Использование групповой формы работы на уроках английского языка, как средства повышения качества образования обучающихся

0
0
Материал опубликован 4 November

Обобщение опыта на тему

«Использование групповой формы работы на уроках английского языка, как средства повышения качества образования обучающихся»

учителя английского языка Шевчук Ирины Михайловны.


With languages, you're at home anywhere.

Если вы знаете языки, вы везде будете как дома.

(Эдмунд дэ Вааль)

В последние годы метод группового обучения стал одним из наиболее популярных. Основная цель работы в группах - развитие мышления обучающихся. Выполняя различные задания в группах, ученики приобретают навыки организаторской работы. Происходит формирование рефлексивных способностей и создание благоприятных условий для учебного самоопределения. В результате ряда исследований отечественными учеными было выявлено, что среднестатистический ученик разговаривает на уроке по заданной теме около 5-7 минут, при условии, что урок длится 45 минут. Для урока иностранного языка такой показатель является довольно низким, поскольку конечной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции учащегося, иными словами способность ребенка понимать иностранную речь и реагировать на нее при погружении в языковую среду.

Существуют различные пути решения данной проблемы. Одно из них работа в группе. В группах активность учащихся возрастает, потому что они чувствуют себя комфортнее.

Существует множество различных моделей и методов обучения. Модели обучения подразделяются на пассивную, активную и интерактивную. В пассивной модели предполагается, что ученики усваивают материал из текста учебника и из слов учителя. При этом они не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Активные методы обучения способствуют стимулированию познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Особенностью активной модели является наличие обязательных творческих заданий. Интерактивная модель обучения предусматривает непосредственное активное взаимодействие учеников между собой, таким образом, в интерактивной модели обучения используются групповые технологии.

Групповые формы работы способствуют поддержанию заинтересованности на уроке и непосредственной включенности в процесс. Групповые технологии имеют широкое применение в различных видах деятельности:

- Решение задач

- Обучение способам организации

- Обучение рефлексии

- Проектирование

- Анализ ситуации

По мнению А. Б. Воронцова «Модель совместной учебной деятельности в группе включает в себя 5 основных элементов»:

1. Позитивная взаимозависимость. Работая в группе, каждый ученик понимает, что успешный результат работы можно достигнуть только тогда, когда качественно работают все участники группы.

2. Личное взаимодействие. Работа в группе влечёт за собой общение между участниками группы, их взаимодействие, обсуждение новых идей. Учащиеся учатся совместно искать решение определённой задачи, учатся работать в команде, взаимопомощи.

3. Индивидуальная ответственность. Каждый участник группы вносит свой вклад в работу, а потому, он должен понимать и свою личную ответственность за результат, который получит группа. Ведь оценивается не только коллективный результат, но и работа каждого участника группы.

4. Навыки общения. Чтобы успешно выполнить задание учащиеся вынуждены искать компромисс и находить решение поставленных задач совместно. Всё это развивает навыки общения с людьми.

5. Совместная оценка хода работы. Во время работы группа анализирует ход работы, определяет проблемы, ставит перед собой задачи, определяет каким образом можно достичь лучшего результата и как работать более эффективно, а также подводит итоги своей деятельности.

Практика показывает, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия).

При организации группового обучения на стадии формирования групп приходится выбирать наиболее подходящий для данного вида работы тип группы.

Существует множество разных типов групп. Разнородные группы обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик. Можно выделить следующие достоинства данного типа группы:

- учитель сам формирует группы, обеспечивая баланс в каждой группе;

- обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;

- “слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;

- в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

В то же время следует отметить и некоторые недостатки: например, формирование групп в таком случае занимает достаточно много времени, поэтому рекомендуется делать это во время подготовки к уроку. Практически отсутствуют возможности взаимодействия “сильных” учеников с “сильными”, “слабых” со “слабыми”, что бывает необходимо в некоторых случаях. К тому же ученики могут привыкнуть к статусу “сильных” и “слабых”, что повлечет за собой формирование нежелательных стереотипов в классе. Именно поэтому рекомендуется периодически использовать однородные группы. Организуя работу однородных групп можно применить дифференцированный подход при подборе заданий для того, чтоб и сильные и слабые ребята были в ситуации успеха.

Существуют также другие подтипы разнородных групп, например, при обсуждении какой-либо темы с целью спровоцировать дискуссию формируются тематические группы, в состав которых входят ученики с разными точками зрения.

Произвольное формирование групп подразумевает деление на группы по произвольному признаку. Распространенным способом формирования произвольных групп является так называемая “шеренга”, когда ученики выстраиваются в один ряд по определенному признаку, например, по цвету глаз, волос, по месяцам рождения (на уроках иностранного языка это хорошая возможность повторить ту или иную лексику), затем поделить их на необходимое количество групп. Также можно подготовить набор карточек разных цветов (количество цветов определяется предположительным числом групп, количество карточек - числом учеников) и предложить ученикам лотерею: все ученики с карточками одинакового цвета становятся участниками одной группы.

Групповая работа подразделяется на два вида: дифференцированную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания.

При дифференцированной - разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех учащихся темы. В то же время дифференцированная работа видоизменяет индивидуальную и фронтальную работу и способствует повышению их эффективности.

Группы учащихся я обычно формирую до урока и делаю это, опираясь на следующие критерии:

- уровень обученности учащихся;

- учебные интересы;

- темп работы;

- личный опыт; коммуникабельность;

- умение выполнять соответствующие задания;

- работоспособность.

Организуя групповую работу можно внести элемент соревнования. При этом можно установить, за какой промежуток времени ученики должны выполнить задание.

Задания группам могут быть самые разные и любого типа:

При работе с текстами одной темы, можно тексты разделить по группам и дать задание, чтоб каждая группа приготовила презентацию или постер, раскрывающий самую главную информацию, полученную из текста. Таким образом, можно в интересной форме обучать детей выделять главное в тексте и готовить пересказ.

Также учащиеся в группах могут выполнять задания и на отработку лексики, грамматики. Например, каждой группе можно дать карточку с заданием найти ошибки в предложениях. Далее оценивается, какая группа быстрее всех выполнила задание, насколько верно выполнено задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации