичес­кое и последовательное включение в общеобразовательный курс местного языкового и литературного материала. Иными словами, региональный компонент в преподавании словесности можно рассматривать как углуб­ленную работу.

Содержание такой работы может быть разное.

В своей работе я останавливаюсь на вопросе подбора интерес­ного дидактического материала краеведческого характера по раз­ным разделам программы по русскому языку

9 класс. Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме:

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

В атмосфере аксаковской гармонии.

Не знаю, как у других, у меня, когда читаю Аксакова, на душу всегда наплывает весеннее настроение, независимо, о чем рассказывается в книге: об осени, о лете, зиме.

Это, наверное, потому, что в каждой аксаковской строке разлита могучая радость жизни, которую все живое испытывает весной.

Наверно, поэтому, работая над очерками о великом русском писателе, я как-то само собой, бессознательно выбирал время для поездок – в мае… Ведь для того, чтобы взяться за перо, нужно, чтоб обязательно всколыхнулись чувства, заработала мысль, а для этого, в свою очередь, надо окунуться в атмосферу аксаковской гармонии. И я ощутил эту гармонию в равной мере. Первая трава и первая листва, черные и зеленые квадратики отдохнувших полей, разделенных березовыми лесополосами, запах цветущих черемух, разлившиеся реки – во всем была эта красота русской природы, которой С.Т. Аксаков посвятил свою жизнь.

Работа с текстом

1.Определите тему текста, его стиль и тип речи.

2.Определите выразительные средства

Грамматические задания:

1.Определите виды придаточных предложений

2.Составьте схемы предложений №1,2

В.Дворянсков.

Из цикла «Родная сторона»,

гл. В Вешенках над Бирлей.

ОБЬЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(8 класс, вводные слова)

Гора Белая в это раннее осеннее утро ,действительно, была бе­лой. Поднявшийся ещё с ночи туман густым,- утренней дойки,- моло­ком забелил всю округу. Казалось, что ,если бы и мгла ночная вне­запно вдруг развеялась, виднее от этого не стало бы, так он был непроницаем.

Но только- только засветлело на горизонте, холодный дым стал быстро редеть и вскоре совершенно растаял. И всё же оста­валось недоумение: куда вся эта масса подевалась, ведь не могла же она исчезнуть бесследно? И вправду, не исчезла, просто про­изошло чудо: летучая седая дымка почти мгновенно превратилась в иней. Он лёг на ветки деревьев, на крыши домов с задымившимися одновременно, как по команде, трубами, на придорожные провода и торчащие травы Святой горы.

Вот оно, знаменитое возвышение, которому поклонялись пять­сот лет жители земли русской. Приходили тысячи поклонников со своими бедами и болестями, и, по преданиям, всех она утешала и наделяла терпением. Эта гора у Суры известна с древних времён.

В. Н. Дворянсков. Белая гора

Работа с текстом

1.Определите тему текста, его стиль и тип речи.

2.Определите выразительные средства.

Грамматические задания:

1.Отметьте вводные слова в тексте

2.Выполните синтаксический разбор предложения №1

.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

( 9 класс. Сложное предложение)

Как это прекрасно и спасительно, когда, изнемогая от усталости, тратя последние остатки сил, вдруг набредёшь на родник.

Такой случай был со мной давно, но я его хорошо помню, словно

он произошёл лишь вчера. С утра до вечера пробродил я по лесу в поисках грибов. Корзину набрал всклень, но устал основательно. Но главное даже не это. А то, что в июльскую жару так хотелось пить, что за глоток воды, казалось, отдал бы всё, даже корзину с грибами.

Но родника нигде не было. И вдруг в лесной тишине ясно услы­шал плеск струящейся воды. Овраг был глубокий и весь заросший по пояс травой, а у самой воды и подавно крапива в человеческий рост. Но и это меня не остановило.

Ключ оказался мелкий, да ещё белый чистый песок на дне скрадывал глубину. Я напился, умылся из него. А потом в студёной струе раз­мочил горбушку ржаного хлеба.

Такой вкусной еды я не встречал за всю свою жизнь. А кажется, что такого: хлеб да ключевая вода.

Работа с текстом:

1.Определите тему текста, его стиль и тип речи.

2. Сформулируйте главную мысль текста.

Грамматические задания:

1.В сложных предложениях выделите грамматические основы, составьте схемы

предложений.

2. Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

В. Дворянсков

Звени, родник.

Объяснительный диктант ( 9 класс. Сложные предложения)

Сруби дерево там, где подземная вода выходит на поверхность, чтоб напоить нас,- и вот уж нет родничка. Распаши рядом с ручьём землю, как будто другого места не хва­тает, - и вот он уже затих, поник, да и вовсе иссяк. Направь стадо вдоль родниковой поймы, и не заметишь, как вы­топтанная земля, словно из-за обиды, перекроет ручей, запрет его.

