Статья «Использование ИКТ на уроках в начальной школе (внедрение информационных технологий)»
Использование ИКТ на уроках в начальной школе
(внедрение информационных технологий)
Что же такое технология? В переводе с греческого «техно» - искусство, мастерство, «логос» - наука, дословно – наука о мастерстве. Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавания своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ даёт возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Компьютерные технологии открыли новые возможности для того, чтобы учителя сами могли создать иллюстративные материалы. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям, повышается мотивация учения и возрастает эффективность самостоятельной работы. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Восприятие информации - важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании со знако - символьной.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
В функции учителя компьютер представляет: - источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); - индивидуальное информационное пространство; - тренажер; - средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: - средство подготовки текстов, их хранения; - текстовый редактор; - графопостроитель, графический редактор; - вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); - средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам; - создании программных продуктов; - применении различных информационных средств
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуг организуется с помощью:
- игровых программ; - компьютерных игр по сети; - компьютерного видео.
В начальной школе невозможно провести урок без применения различного наглядного материала. При этом часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? И снова огромную помощь оказывает компьютер и интернет. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, которую диктует современный уровень развития образования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, активизация творческих способностей ребёнка. Интерес в учебном процессе является мощным двигателем, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развитию способностей. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы. Возможности использования ИКТ на уроках в начальной школе очень разнообразны:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы);
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения (проверочных тестов, контрольных заданий, карточек, анкет);
создание разнообразных и разноуровневых текстовых работ, тренажёров, игровых упражнений по разным предметам;
применение разнообразного наглядного материала (рисунков, картинок, фильмов, презентаций)
Использование ИКТ позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению, усиливать познавательную активность учащихся, разнообразить формы и средства обучения. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:
• Для обозначения темы урока.
• В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
• Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты)
• Для контроля знаний учащихся.
• На этапе закрепления знаний учащихся.
• При подведении итога и обобщении знаний.
Урок с использованием ИКТ требует еще более тщательной подготовки, чем в обычные уроки. Необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до целого урока. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе достаточно большие, но, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны выбирать оптимальное количество времени, затраченное на использование ИКТ. Есть уроки, на которых достаточно показа одной таблицы или картины. При этом нет необходимости готовить презентацию на целый урок. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны и не нужны.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
На уроках обучения грамоте использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом, помогает учитывать уровень овладения чтением учащихся на уроке (пока слабые ученики читают текст в учебнике, более сильные читают продолжение или более сложный вариант на экране).
На уроках русского языка очень удобно проводить словарную работу, орфографическую минутку, проверочные работы, тесты с использованием ИКТ. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки и оценить свою работу.
Очень интересно и разнообразно проходит и устный счёт на уроках математики. Можно более наглядно провести объяснение нового материала, сформулировать алгоритм, по которому будут работать дети.
Ни один урок окружающего мира невозможно провести без использования ИКТ. Использование видеофрагментов, картинок, схем, таблиц, которые возникают в процессе изучения темы. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. «Путешествие по Москве», «Путешествие в космос», «Путешествие в прошлое».
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая её дидактические, информационные, методические и технологические возможности. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся необходимым условием эффективной работы.
В помощь учителю хочу предложить :
Интернет-ресурсы для учащихся начальной школы
http://www.kinder.ru/default.htm - Каталог детских ресурсов Киндер. Содержит множество полезных ресурсов для детей любого возраста.
http://www.solnet.ee/school/index.html - Виртуальная школа официального детского портала «Солнышко». Содержит очень много детских материалов по всем областям знаний, предназначенных для дошкольника и младшего школьника. В том числе можно найти множество сказок как современных авторов так и классиков.
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - Сайт «Детский мир». Детские песни, сказки, мультфильмы, загадки и др.
http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка». Сказки, великие сказочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов.
http://www.biblioguide.ru/ - BiblioГид: настоящий путеводитель по детским книжкам.
http://www.kostyor.ru/archives.html - Сайт школьного журнала «Костёр». Официальный сайт – это усеченная версия журнала, в которой можно найти множество интересных материалов для детей.
http://playroom.com.ru — Детская игровая комната. Множество развивающих игр, песни, сказки, конкурсы детского рисунка, информация для родителей и множество других полезных материалов.
http://www.oldskazki.chat.ru/titul.htm - Сайт «Старые добрые сказки» содержит много сказок: русских народных, сказок народов мира, известных авторов.
http://beautiful-all.narod.ru/deti/deti.html - Каталог полезных детских ресурсов. На сайте собрано множество материалов, как с русскоязычного, так и с англоязычного Интернета.
http://cat-gallery.narod.ru/kids/ - Ребятам о котятах. Для детей и родителей, которые очень любят кошек.
http://www.maciki.com/ - На сайте Вы найдете смешные детские песенки, старые добрые сказки, потешки и прибаутки, загадки, скороговорки, колыбельные песенки и еще много-много интересного.
http://teremoc.ru/index.php - На сайте можно учиться, играть и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы. В Теремке каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и полезное.
http://potomy.ru/ - Сайт, на котором можно найти множество ответов на разные детские вопросы: Где находится Луна днем? Что такое Северный полюс? Может ли вода течь в гору? Кто придумал свечку? На эти и другие вопросы ответ сайт для интересующихся Потому.ру.
http://elementy.ru/email - Еще один интересный сайт, на котором любой ребенок, родитель и учитель сможет найти ответ на интересующий его вопрос.
http://clow.ru/ - Познавательный портал: сайт про все и обо всем!
Энциклопедические материалы для ребят и учителей
http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для школьников и их родителей.
http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира.
http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир.
http://www.apus.ru/site.xp/ - Еще один полезный сайт-энциклопедия о животных.
http://bird.geoman.ru – Все о птицах.http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты Земля.
http://www.laddition.com – Все тайны подводного мира.http://fish.geoman.ru - Рыбы.
http://plant.geoman.ru – Все о растениях. http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.
http://Historic.Ru – Всемирная история.
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/ - Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас".
http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first= - Энциклопедия комнатных и садовых растений.
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия (свободная энциклопедия).
Литература:
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2008.
Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2007.
Михайлова Н.Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже. Монография. – М.:НИИРПО, 2007.
Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. –2000.
Сеть творческих учителей // ИКТ в начальной школе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com