Статья «Использование ИКТ в работе логопеда в условиях школы дистанционного обучения»
Жукова Н. П. - учитель-логопед
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе логопеда в условиях школы дистанционного обучения (ШДО).
В нашей стране наряду со школьным обучением многие учащиеся по различным причинам получают образование не в условиях школы, а на дому, через ШДО.
Государство и общество ставит перед коррекционной школой важную задачу - воспитать человека, осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников, помочь социализироваться ребёнку в условиях современного общества, позволяющих реализовать себя как личность.
Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных, в частности дистанционных.
У некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи, нарушение поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Также можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к выполнению заданий, связанных с мыслительной деятельностью.
Часто нам, учителям-логопедам, для закрепления той или иной темы приходится давать один и тот же материал. А поскольку у таких детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный снижением учебной мотивации и отсутствием познавательных интересов, то мы испытываем трудности в заинтересованности детей. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у таких детей является использование на занятиях компьютерных технологий. Благодаря этому инновационному методу, у школьников появляется положительный эмоциональный настрой, стремление к выполнению заданий, повышается работоспособность, что позволяет неоднократно повторять один и тот же материал в различных заданиях.
Электронный образовательный ресурс ШДО позволяет применять новые способы обучения. Неотъемлемой частью всей коррекционно-развивающей работы на уроках логопедии является использование ИКТ, такие как презентации PowerPoint или Keynote, документы Microsoft Word или NeoOffice и др, электронные конспекты, иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии, графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы, тесты, анкеты, и т.д. как в режиме реального времени, так и off-line.
Использование компьютерных технологий в дистанционном обучении позволяет составить для ребенка индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки. Всё в совокупности предлагает много преимуществ:
Позволяет индивидуализировать коррекционный процесс;
Поддерживает процесс коррекции речи на различных этапах;
Точность и быстрота обработки диагностических материалов;
Большой интерес учащихся к современным информационным технологиям;
Наличие компьютерных развивающих тренажёров
Высокое качество и наглядность стимулирующего материала;
Способствует формированию положительного эмоционального состояния ребёнка.
С приходом компьютерных технологий у учителей-логопедов появилось больше возможностей для подачи наглядного материала ученикам. Большой плюс в использовании этого инновационного метода - красочность, яркость наглядного материала, использование музыки, различных эффектов анимации, что позволяет быстро и качественно менять текстовой материал, картинки. Всё это даёт возможность заинтересовать школьников, повысить мотивацию к учебной деятельности, а значит, и улучшить результативность, эффективность логопедических занятий (Рис. 1, Рис. 2).
Рис. 1 Рис.2
Благодаря программе Power Point можно создать, так называемые, слайд-шоу, которые из-за своей способности быстро или медленно сменять друг друга, с использованием или без, анимационных эффектов, могут заинтересовать любого ученика. Удобным является то, что при использовании одной и той же лексической темы, можно менять грамматические и логопедические задачи, не затрачивая много времени. И всё это хранится в памяти компьютера.
На этапе автоматизации или закрепления поставленного звука эффективно использовать компьютерную технологию. Можно дать задание на развитие фонематических процессов (отобрать только те картинки, в названиях которых есть данный звук, отобрать те картинки, в названиях которых данный звук стоит только в начале и т.д.). (Рис. 3)
Рис. 3
В компьютерном варианте можно использовать дидактические игры: «Четвёртый лишний», лото «Парочки», «Один – много», загадки, кроссворды, и т.д.. Это способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. (Рис. 4 - 5)
Рис. 4 Рис. 5
Положительный момент заключается и в том, что учащиеся пытаются выполнить то или иное задание самостоятельно, что формирует навык самоконтроля, что немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья (например: детям можно давать задания на штриховку, а так же вставить пропущенные буквы, слоги в словах, слова в предложениях самостоятельно, используя программы Microsoft Word или NeoOffice). Например, логопедическое занятие по теме «Автоматизация звука л» (рис.6) представляется в виде готового урока, которое через программу скайп пересылается ученику. Он в свою очередь распечатывает, или по готовому плану выполняет задание на компьютере. Учащимся такие занятия очень нравятся, они чувствуют себя самостоятельными, ответственными, повышают свою самооценку.
Путешествие Говорим мы все красиво, Смело и неторопливо, Ясно четко говорим, Никуда мы не спешим. Самолет взлетел и запел громко: л-л-л вдруг стал снижаться и тихо запел: л-л-л. 2. Прочитай слоги: Ла-ла-ла, Ло-ло-ло, Лу-лу-лу, Лы-лы-лы, Ал-ал-ал, Ол-ол-ол, Ул-ул-ул, Ыл-ыл-ыл. 3. В зеркало на звук [л] вы посмотрите. Все о звуке расскажите. Губы: в улыбке. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка между зубами. Воздушная струя: идет через боковые края языка. Голосовые связки: работают. 4. Прочти. Обведи в кружок все буквы Л. Подчеркни слова где есть буква Л Л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л; Ла-ма-но-ло-ку-гу-лу-мы-лы-ка-ла; Лампа, мама, лошадь, нога, кукушка, гусь, лужа. 5. Прочитай скороговорку Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат. |
Рис. 6
Важно сочетать традиционные и инновационные методы обучения. Ведь одними компьютерными программами не поставишь звук ребёнку. Многие традиционные методы основываются на тактильных, сенсорных ощущениях, чего нет в компьютерной программе. На помощь ребёнку в выполнении таких заданий приходят родители! Использование компьютерных технологий имеет и такое преимущество, как развитие различных психических функций таких, как внимание, память, мышление. Позволяют развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику, артикуляционную моторику, координацию некоторых движений. Компьютерная программа может предоставить качественную наглядность. (Рис. 7) Ещё одним примером может послужить - развитие мелкой моторики: ребёнку необходима предметно - манипулятивная деятельность, в процессе которой развивается не только мелкая моторика, но и речь.
Рис. 7
Одним из элементов на логопедическом занятии является зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово. (Рис. 8)
Рис. 8
На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются мониторе в ярком виде. (Рис. 9)
Рис. 9
При обработке результатов обследовании речи учащихся учителям логопедам для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (Рис. 10)
Рис. 10
Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы, при использовании информационных технологий, благотворно влияют на коррекцию речи учащихся, что создает предпосылки к овладению программного материала.
Таким образом, можно утверждать, что использования ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.