Использование ИКТ на занятиях английского языка в обычном формате и в режиме дистанционного обучения
Методические рекомендации
Кузнецова Елена Михайловна
Использование ИКТ на занятиях
английского языка в обычном формате и в режиме дистанционного обучения.
Аннотация
ИКТ на занятиях английского языка – эффективное средство формирования коммуникативных навыков и изучения иноязычной культуры, которое способствует эффективному ускорению процесса обучения, повышения мотивации к изучению предмета, улучшению качества усвоения материала, а также позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей иностранного языка в дополнительном образовании, и призваны оказать помощь школьным учителям иностранного языка.
Представленные методические рекомендации разработаны на базе опыта использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях, в частности преподавания иностранного языка в обычном режиме и в условиях дистанционного обучения.
Сведения об авторе:
Кузнецова Елена Михайловна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Современные обстановка в мире диктуют новые требования к проведению современного учебного занятия в условиях, когда деятельность переходит в интернет-пространство. Информационно-коммуникативные технологии стали неотъемлемой частью учебного процесса. Особенно важна роль ИКТ при дистанционной форме работы с детьми.
Основная цель предлагаемых методических рекомендаций состоит в том, чтобы оказать помощь педагогам-практикам, преподающим иностранные языки, в частности в условиях учреждений дополнительного образования детей в плане эффективного использования ИКТ в офлайн и онлайн режиме, а также учителям в школе.
Ожидаемые результаты от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей и школы:
- овладение опытом организации учебного занятия и учебного процесса
- повышение мотивации обучающихся
- повышению качества образования
- увеличения степени доступности образования
- эффективное использование новых форм и методов обучения
- улучшение компьютерной грамотности педагога
Значимость предлагаемой работы состоит в том, что я делюсь своим опытом преподавания английского языка на занятиях оффлайн и онлайн с использованием средств ИКТ и существующего накопленного материала в этой области, гибко используя эти технологии, учитывая возрастные особенности обучающихся и их уровень владения языком, даю точные рекомендации по использованию ИКТ на каждом этапе занятия.
Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в учебном процессе
На занятиях английского языка с помощью ИКТ можно решить следующие задачи:
- совершенствовать умения аудирования на основе аудио текстов
- формировать навыки и умения чтения
- пополнять свой лексический запас современного иностранного языка
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности детей на занятии
- знакомить с культуроведческими знаниями
- создавать условия для формирования и отработки знаний, умений и навыков говорения
- успешно применять игровые моменты на разных этапах занятия
- активно использовать наглядность
- способствовать формированию информационной грамотности обучающихся
2. Этапы использования ИКТ на занятии английского языка.
ИКТ можно использовать на любом из этапов занятия.
1 - Warm-up
Цель использования – вовлечь детей в учебный процесс, активизировать их речевую деятельность, постановка произношения звуков, повторение правильного произнесения слов и словосочетаний.
Фонетическую зарядку провожу в разных формах. Это могут быть песни-приветствия (Hello song, How are today?), песенки с элементами движения.
Также использую phonics songs на этапе знакомства со звуками и на этапе повторения звуков и букв английского алфавита (например, Alphabet Water Park)
Это могут быть также материалы с фразами-приветсвиями и фразами речевого этикета.
Рекомендую для warm-up использовать несложные видео, которые не нагружают лишней информацией, а лишь создают условия для знакомства с новыми звуками или для повторения изученных. Дети вслух повторяют звуки, слова и движения.
2 - Презентация нового материала
Цель использования - иллюстрация речи преподавателя, что делает теоретическую часть интересной и красочной.
Чтобы разнообразить теоретический материал, использую яркие и лаконичные наглядные материалы, без лишних деталей, чтобы не отвлекать внимание обучающихся от темы.
Для актуализации знаний использую видео, схемы, таблицы, картинки из интернета, а также заготовленные заранее материалы в программе Word. Наглядность помогает лучшему восприятию нового материала.
Например, для презентации грамматической темы «Present Continuous» рекомендую использовать готовый интернет материал «Сказка о драконе», в котором очень доходчиво преподносятся формы глагола to be в Present Continuous.
3 - Физкультминутки
Цель использования – смена деятельности на занятии, показ движений на экране, сопровождение движений музыкой и командами, повторение глаголов движения.
Песни - физкультминутки – очень важная часть занятия. Кроме функции физической разминки, они выполняют и образовательную, так как содержат много грамматических и разговорных конструкций.
Они проходят в занимательной и подвижной форме, что способствует быстрому запоминанию. В начале, при первом прослушивании, дети стараются повторять отдельные слова, а затем запоминают все конструкции.
