Использование игр с различными видами песка в организации образовательной деятельности старших дошкольников в различных образовательных областях

2
2
Материал опубликован 19 May 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «УЛЫБКА» Г. ХОЛМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ _________________________________________________________________________
694620 Сахалинская область, г. Холмск, ул. 60 лет Октября, дом 4/1, телефон/факс 8(42433) 7-46-46

detsad7.ulybka@mail.ru













Практико-ориентированный проект

«Использование игр с различными видами песка в организации образовательной деятельности старших дошкольников в различных образовательных областях»






















Выполнил воспитатель:

Сиянова Екатерина Александровна







Холмск

2019 г.

Содержание

Введение 2

Календарный план реализации проекта 4

Влияние игр с песком на развитие психических процессов 5

Использование песка в образовательной деятельности. Развивающие возможности песка 10

Принципы формирования картотеки игр 15

Картотека игр с песком 15

Заключение 21

Список литературы 22

Приложения 23

Введение.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенные в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов

понимают друг друга.

Игры с использованием песка - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, создавая конструкции из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.

Актуальность темы.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов

дошкольных образовательных учреждений к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях детского сада.

Одна из таких технологий – это игры с песком. Песок - универсальное средство для творчества и развития

Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравнится с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.

Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Новизна работы:

В наше время понятие песок выходит за рамки общепризнанного. Если раньше мы знали только два вида песка – сухой и мокрый, то сегодня список разнообразных видов песка несколько расширился:

Кварцевый – дробленый кварц. Бывает разных цветов, используется на планшете для рисования песком (более мелкая фракция), рисование на клейкой основе,

Кинетический – также называется космический, живой, сочетает в себе свойства пластилина и привычного песка - лепится, как мокрый песок и рассыпается, как сухой.

Несмотря на то, что песок в практике педагогов дошкольных учреждений используется в разнообразных видах деятельности, таких, как игровая, образовательная, исследовательская – очень давно, и дидактическая ценность этого простого природного материала не вызывает сомнения, тем не менее, систематизации введения игр с различными видами песка в образовательную деятельность в образовательных областях, определенных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в настоящее время не существует.

Гипотеза: внедрение игр с песком в различные виды образовательной деятельности позволит увеличить эффективность развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Цель реализации проекта: внедрить игры с различными видами песка в образовательную деятельность дошкольников старшего возраста

Задачи:

Изучить влияние игр с песком на развитие психических процессов старших дошкольников

Изучить и охарактеризовать развивающие возможности различных видов песка

Разработать картотеку игр с песком


Реализация проекта проходила на базе старшей группы «Ладушки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 «Улыбка» г. Холмска. В группе 16 воспитанников.

Этапы проекта:

На первом этапе проекта дано теоретическое описание механизмов влияния игр с песком на развитие таких психических процессов, как память, воображение, мышление. Дан краткий анализ результатов диагностики уровня развития памяти у воспитанников старшей группы детского сада.

На втором этапе проекта охарактеризованы развивающие возможности различных видов песка и вариантов использования игр с песком в организации образовательной деятельности в образовательных областях основной образовательной программы дошкольного образования. Представлены результаты педагогической диагностики уровня усвоения образовательной программы в образовательной области Познание. Формирование элементарных математических представлений. Также на втором этапе реализации проекта сформулированы принципы формирования картотеки игр.

На третьем этапе проекта разработана картотека игр с песком в различных образовательных областях.



Календарный план реализации практико-ориентированного проекта «Использование игр с различными видами песка в организации образовательной деятельности старших дошкольников в различных образовательных областях»




Этап проекта

сроки

результат

1

Изучение теоретических источников с целью описания механизмов влияния игр с песком на развитие психических процессов дошкольников

Сентябрь-октябрь 2016 г.

Описаны механизмы влияния игр с песком на развитие таких психических процессов, как память, воображение, мышление.

2

Изучение теоретических источников с целью определения развивающих возможностей различных видов песка и вариантов использования игр с песком в организации образовательной деятельности

Ноябрь 2016

Охарактеризованы развивающие возможности различных видов песка и вариантов использования игр с песком в организации образовательной деятельности в образовательных областях основной образовательной программы дошкольного образования.


Определение принципов формирования картотеки игр

Ноябрь 2016 г.

Определены принципы формирования картотеки игр

3

Внедрение игр с различными видами песка в образовательную деятельность старших дошкольников в различных образовательных областях

Ноябрь 2016 г. - май 2017 г.

Формирование картотеки игр с песком

Влияние игр с песком на развитие психических процессов

Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление.

Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия (подробнее об этом будет сказано ниже) и других психических функций

Каковы основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте? Как уже неоднократно подчеркивалось, все психические процессы - это особые формы предметных действии. В современной психологии принято выделять в действии две части: ориентировочную и исполнительную. Исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия.

А. Р. Лурия изучал роль речи в регуляции поведения: посредством слов создается "умственной" путь, по которому ребенку надо идти. На основе речи может быть заранее построен образ действия, а затем он может быть реализован. То, как речь оказывает влияние на осуществление предметного действия, сигнализирует о том, "оторвалась" ли ориентировочная часть от исполнительной или нет.

А. В. Запорожец, изучая развитие движений у детей, показал, что в самом простом движении у ребенка есть фаза подготовки и фаза реализации. Возникновение фазы подготовки в предметном действии повышает его эффективность. От того, как организована ориентация ребенка, зависит тот или совсем иной результат.

А. В Запорожец показал, что в образовании навыка между ориентировочными и двигательными, исполнительными реакциями имеют место сложные и изменяющиеся отношения. На ранних стадиях развития ребенка предварительная ориентировка в ситуации очень незначительно влияет на результаты его действий. Дети находят решение путем проб и ошибок. На этой стадии ориентировочные реакции идут вслед за практической, исполнительной деятельностью. На второй генетической ступени решающее значение приобретает двигательно-тактильная ориентировка в обстоятельствах. Ощупывающая рука позволяет ознакомиться с ситуацией и "учит глаз". Глаз аккумулирует ее опыт и получает возможность в дальнейшем выполнять ориентировочную функцию самостоятельно. На следующей ступени ребенок овладевает способами чисто зрительного исследования ситуации. Глаз предвосхищает, опережает исполнительные движения. Было выяснено, что ориентировочные, пробовательные действия вырастают из исполнительных актов

Сама ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (или практически действенном), сенсорно-зрительном и умственном. В обобщенном виде можно сказать, что в ходе развития ребенка:

возникает разделение действия на ориентировочную и исполнительную части;

2) в дошкольном возрасте ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

3) сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит в дошкольном возрасте мануальный или сенсорный характер;

4) ориентировочная деятельность в дошкольном возрасте чрезвычайно интенсивно развивается. Поэтому, когда мы говорим о развитии восприятия в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации.

В дошкольном возрасте, как показали исследования Л. А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка:

"Дети начинают их слышать в категориальном ключе". Эталоны - это достижение человеческой культуры, это "сетка", через которую мы смотрим на мир.

Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности

Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу, является изменение видов и содержаний детской деятельности Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления.

Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.

По мнению А. В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.

А. В. Запорожец писал, что формы детского мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) не представляют собой возрастных стадий его развития. Это, скорее, стадии овладевания некоторым содержанием, некоторыми сторонами действительности.

Поэтому, хотя они и соответствуют в целом определенным возрастным группам и хотя наглядно-действенное мышление появляется раньше, чем мышление наглядно-образное, эти формы не связаны с возрастом однозначно Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам А. В. Запорожца, первый, "цокольный этаж" общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности - в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.

В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без развития памяти.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность»

Для воспитания памяти очень важно опираться не только на зрение, но и на другие органы чувств; слух, обоняние, осязание, вкус. Несмотря на то, что при обучении старших дошкольников значительно возрастает роль словесных методов, действенное знакомство с предметами имеет ещё большое значение. В связи с этим различные обследовательские действия: рассматривание и активное ощупывание предметов, определение их по форме, размерам надолго сохраняют в памяти ребёнка конкретные образы этих объектов. Активное действие, включённое в процесс восприятия, обеспечивает лучшее запоминание. Огромное значение имеет понимание детьми того, что заучивается. Важно обогащать память детей такими знаниями, которые были бы понятными и полезными для их дальнейшего интеллектуального и нравственного развития.

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представлять — это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, а не просто знать. Представление — более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Именно поэтому игры с песком как нельзя лучше способствуют развитию памяти у дошкольников. Это доказывают и полученные нами результаты выборочной диагностики уровня развития памяти в условиях внедрения игр с различными видами песка в организованную образовательную деятельность в различных образовательных областях. Уровень развития памяти воспитанников старшей группе детского сада в мае 2017 года выше среднего у большей части воспитанников


t1589862588aa.gif


Как видно на графике средний балл (4-6) не имеет ни один ребенок, уровень развития памяти выше среднего (7) у 20 процентов исследуемых, высокий уровень развития памяти (8-9) у 80 процентов детей. По сравнению с диагностикой, проведенной в начале учебного года (сентябрь 2016) с использованием тех же самых методик, наблюдается очень хорошая динамика


t1589862588ab.gif


Предполагаю, что такие высокие показатели уровня развития памяти связаны с тем, что в ребенок, играя с песком, опирается не только на зрение, но и на другие органы чувств; слух, обоняние, осязание, таким образом, различные обследовательские действия: рассматривание и активное ощупывание предметов, определение их по форме, размерам надолго сохраняют в памяти ребёнка конкретные образы этих объектов. Активное действие, включённое в процесс восприятия, обеспечивает лучшее запоминание.

2. Использование песка в образовательной деятельности

2.1 Развивающие возможности песка

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М.Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства. 

 Идея «терапии песком» (или «sand-play») была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), описывающим ситуацию собственного душевного кризиса в подростковом возрасте, когда на берегу реки в течение нескольких часов он лепил из песка города и замки и в результате обнаружил, как прояснилось его мышление, освободилась фантазия, и он почувствовал в себе новые силы, энергию жизни и силы разрешить свои проблемы.  Однако воплотить эту идею в свою психоаналитическую практику Юнгу не удалось.

На сегодняшний день данную проблему изучают и отечественные педагоги, и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И.Ю. Оглоблина, Н. Стебенева.

 При контакте ребенка с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятию. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психологическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Основные принципы организации игр с песком:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность (для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход)

«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. (реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем)

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. (на основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений


Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка)

Познавательные (с их помощью познается многогранность мира)

Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей) 


В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:

Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей

Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей

Дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка

Использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указания на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указательные пути решения, демонстрацию способа решения

Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения

Создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации

Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице


Игры с песком могут использоваться в работе с детьми различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна и групповая работа, при которой группа сверстников оказалась в ситуации совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может происходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предполагать различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей: конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную или заданную тему («Сотворение мира», «Добро и зло», «Наше будущее»).

Во время игр с песком происходит реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, пересказ всевозможных ситуаций, а это упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. А ещё игры с песком насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Я считаю, что всё это дает возможность использовать песок, как нетрадиционное средства обучения в дошкольном образовании.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагог должен вовлечь детей в разные формы деятельности, вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания.

Так же федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дает ориентировку на разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Любой из используемых в образовании материалов должен соответствовать определённым требованиям: безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность использования. Песок отвечает всем этим требованиям.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

- усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

- развивается тактильная чувствительность и моторика;

- интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь;

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Очень важно, что такая деятельность создаёт условия для психологической комфортности – работая с песком, дети не бояться сделать ошибки, любую неточность можно легко исправить – достаточно просто встряхнуть поднос, а значит, нет зажатости, страха сделать что-то не правильно.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

1. Социально-коммуникативное развитие:

- Способствует развитию игровой деятельности

- Умению взаимодействовать со сверстниками

- Приобщению к правилам безопасного поведения

- Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).

- Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.

Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей с песочным лотком. Песок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.

Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

2. Познавательное развитие:

- Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности

- Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.

- Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.

- Способствует формированию целостной картины мира.

Один из самых эффективных способов это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, первооткрывателями. Опыты с песком вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта

На занятиях по ФЭМП дети «пекут» именинный пирог для Хрюши, строят домики из песка для его гостей. При помощи различных формочек дети лепят угощение для зверушек, считают их, составляют и решают задачки, заселят дома, садят и собирают урожай и т.д.

3. Речевое развитие:

- Способствует развитию связной речи

- Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми

- Способствует обогащению словаря

Здесь в своей работе я использую постановки сказок на планшете с песком. Рассказывание сказок, используя рисунки на подносе, различные действия с предметами (мелкие игрушки, природный материал). Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их, таким образом, в процесс рассказывания, фантазирования.

4. Художественно-эстетическое развитие:

- Развивает воображение

- Формирует эстетический вкус

- Развивает художественные способности, чувство ритма.

Первоначально это конечно рисование песком, можно предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом. В своей практике я использую так же рисование воронками. Рисование цветным песком по средствам трафаретов и разнообразных сосудов.

Аппликации. Изготовление всевозможных поделок. Все эти виды деятельности способствуют развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и всестороннего развития личности дошкольника.

Результаты мониторинга уровня усвоения образовательной программы воспитанниками старшей группы в 2016-2017 у.г. позволили увидеть, что наиболее высоких и стабильных результатов удалось добиться в усвоении программы детьми в тех образовательных областях, где игры с песком использовались в системе. Ниже приведены графики, отражающие уровень усвоения образовательной программы в образовательной области Познание. Формирование элементарных математических представлений. Методика проведения мониторинга и расшифровка значений показателей представлена в Приложении № 2


t1589862588ac.gif



t1589862588ad.gif



t1589862588ae.gif



2.2 Принципы формирования картотеки игр.

Картотека игр с различными видами песка составлена в соответствии с образовательными областями, развивающие задачи которых решаются в процессе организации игры. Таким образом, игры подразделяются на следующие виды:

Игры для использования в организации образовательной деятельности в образовательной области Познание. Формирование целостной картины мира.

Игры для использования в организации образовательной деятельности в образовательной области Познание формирование элементарных математических представлений.

Игры для использования в организации образовательной деятельности в образовательной области Речевое развитие.

Игры для использования в организации образовательной деятельности в образовательной области Художественно-эстетическое развитие.

Карточка игры включает в себя следующую информацию:

Образовательная область

Название игры

Цель игры

Оборудование

Ход игры

3. Картотека игр с песком

Образовательная область: Познание

1. Название игры: «Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась»

Цель игры: закрепить названия геометрических фигур, цвет.

Оборудование: емкость с песком, геометрические фигуры.

Ход игры:Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти фигуру и, не доставая ее из песка, определить, какая фигура ему попалась в руки.

Какая геометрическая фигура в руке?

Какого она цвета?

На какие предметы похожа эта фигура?

2. Название игры:"Сделай цифру из песка"

Цель игры: Знакомство с цифрами до 10

Оборудование: Песочница, камешки, формочки, кинетический песок.

Ход игры :Перед ребенком на песке лежат камешки, природный материал. Педагог предлагает сосчитать их и "написать" рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру, формочку и вылепить цифру из песка.

3. Название игры:«Отгадай загадку»

Цель игры: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления.

Оборудование: миниатюрные фигурки, емкость с песком.

Ход игры :Взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.

Название игры: «Песочные узоры»

Цель игры: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Оборудование: поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.

Ход игры: Взрослый сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.

4. Название игры: «Узоры на песке»

Цель игры: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: :песок, плоские кисточки, пуговицы, камешки.

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

5. Название игры:«Вертикаль – горизонталь».

