Публикация «Русский язык и литература в формате дистанционного обучения»
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Зуева Нина Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
Переход на дистанционное обучение — это вызов. Вызов не только преподавателям, которым может быть трудно уйти от привычной классно-урочной системы преподавания, но и обучающимся, которые должны проявить максимум ответственности, собранности и силы воли.
Методисты определяют несколько этапов перехода на дистанционное обучение: определение платформ для обучения, установление обратной связи, актуализация рабочих программ и разработка новых методов контроля.
Для успешного проведения уроков русского языка и литературы мною выбраны программа Zoomи платформа. Googleclassroom, с помощью которых созданы курсы по дисциплинам «Русский язык», «Литература», «Родная литература».Платформа Googleclassroom позволяет создавать несколько курсов, четко прослеживать сроки выполнения заданий и вести электронный журнал.
В первую очередь необходимо определиться с целями и задачами курса. Исходя из целей, формируем курс. В соответствии с программой определяемся с разделами и последовательностью уроков. Планируем, по каким темам возможно использовать только лекции, а по каким необходимо живое участие преподавателя.
При планировании урока необходимо помнить, что структура урока подразумевает несколько этапов, разберем каждый из них.
Этапы урока:
Объявление темы и цели урока. Благодаря структуре платформы этот этап можно реализовать, прописав тему и цели урока в заголовке и инструкциях к уроку.
Объяснение нового материала. На этом этапе преподаватель не ограничен: различные презентации, фильмы, аудио хрестоматии, ссылки на материалы в сети интернет. Одной из прекрасных возможностей по объяснению нового материала может стать запись уроков с помощью программы OBS-studio и прикрепление их к курсу.
Первичное закрепление. На данном этапе нам важно чтобы слушатель, студент, обучающийся внимательно изучил новую тему, поэтому подкрепляю бланк вопросов по видеоуроку. Бланк вопросов позволяет студентам структурировано заполнить конспект.
Обобщение и систематизация. Данный раздел может быть представлен огромным списком работ: практические работы, анализ произведений, выполнение упражнений, запись аудио с выразительным чтением стихотворений, подготовка исследовательских работ и сообщений и т.д.
Контроль освоения знаний. Этот этап урока возможно реализовывать несколькими способами. Первый, оценка всех выполненных работ обучающегося от лекции до практической. Второй – проведение онлайн занятия в программе Zoom. Второй способ позволяет более детально разобрать тему, ответить на вопросы в режиме реального времени и провести фронтальные опросы или семинары.
Организация урока русского языка или литературы с помощью программы Zoom.
Первый урок нужно провести с использованием видео, чтобы обучающийся и преподаватель познакомились с программой и могли наладить контакт.
Очевидный плюс программы Zoom – это возможность не только видеть и слышать обучающегося, но и его рабочий стол, т.е. права ведущего можно передавать. Поэтому эта форма проведения так удобна для проведения семинаров и дискуссий.
До начала занятия все материалы выкладываются в Googleclassroom. Обучающийсявидит картинку (схему, таблицу или предложение) и слышит объяснение преподавателя.
Потом все может быть организовано, как и в обычном уроке, единственно доской служит экран компьютера.
Поработали с презентацией - перешли к закреплению материала: выполняем упражнения на карточках, позже обучающийся может решить мини-тест, а преподаватель проверит.
В конце урока преподаватель объясняет домашнее задание.
Для проведения диктанта или изложения преподаватель диктует текст или включает аудио текст.
Позже можно включить и печатный вариант текста, а обучающийся сам проверит свою работу в качестве тренировки.
Благодаря общему чату можно сразу прописывать вопросы или пересылать документы.
На занятиях по литературе активно используются различные презентации, фильмы, аудио хрестоматии, то есть преподаватель не ограничен в выборе материала. При этом ничто не мешает обучающемуся делать какие-то записи.
Таким образом, при хорошем интернете дистанционное изучение русскому языку и литературе может быть также плодотворно, как и очные занятия.