Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
В соответствии с современными тенденциями модернизации дошкольного образования особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их психологического благополучия.
И действительно, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, влияет на показатели их физического здоровья.
Организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.
В связи с этим было разработано и активно внедрено в работе педагога-психолога ГУО «Ясли-сад № 161 г. Минска» игровое пособие «Эмоциональные куклы».
«Эмоциональные куклы» разрабатывались совместно с дизайнером игрушек Копачёвой Ириной. Комплект состоит из 7 кукол, лица которых выражают основные психологические состояния человека: радость, грусть, страх, злость, удивление, самодовольство (надменность), брезгливость (отвращение).
Данный комплект может быть использован в работе с детьми:
- для диагностики психического статуса ребёнка;
- для работы с проблемами, связанными с личностным ростом, межличностными отношениями;
- для коррекционной работы с детьми с задержками развития рефлексии на эмоциональные состояния других людей;
- групповые и индивидуальные формы работы с детьми для коррекции эмоциональной сферы;
- как компонент адаптационных занятий в младших группах.
При коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста основной упор делается на такие негативные эмоциональные проявления, как повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка и страхи. Успешное коррекционное воздействие средствами игрового пособия «Эмоциональные куклы» на повышенный уровень тревожности, неадекватную самооценку и страхи способствует профилактике и нивелированию других негативных проявлений в эмоциональной и поведенческой сферах ребёнка дошкольного возраста (трудности в общении, агрессивность, гиперактивность и другие).
С целью эффективного использования игрового пособия «Эмоциональные куклы» разработан тематический план формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, а также комплекс игр и упражнений различной направленности.
Продуктивно используется игровое пособие «Эмоциональные куклы» в младших группах в период адаптации. С помощью кукол разыгрываются всевозможные ситуации. В гости к детям пришли куклы Радость, Грусть и Удивление. Кукла Удивление удивляется, видя столько деток и столько всего интересного, хочет остаться в группе и играться с детьми. В свою очередь дети рассказывают куклам, что в саду происходит интересного, во что они играют, какие в группе есть игрушки. Кукла Радость радуется встречи и знакомству с детками, а кукла Грусть плачет и хочет уйти из детского сада. Дети рассматривают изображения эмоций на лицах кукол. Говорят, какая кукла им больше нравится. Как правило, дети всегда выбирают Радость. Вместе с детьми обсуждаем, почему радоваться, лучше, чем грустить и плакать. Жалеем и успокаиваем куколку Грусть.
Во время прихода в детский сад утром ребёнку можно предложить выбрать куклу – эмоциональное состояние, которая наиболее подходит к его настроению. Это для педагога станет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к ребёнку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия дифференцированных решений, как строить взаимодействие с ребёнком. Если он пришёл с плохим настроением, можно попросить выбрать куклу с положительной эмоцией и поиграть с ней, рассказать, что видел по дороге в детский сад. Через двигательную активность ребёнок сможет или погасить своё первоначальное настроение, или забыть о нём, переключившись на другой вид деятельности. Вместе с тем в процессе этой игры-коммуникации с ребёнком устанавливается атмосфера доверительности и эмпатии.
«Эмоциональные куклы» используются на музыкальных занятиях. Во время прослушивания музыкальных произведений дети в соответствии с характером музыки соотносят, про какую эмоциональную куклу данная композиция, тем самым символизируя возникший у них эмоциональный отклик. С интересом дети играют в игру «Порадуй куклу». На музыкальное занятие пришли Эмоциональные куклы. Они расстроены, что про них никто не сочинил песню и у них нет своей музыки. Дети для каждой куклы подбирают музыкальный репертуар, поют песни или танцуют танец.
Использование «Эмоциональных кукол» в детских инсценировках, спектаклях позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, способствует развитию эмпатии, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица куклы. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Используя «Эмоциональных кукол» в работе с детьми, мы уже наблюдаем какое впечатления они производят на малышей. Дети с большим удовольствием играют с ними, проигрывают различные ситуации, сочиняют свои истории про каждую куколку, дают им имена, доверяют свои секреты. У многих детей появились свои любимцы среди кукол, которых они выбрали в поверенных друзей.
Большую популярность куклы приобрели у мальчиков. Последнее время считается, что мальчикам играть в куклы стыдно. По решению взрослых, у ребят «отбирается» простая кукла и заменяется на различные технические игрушки, или какого-нибудь монстрика, в лучшем случае солдата. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не научается правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта. Поэтому важно, чтобы хотя бы в дошкольном возрасте мальчик имел возможность играть с куклами.
Очень эффективным стало использование кукол в консультативной деятельности, когда взрослые проигрывают на куклах своё эмоциональное состояние, конструируют ситуации, пишут сценарий проблемы и ищут пути выхода из сложившейся ситуации с помощью кукол (контрперенос).
Доказательствами результативности применения опыта работы с использованием пособия «Эмоциональные куклы» стали:
- создание и поддержание в группах атмосферы принятия, комфорта и доверия, снижение частоты конфликтов и ссор;
- обеспечение эмоционального отреагирования ребёнком чувств и эмоций, связанных с негативным опытом через «Эмоциональную кукол»;
- знакомство и расширение представлений детей об эмоциональных состояниях;
- снижение уровня тревожности;
- уменьшение количества страхов;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие эмпатии и рефлексии;
- формирование навыков релаксации и саморегуляции;
- повышение педагогической компетентности родителей и педагогов.
Знания, полученные детьми на занятиях, с использованием пособия «Эмоциональные куклы», дают им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Примерный тематический план работы
с использованием игрового пособия «Эмоциональные куклы»
Программа рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 36 занятий по 30-35 минут каждое.
Оптимальное количество детей в группе 10 -12 человек.
Структура занятий:
Организационный момент
Основная часть (разминки и упражнения на развитие и коррекцию эмоциональной сферы)
Заключительная часть (релаксационная пауза, подведение итогов)
Кияйкина Наталья Федоровна