Цель игры: развитие пространственной ориентации

Оборудование: плоская ёмкость с песком

Ход игры :Пройди по дорожке» - по принципу графического диктанта.

6. Название игры:«Домик для друзей»

Цель игры :развитие пространственной ориентации

Оборудование: мелкие игрушки, световой планшет с песком

Ход игры :игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, слева (справа). Ребёнок находит эту квартиру. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт

7. Название игры:«Посади овощи»

Цель игры: Развивать умение обозначать словами пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади и ориентация на различные признаки (цвет, форма, размер).

Оборудование: муляж овощей, песочница с песком

Ход игры :Предлагаем ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, огурец, лук). Дается инструкция: «Посади репку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и т. д. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили

8.Название игры: «Песочный телеграф»

Цель игры: Воспитывать интерес к совместным занятиям, аккуратность в работе с песком. Развитие у детей графомоторных навыков, ручной умелости

Оборудование: планшет с песком

Ход игры :Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру. Тот, кто получил «сообщение», должен— нарисовать фигуру пальцем на песке

9. Название игры: «Какой?»

Цель игры: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, развитие познавательного интереса..Формировать представления о характерных свойствах песка сыпучий, сухой, сырой; лепится, когда влажный и меняет цвет от воды.

Оборудование: емкости с сухим и мокрым песком.

Ход игры : Предложить детям исследовать песок в детской лаборатории.

10. Название игры:«Вслепую»

Цель игры: знакомство с техническим приемам и способам изображения с

использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений

Оборудование: платок, песок на плоской поверхности.

Ход игры: Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.

Образовательная область: Речевое развитие

1.Название игры: «Разноцветная фантазия»

Цель: упражнять детей в умении подбирать существительные к прилагательному.

Оборудование: песочница, жетоны разного цвета.

Ход игры: взрослый прячет жетоны в песке, дети по очереди достают жетон и

подбирают существительные, обозначающие предметы данного цвета. Например,

ребёнку попался жетон белого цвета, он называет слова: снег, мел, сахар, соль и т.д.

2. Название:«Что лишнее?»

Цель: формировать умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Оборудование: песочница с влажным песком, набор мелких игрушек: машина, морковь, сумка, медведь, дом, сом, и т.д.

Ход игры: песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.

3. Название:«Помоги Незнайке»

Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи.

Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Мое любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.

4. Название:«Отгадай загадку и найди отгадку»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, внимания, речи; закреплять умение детей отгадывать загадки.

Оборудование: песочница с сухим песком, предметы – отгадки.

Ход игры: воспитатель прячет все предметы до начала игры в песочнице. Затем предлагает отгадать загадки, тот, кто правильно отгадывает загадку имеет право найти отгадку в песке на ощупь. Если он находит не правильно, ему может помочь кто другой из детей. Когда все предметы – отгадки будут найдены ребята могут продолжить самостоятельные игры с ними в песке.

5. Название:«Найди друга»

Цель: способствовать развитию звуковой культуры речи, мышления, внимания, фонематического слуха; закрепить представления детей о том, что звуки бывают твёрдые и мягкие.

Оборудование: песочница с влажным песком, предметные картинки с изображением бабочки, коровы, лягушки, петуха, медведя, кита, белки, павлина, мышки и лошади.

Ход игры: педагог достает из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздает их детям. Затем предлагает: - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Далее педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка) и говорит: - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы. Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

6. Название:«Рыбка»

Цель: обогащать речь детей существительными, обозначающими названия рыб; способствовать развитию мелкой моторики пальцев.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: педагог загадывает ребёнку загадку: « В воде она живёт, нет клюва, а клюёт». Ребёнок должен отгадать загадку и нарисовать отгадку. После этого поговорить с ребёнком о том какие ещё есть рыбы (морские, пресноводные), где они живут и т.д. затем предложить самостоятельно нарисовать известных рыб

7. Название: «Сотри лишнее»

Цель: способствовать развитию связной речи, умение объяснять свой выбор; тренировать логическое мышление.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок- дерево)

8. Название:«Жук»

Цель: закреплять правильное, отчётливое произношение звука [ ж].