Подобное варварство творится повсюду, куда ни глянь. Наивные люди, мы думаем, что просто роднички убиваем, мы самих себя убиваем.

Мы неудержимо мчимся к своему финалу, разрушая земную обитель. Ведь дело в том, что земля, природа - живой организм, и ей присуще чувство самосохранения. И если наступит критический момент, вста­нет вопрос: быть или не быть, она просто освободится от своего разрушителя, она просто уничтожит человека (человечество). Мы это пока до конца не осознали. Но давно уже пора бы понять...И не губить природу, а возрождать её. И хорошо бы начать с родников…

Работа с текстом:

1.Определите тему текста, его стиль и тип речи.

2. Сформулируйте главную мысль текста.

Грамматические задания

1.В сложных предложениях выделите грамматические основы, составьте схемы

предложений.

2.Выполните синтаксический разбор предложения№1

В. Дворянсков

Звени, родник.


 

Изложение с элементами сочинения 9класс.

На родине Н. М. Карамзина.

Карамзинка открылась остовом церкви, величественной, внушительной и - даже в порухе - красивой.

Но так она смотрелась лишь издали. А когда подъехали ближе, предстал другой пейзаж, от которого до сих пор саднит сердце, и вновь и вновь набегает горестная обида за нарушенные храмы на земле и в душах людей.

Полы с корнем выдраны, выломаны, потолок разбит. Сверху на уцелевших досках туманно просвечивают, проступают лики святых, да свешиваются с концов лоскутья холста, по которому делалась роспись.

На противоположной от двери стене, почти у самого потолка забираются вверх ступени, видимо, это остатки от лестницы на колокольню.

А было тринадцать колоколов. Представляю, как они пели, переливаясь, перебивая, переговаривая друг друга. Душа трепетала от восторга и радости. И не только Человеческая душа, а душа всей природы, потому что притихали, выпрямляясь, травы, замирали деревья, напрягая каждый листочек, чтоб случайно, ненароком не зашелестел. И лишь речка не унималась и звенела еще звонче, азартней, вторя и помогая колокольному звону.

Колокольню и купол снесла где-то в 30-ых. Не нахожу ответа: что случилось, какое затмение нашло на людей, когда с лихой бесшабашностью крушили они храмы. Обошлись без войн, без побоищ, - своими руками все порушили. Хотя ведь даже Батый не поощрял ордынцев разрушать церкви: страшился восстановить против себя «русского бога».

Сквозь бревенчатые все еще ядреные стены церкви слышно было, как надсадно каркали вороны с соседних деревьев, а здесь внутри под этот карк летал то от стены к стене, то поднимался к потолку одинокий голубь, видимо, не находя выхода. Летал, словно заблудившийся в этой дикости ангел.

В. Дворянсков

Из цикла: Родная сторона

гл. «Слава его принадлежит России».

Диктант с грамматическими заданиями

Сложные предложения с разными видами связи . 9класс

Верба.

Мне нравится ива в любое время года. Любит ее и русский народ, если даже один из самых светлых духовных праздников назван Вербное воскресенье. Особенно прекрасна верба ранней весной, во время своего цветения.

Верба первая из всех растений приносит весть о весне. На­лить в литровую банку ключевой воды и поставить веточки расцве­тающей вербы, и дом преобразится, словно хлынут сюда мощные по­токи, нового, весеннего незамутненного света. Обновится жизнь - и душа. Станет меньше горького, тяжелого, и вновь проклюнется на­дежда на счастье впереди. И все это из-за кустиков вербы.

Верба - это наша северная пальма. Известно, что путь при Входе Господнем в Иерусалиме жители украшали пальмовыми ветками. У нас пальмы не водятся, и русский народ заменил их вербой, которая всегда старается селиться рядом с человеческим жильем. А еще верба - забава и потеха для сельских ребятишек: лучшие игру­шечные сабли и шпаги из вербы; дальнобойные луки и рогатки - тоже из нее; самые звонкие, переливчатые гудочки, свистки и свирели мы мастерим тоже из ивовых прутьев.

В общем, верба - это народное дерево.

Работа с текстом:

1.Определите тему текста, его стиль и тип речи.

2. Сформулируйте главную мысль текста.

Грамматические задания:

1.В сложных предложениях с разными видами связи выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.

2.Выполните синтаксический разбор одного сложного предложения

В. Дворянсков. Крылатые целители.


