ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ШКОЛЕ

0
0
Материал опубликован 31 July в группе

УДК 372.8

Т.В. Орехова


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ШКОЛЕ


В данной работе делается попытка рассказать о возможности использования геоинформационных систем в школе.

Геоинформационная система, электронная карта.

В современной школе процесс обучения регулируется федеральными государственными образовательными стандартами, которые предполагают формирование универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личностную ответственность обучающихся, поэтому необходим поиск новых методов, способов и средств для достижения этого. Так, например, геоинформационные системы представляют широкий спектр возможностей учебной и исследовательской работы учащихся.

Геоинформационная система представляет собой аппаратно-программный человеко-машинный комплекс, обеспечивающий сбор, обработку, преобразование и отображение пространственно-координированных данных, интеграцию данных и знаний о территории для их эффективного использования в процессе решения образовательных задач, связанных с инвентаризацией, анализом, моделированием, прогнозированием и управлением окружающей средой [1].

Для многих участников образовательного процесса будет стоять вопрос – как может сказаться использование геоинформационных систем на качестве образовательного процесса. Ведь в первую очередь геоинформационные системы могут быть использованы в обучении географии при демонстрации учителем электронной карты. Электронная карта – это не просто визуально картографируемая территория, тематическое содержание карты, отраженное при помощи различных значков, такая карта поддерживается большим объемом различных средств, богатым инструментарием. Геоинформационнная система содержит большом объем информации об окружающем мире в виде набора тематических слоев, которые объединяются на основе географического положения картографируемой территории. Каждый слой содержит информацию на определенную тему и называется тематическим слоём. При изучении определенной территории один слой карты может включать в себя данные о дорожной сети картографируемой территории, второй – о гидрографии, третий – о расположенных на территории населенных пунктов и их численности, четвертый о какой-либо тематической информации (например, образовательные учреждения, расположенные на этой территории). Если есть необходимость, то можно просматривать каждый слой по отдельности, а можно совмещать сразу несколько слоев, или выбрать отдельную информацию из различных слоев и выводить ее на карту. Также есть возможность смоделировать различные ситуации, каждый раз получая изображения картографируемой территории в соответствии с поставленной учеником задачей, причем процесс моделирования происходит без необходимости создавать новую карту. Ситуация по сформированному запросу моделируется на ранее созданной электронной карте. Поэтому можно сделать вывод, что использование геоинформационных систем не ограничивается изучением карт на уроках географии, но и может быть применяться при изучении других школьных предметов (например, на уроках биологии в геоинформационные системе MapInfo можно определить координаты интересующих объектов – следы животных, точки полевых описаний, углы пробных площадей, ареалы распространения определенного вида растительного или животного мира, а уроках физики в геоинформационной системе можно решить задачи по вычислению скорости движения транспортных средств по дорогам различных классов, вычисление продольного и центробежного ускорения, расстояния, геометрические параметры автомобильной дорог).

Таким образом, использование всего спектра возможностей геоинформационных систем в процессе обучения школьников позволит сформировать у них способность и готовность к применению полученных знаний и умений в повседневной жизни, позволит подготовить школьников к работе с информацией во всех её формах и различных сферах жизни.


Список источников

Сербенюк С. Н. Картография и геоинформатика — их взаимодействие. – М.: МГУ, 1990. 160 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.