Оборудование: поднос песком.

Ход игры: предложить детям вспомнить ранее разученное стихотворение: - Жук, жук пожужжи, Где ты прячешься, скажи? - Жу, жу,жу,жу Я на дереве сижу -Жук, жук, покажись! Надо мною покружись! - Жу, жу, жу, жуЯ летаю и кружу. Затем предложить нарисовать жука на песке.

9.Название: «Солнышко»

Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные слова, активизировать словарь.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: предложить ребёнку нарисовать солнышко при этом проговорить потешку: Утром солнышко проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать – Раз, два, три, четыре, пять. После того как ребёнок выполнит задание предложить ему назвать слова похожие на слово «солнце» Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

1. Название: «Здравствуй, это я!»

Цель: знакомство с песком, как с изобразительным материалом

Оборудование: световой планшет, кварцевый песок.

Ход игры: предложить детям изобразить любимого сказочного героя на песке

2. Название: «Создание следов на песке»

Цель: Занятия, направленные на создание следов при рисовании, как с дополнительными материалами (предметами – манипуляторами, так и без них. На данном этапе дополнительный материал используется также в качестве необходимой части изображения (выкладывание узора и т. п.)

Оборудование: печатки, кисточки, песочница

Ход игры: предложить детям изобразить следы диких, домашних животных.

3. Название: «раз песчинка, два песчинка…»

Цель: повысить интерес к изо деятельности на песке

Оборудование: печати, кисти, формочки, световой планшет

Ход игры: предложить детям закончить образ.

4. Название: Узоры на песке 1 вар.

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

5. Название: «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Ход игры: Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

6. Название: «Космическое путешествие; встреча с инопланетянами».

Цель: развитие воображения.

Ход игры: Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

7. Название: «Веселый - грустный - сердитый - испуганный»

Цели использования: знакомство детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально; помощь в осознании переживаемых эмоций.

Оборудование: песочный планшет, плоские кисточки

Ход игры: рисование смайликов с эмоциями

8. Название «Фотография»

Цель: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности, художественное развитие.

Оборудование световой планшет с песком

Ход игры: Дети делятся на пары. Педагог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение

9.Название: «Цветы»

Цель: учить выкладывать цветочные композиции на песке с помощью цветных камушек.

Оборудование: световой планшет, цветные камушки

Ход игры: предложить детям создать цветочную композицию на песке.

10. Название: «Мы художники»

Цель: Учить создавать композиции, задумывать сюжет.

Оборудование: цветной песок, лист клейкой бумаги

Ход игры: Предложить детям придумать сюжет и изобразить его с помощью цветного песка на клейкой бумаге.

Заключение

Использование песка в образовательной деятельности дошкольников, является уникальным средством развития ребёнка. У детей активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние; наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Уникальность песка состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитан на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т. к. песочный мир – это мир под его контролем.

Результаты реализации проекта показали, что высоких показателей уровня развития психических процессов старших дошкольников, в частности памяти, возможно достичь благодаря тому, что в ребенок, играя с песком, опирается не только на зрение, но и на другие органы чувств; слух, обоняние, осязание, таким образом, различные обследовательские действия: рассматривание и активное ощупывание предметов, определение их по форме, размерам надолго сохраняют в памяти ребёнка конкретные образы этих объектов. Активное действие, включённое в процесс восприятия, обеспечивает лучшее запоминание.

Также, опыт моей работы показал, что использование игр с песком в организации образовательной деятельности дает положительные результаты: у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям и, как следствие, повышается развивающий и образовательный эффект; повышается мотивация речевого общения; дети чувствуют себя более успешными; пополняется и активизируется словарь; развивается мелкая моторика, зрительное восприятие, творческое развитие.