На канале YouTube можно найти большое количество физкультминуток (If you are happy and you know it…, Head and shoulders, knees and toes, and so on)
Можно использовать любую подвижную разминку. Я также рекомендую использовать тематические, подобранную к определенной теме разминки. Это будет дополнительной возможностью повторить и закрепить изучаемый материал. Например, при изучении темы «My family» я советую использовать для разминки песню «Baby shark», где в простой и веселой форме повторяются основные слова по теме.
https://infourok.ru/kartoteka-fizkultminutok-na-angliyskom-yazike-dlya-doshkolnikov-3953874.html
4 - Закрепление, повторение нового материала
Цель использования – разнообразить процесс закрепления и повторения материала яркими и запоминающими примерами.
На экран монитора выводится упражнение с пропусками или с глаголом (прилагательным, существительным), которые нужно изменить (раскрыть скобки, поставив в нужную форму).
Тренировочные упражнения могут быть как по изучаемой в данный момент теме, так и теме «Грамматика» и т. д.
Помогают закреплению материала разнообразные таблицы.
Данная таблица (2 класс, тема «Предлоги») выводится на экран монитора, один из детей называет по-английски цвет, другой называет предлог.
Например, при повторении темы «Prepositions» я советую использовать такой материал как Where is a monster? (https://www.youtube.com/watch)
На экране появляется картинка с положением монстра по отношению к разным предметам и вопрос «Where is a monster?», также даётся несколько вариантов ответа. Дети выбирают правильный вариант и картинка окрашивается в цвета.
https://langformula.ru/exercises/
https://s-english.ru/uprazhneniya
5 - Песни
Цель использования – закрепление изученной лексики по каждому модулю, расширение лексического запаса, использование страноведческого материала.
Песенный материал выбирается для разных целей:
1- ряд тематических песен для закрепления изученного материала (при выборе материала советую выбирать песни с использованием британского или американского варианта английского языка, чтобы не путать детей в плане произношения английских звуков).
2- использование песен при изучении грамматических разделов (например, при изучении структур I have, she has, I like, I don’t like, she likes, she doesn’t like и т.д)
Для данных целей я рекомендую использовать песенный материал, в котором берётся только одна изучаемая структура, не нагружая детей дополнительными грамматическими конструкциями, чтобы отработка навыков использования была наиболее эффективной.
3- песни по разделу «Праздники» (Happy Halloween, Merry Christmas, Happy Easter, Thanksgiving Day, St. Valentine’s Day, St. Patrick’s Day)
Особенность тематики песен этого раздела в том, что существует очень большое количество материала, что создаёт для педагога сложность в плане выбора подходящего материала.
Хотелось бы порекомендовать подбирать такие песни по теме «Праздники», которые соответствуют возрасту обучающихся и их уровню владения языком. Иначе вместо интереса к культуре страны изучаемого языка можно получить обратный эффект, когда ребёнок не понимает, не может перевести лексику и не воспринимает музыкальный материал.
https://mishka-knizhka.ru/anglijskie-pesenki-dlja-detej/
https://www.youtube.com/playlist?list=PLaD0reiOxfk8k0nRiHWqnpIhOGkhhuv9g
6 - Игры
Цель использования – в игровой форме создать условия для введения, закрепление или повторение материала.
Я использую дидактические интерактивные игры разных платформ (Quizlet, Kahoot и т.д.)
https://www.baamboozle.com/games
Рекомендую приведённую ниже платформу, так как педагог сможет найти там учебный материал по различным темам, для разного возраста, для разного уровня владения языком и разного объёма задания.
Рассмотрим пример использования ИКТ при введении, закреплении и повторении материала при помощи игры «Kahoot» (https://kahoot.com/schools-u/)
Преподаватель выбирает тему игры, на экране появляется код подключения к игре. Обучающиеся подключаются к игре онлайн на своих телефонах или компьютерах, если занятие проводится онлайн, вводят пин-код игры и выбирают своё имя игрока на английском языке.
На компьютере есть вопрос и несколько вариантов ответа. Дети на своих телефонах выбирают правильный ответ. Сразу после ответов обучающихся появляется правильный ответ и появляется график результативности детей, кто сколько баллов набрал.
Очень удобно, что преподаватель сразу после ответов может проанализировать правильность или ошибочность и наглядно разобрать ошибки.
В конце игры на экране появляется подиум с призовыми местами. Победитель получает приз в виде оценки или стикера.
Тематика игр может быть соотнесена с темой, которую в данный момент проходят обучающиеся или какой-то грамматический материал на закрепление, повторение или контроль.
Мои рекомендации при использовании этой платформы на занятии – обучающиеся должны до начала занятия скачать данное приложение на телефон или заранее войти в браузер, чтобы не тратить время на это на занятии – дети заранее предупреждаются о том, что сегодня им нужно будет зайти на сайт.
Точно такие же рекомендации касаются платформы Quizlet.
В конце хотелось бы посоветовать также использовать такой сайт как Wordwall, где в игровой форме повторяются все темы, но без использования мобильных телефонов обучающихся.
7 - Контроль успеваемости
Цель использования – разнообразить процесс контроля, создать непринужденную психологическую атмосферу на занятии.
Я использую разного уровня викторины, интерактивные он-лайн тесты, которые могут быть в устной или письменной форме.
https://onlinetestpad.com/ru/tests/english
https://lim-english.com/tests/
Также использую тесты на определение уровня языка обучающихся. Советую использовать данную платформу (https://puzzle-english.com/level-test).
Предлагаемые материалы тестов разбиты по классам, по уровням, по темам, тем самым помогая педагогу и обучающемуся подобрать подходящий именно ему учебный материал. Дети выбирают правильный вариант ответа из предложенных.
Также на данной платформе собран очень полезный материал по аудированию – звучит запись на английском, обучающийся должен выбрать один из четырёх предложенных вариантов перевода на русский. Советую организовать эту работу по-очереди, чтобы задействовать всех детей на занятии и выявить слабые стороны в знаниях.
8 - Ресурсы интернета
Цель использования – наряду с печатными словарными источниками работа с Интернет-ресурсами повышает интерес и мотивацию в изучении языка.
Часто для перевода используем на занятии Google – переводчик (телефоны или компьютер), что экономит время и способствует повышению мотивации обучающихся.
Рекомендую данный вид работы использовать для исследовательских и проектных работ. Например, обучающиеся детского объединения «Занимательный английский» использовали Интернет-ресурс в процессе работы над исследовательским проектом «Лекарственные растения Алтайского края».
Дистанционное обучение.
Все вышеперечисленные виды работ с ИКТ относятся как к занятиям обычного формата, так и к онлайн занятиям в режиме дистанционного обучения.
Я провожу онлайн занятия в Skype, так как не все дети могут работать в программе Zoom.
Кроме вышеупомянутых разделов занятия, в Skype очень результативно использовалась такая функция как ЧАТ, которая заменяла традиционную доску и помогала компенсировать такой вид работы на занятии как письмо.
Рекомендую использовать функцию чат на всех этапах занятия – для введения новых лексических единиц педагогом, как повторение изученных тем, а также для закрепления грамматических конструкций, перевода, тестовых заданий. В чат можно загрузить любую необходимую картинку для иллюстрации теоретического материала.
Например, при повторении грамматической темы Present Simple обучающиеся писали сначала утвердительные предложения, ответы каждого анализировались педагогом и самими детьми. Затем предлагалось написать эти предложения в отрицательной и вопросительной формах, ответы вновь корректировались.
Также можно посоветовать такой вид работы – педагог пишет в чате английское предложение с тремя ошибками (орфографическими, грамматическими и т.д.), обучающиеся должны найти эти ошибки и обосновать правильное употребление той или иной конструкции или лексической единицы.
Затем один из детей писал предложение с тремя ошибками, и обучающиеся корректировали его предложение.
При повторении новой лексики, кроме написания перевода слов преподавателя в русского языка на английский, использовался такой вид работы, когда один из обучающихся произносит слово вслух на английском, а остальные пишут слово. Сразу видны ошибки в написании и проходит необходимая коррекция.
Заключение.
Так как у детей преобладает наглядно-образное мышление, использование ИКТ на занятиях способствует эффективному обогащению лексического запаса, точному контролю знаний обучающихся, повышается качество усвоения материала.
Это происходит потому, что изучаемый материал преподносится в современной интересной форме, а это является стимулом к познавательной деятельности.
Имеющийся у меня опыт показывает, что использование ИКТ способствует улучшению восприятия учебного материала, помогает разнообразить процесс занятия – оптимизирует учебный процесс, создаёт дополнительные потенциальные возможности для решения самых разных дидактических задач. Также создаётся положительный эмоциональный фон на занятии, что благотворно влияет на мотивацию.
При подготовке к занятиям нужно учитывать реальную картину разного уровня подготовки детей, уровня развития памяти, мышления, внимания.
Использование информационно-коммуникационных технологий способствует положительному отношению к занятиям из-за их яркой наглядности, увлекательности и разнообразному объёму информации.
.
Список рекомендуемой литературы
1. Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30.
2.Безрукова Н.П., Звягина А.С., Оспенникова Е.В. Цифровые образовательные ресурсы в школе. М.: Университетская книга, 2011.
3.Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 09.02.2022).
4.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.
6.Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.