 

КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (8 класс, 4 четверть)

Цели: 1.Проверить умения использовать предложения различных синтаксических конструкций, применять изученные пункту­ационные правила.

Продолжать формировать умение подробно, логично передавать содержание текста.

Расширять знания о прошлом нашего края, воспитывать уважение к страницам прошлого.

Русский кокошник.

Невозможно представить себе русскую красавицу без национального украшения- мастерски вышитого кокошника . Носили кокош­ники и в Симбирской губернии.

До замужества девушки носили головной убор, не закры­вающий полностью волосы. Во время свадьбы девичий головной убор заменялся кокошником - головным убором женщины, жены. Кокошник, возможно, носили ео рождения первого ребёнка, то есть перехода женщины в следующую возрастную группу - женщины - матери. Затем кокошник заменялся волосником.

Кокошник, как правило, передавали по наследству от матери к дочери. Самый богатый, обручальный кокошник, выши­тый золотом по малиновому бархату, навевался в день свадьбы - в нем молодая сидела за брачным столом. На другой день оде­вался кокошник похуже, а в будни еще беднее.

Кокошник бытовал почти на всей территории нашей губер­нии. Ценная коллекция праздничных головных уборов хранится в Ульяновском краеведческом музее.

Характерные для нашего края владимиро-ярославские ко­кошники, которые хранятся в краеведческом музее, можно раз­делить на три типа: обручальный - вышитый золотой нитью, шну­ром, канителью, украшен блестками, стеклянными вставками на цветной фольге, жемчугом. Другие - праздничные, вышиты зо­лотой нитью вприкреп и шнуром. Растительный орнамент в виде вьющегося стебля с плодами, цветами и листьями вытеснил более древние мотивы. Третий тип кокошников не имеет вышивки. В коллекции музея есть такой экспонат в виде высокой бар­хатной шапочки. Это один из первых кокошников, поступивших в музей.

(По тексту О. Туркиной, ж/л " Мономах", №4, 1998г)

Контрольный диктант 9 класс - 4 четверть.

Повторение орфографии и пунктуации.

(по тексту Л. Белозёровой ж/л Мономах"1998г, №12)

Время во многом оказалось безжалостным к нашему городу. Опустошительные пожары прошлого века, социальные потрясения и перестройки нашего столетия практически стёрли приметы старины с его лица. По пальцам можно пересчитать архитектурные сооруже­ния даже 19 века. Утрачены церкви и храмы, которыми когда-то изобиловал Симбирск, да и памятниками великим землякам он не перегружен.

Но, как ни странно, именно в нашем городе сохранились книги, которым от роду пять и более веков. Они подносят аромат прошлой жизни, горести и мгновения счастья далёких наших предков, их великие свершения и не менее великие поражения.

Не найти сейчас следа от той церкви, что была построена в Конно-Свияжской слободе в 1653г., а вот Евангелие, ровесник Симбирска, пожертвованное в эту церковь царём Алексеем Михай­ловичем сохранилось. Сохранилось и стало единственной релик­вией, пришедшей к нам из первого пятилетия нашего города.

Как случилось, что из глубины веков дошло до нас самое, казалось бы хрупкое, уязвимое - книга. Может быть, потому, что вот уже полтора столетия живет и служит людям библиотека, лю­бовно именуемая когда-то Карамзинскою. Её история - это история удивительных книг и не менее удивительных людей.

Грамматические задания: выполнить синтаксический разбор указанных предложений.

Контрольный диктант 9 класс

(входной контроль)

«Волшебная вода»

Курорт Ундоры - исключительно живописный уголок среднерусской природы. Вдоль многокилометрового зеркала Волжского моря зеленая шапка смешанных лесов хранит уникальные источники цели­тельной силы. В районе с. Ундоры сейчас зарегистрировано более двадцати источников целительной воды, но только девять из них являются минеральными. Все они расположены в оврагах Ундоровс­кой зоны.

Ундоровская минеральная вода - прозрачная, без цвета, с лег­ким запахом сероводорода и слабым железистым вкусом. В домах от­дыха и санаториях, расположенных в Ундоровской курортной зоне, стало традиционным лечение минеральной водой многих хронических заболеваний.

Тем же, кто не может приехать непосредственно к источникам, свою продукцию предлагает завод ундоровской минеральной воды "Волжанка". Высокая биологическая активность, оптимальное коли­чество природных органических веществ, малая минерализация и превосходные вкусовые качества делают "Волжанку" незаменимым ле­чебным средством и прекрасным столовым напитком.

Минеральная вода "Волжанка" имеет много наград: дипломы, золотые и серебряные медали с российских и международных выставок.

(По тексту С. Кабова "Волшебная вода", ж/л "Мономах", № 1, 1999г.)

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.