Задачи, сформулированные на начальном этапе реализации проекта выполнены, этапы проекта реализованы в полной мере. В результате теоретического анализа и практической деятельности сформирована картотека игр с песком, предназначенных для использования в ходе организации образовательной деятельности старших дошкольников.

Таким образом, внедрение игр с песком в различные виды образовательной деятельности позволило увеличить эффективность развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, что подтверждено результатами проведенных диагностик в начале и конце года, а также промежуточной диагностики. Гипотеза, выдвинутая в начале работы подтвердилась.

Список литературы:

1. Андрунь, С. Чудеса в ладошках / С. Андрунь // Обруч. – 2007. – С. 18-21.

2. Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштан // Дошкольное образование. -2006. - № 6. – С. 20-23.

3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

4. . Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. – с. 19-21.

5. Грабенко, Т.М. Игры с песком или песочная терапия. / Т. Б. Грабенко // Дошкольная редагогика. – 2004. - № 9. – С. 12-14.

6. Гуськова, Т. В., Елагина, М.Г. Что нужно знать о ребенке. / Т. В. Гуськова, М.Г. Елагина // Дошкольное воспитание. - №8. – С. 18-21.

7. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. // Песочная терапия. 1998, СПб. : Институтспециальной педагогики и психологии – 50с.

8. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005.

9. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.

10. Журавлева В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников», Волгоград, 2011 г.

11. Кондратьева С.Ю., СиливановаЛ.В. Игры занятия с водой и песком. СПб, 2008.

12. Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.

13. Кузуб Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.

14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.

15. Немов, Р. С. Общая психология [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. – 608 с.

Приложение № 1

Методики, использованные для определения уровня развития памяти у дошкольников.

 Методика «Узнай фигуры». Эта методика - на узнавание. Детям предлагаются картинки и даются следующие инструкции:

Перед вами 5 картинок (прил. 1), расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок не решит все 10 задач, но не дольше чем 1,5 мин. даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок справился с задачами менее чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за 45-50 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - за 50-60 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - за 60-70 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - за 70-80 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - более 80 сек. (очень низкий уровень развития)

Методика «Запомни рисунки». Для определения объёма кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки (прил. 2а) им даётся инструкция:

На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайтесь запомнить их, а затем узнать на другой картинке (прил. 2б). Время экспозиции стимульной картинки 30 сек. После этого данную картинку убирают с поля зрения ребёнка и предлагают ему вторую. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок узнал на картинке все девять изображений, меньше чем за 45 сек. (очень высокий уровень развития)


8-9 баллов - ребёнок узнал 7-8 изображений за 45-55 сек. (высокий уровень развития)

6-7 баллов - ребёнок узнал 5-6 изображений за 55-65 сек. (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок узнал 3-4 изображения за 65-75 сек. (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок узнал 1-2 изображения за 75-85 сек. (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок не узнал на картинке ни одного изображения за 90 сек. (очень низкий уровень развития)

· Методика «Запомни цифры». Методика для определения объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция: сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

Последовательно зачитывая ребёнку сверху вниз ряд цифр (прил. 3а), с интервалом в 1 сек., экспериментатор просит ребёнка повторять за ним. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибку. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, находящийся справа (прил.3б) и состоящий из того же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается, то на этом часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно произнесённого, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (прил.4а, 4б).

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок правильно воспроизвёл в среднем 9 цифр (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок точно воспроизвёл 7-8 цифр (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок воспроизвёл 5-6 цифр (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок воспроизвёл 4 цифры (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок воспроизвёл 3 цифры (низкий уровень развития)

0-1 балл - ребёнок воспроизвёл 0-2 цифры (очень низкий уровень развития)

·Методика «Выучи слова». Методика на определение динамики процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребёнок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же ряд. И так шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (прил. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребёнком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведённых в каждой попытке.

Оценка результатов:

10 баллов - ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток (очень высокий уровень развития)

8-9 баллов - ребёнок запомнил и точно воспроизвёл 10-11 слов за 6 попыток (высокий результат)

6-7 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 8-9 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

4-5 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 6-7 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

2-3 балла - ребёнок запомнил и воспроизвёл 4-5 слов за 6 попыток (низкий уровень развития)

балл - ребёнок запомнил и воспроизвёл не более 3 слов за 6 попыток (очень низкий уровень развития)


Приложение № 2

Мониторинг уровня усвоения образовательной программы в образовательной области Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Побуждения оцениваются по критериям:

4 - устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

3- неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;

2 - ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

1 - не проявляет.

Знания, представления оцениваются по критериям:

4 - четкие, содержательные, системные;

3 - четкие, краткие;

2 - отрывочные, фрагментарные;

1- не оформлены.

Умения, навыки оцениваются по критериям:

4 - выполняет самостоятельно;

3 - выполняет с помощью взрослого;

2 - выполняет в общей со взрослым деятельности;

1 - не выполняет.

«Формирование элементарных математических представлений»

На начало учебного года

На окончание учебного года

- определяет направления расположения предметов: впереди ,сзади ,вверху ,внизу .слева ,справа;

-различает круг и овал \фигуру ограниченную овалом\;

-знаком с образованием чисел от 6 до 9,умеет сравнивать совокупности предметов выраженные смежными числами, и устанавливать равенство между ними .

-умеет считать предметы на ощупь ,в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному в пределах 9 ;

-развиты навыки ориентировки на листе бумаги;

-соотносит предметов по форме с геометрическими образцами;

-сформированы представлений о неделе, днях

-знаком с образованием числа 10, счет и отсчет в пределах 10;

-имеет представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении;

- развиты умение видеть равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения \всех игрушек по 6,по 7 и т.д.\

- развиты навыки ориентировки в пространстве;

- имеет представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части и устанавливает отношения между целым и частью ;

- знаком с количественным составом чисел первого пятка из единиц;

- развито умение сравнивать смежные числа в пределах 10,на наглядной основе

- умеет определять ,какое число больше или меньше другого;

- развито умение анализировать форму предметов;

- умеет устанавливать размерных соотношений между предметами




-Имеет знания об образовании чисел второго пятка. навыки счета в пределах 10,счет на слух, по осязанию, счет движений;

- умеет сравнивать предметы,

- развит глазомер;

- умеет анализировать форму предметов и дают ее словесное описание;

- знают счет предметов в разных направлениях \слева направо, справа налево и др. ;в счете предметов в любом расположении \по кругу ,в квадрате ,в ряд и т.п .\;

- умеет определять равное количество в группах разных предметов;

- устанавливают пространственные отношения : перед ,после, между, за и др;

- определяет количественный состав числа из единиц в пределах 10;

- сравнивает смежные числа и определяет разностные отношения между ними, называет предыдущие и последующие числа, понимает выражения до и после;

- делит предметы и геометрические фигуры на 2 и 4 равные части;

- умеет видоизменять геометрические фигуры, составлять из одних фигур другие ,целые фигуры из частей;

- умеет зарисовывать квадрат, прямоугольник ,круг, овал, треугольник на бумаге клетку;

- умеет измерять длину, ширину, высоту предмета с помощью условной мерки;

- делит предметы на части с помощью условной мерки;

- знает как определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки;

- знаком с составом числа из двух меньших чисел;

- может составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

- развита сообразительность, логическое мышление




Приложение № 3

Использование песка в организации образовательной деятельности Познание. Формирование элементарных математических представлений



t1589862588af.jpg


t1589862588ag.jpg


t1589862588ah.jpg

t1589862588ai.jpg

​​​​​​​ Использование песка в организации образовательной деятельности Речевое развитие.


t1589862588aj.jpg





t1589862588ak.jpg



Использование песка в организации образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие.


t1589862588al.jpg



t1589862588am.jpg


t1589862588an.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезную информацию и опыт работы!

21 May 2020

Спасибо за отзыв! Очень приятно. Надеюсь, мой опыт полезен для Вас!

17 June 2020

Похожие публикации