Доклад «Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста»
Пояснительная записка к презентации
«Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» А.Гин
Во ФГОСе главное не результат, а условия, которые должны создавать педагоги для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ это не влияние моды, а одно из приоритетов развития образования и информатизация системы образования.
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что компьютеры стали важной составляющей частью нашей жизни. С ними связана как учебная, профессиональная, так и досуговая деятельность практически всех людей. Поэтому дети не могут быть изолированы от взаимодействия с компьютерами. Чем станет компьютер для вашего ребенка: другом или врагом, средством для развлечения или способом общения? Только мы, взрослые, можем сформировать у ребенка правильное отношение к «умной машине». Как это сделать?
Для этого мы должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, активно использовать их в своей педагогической деятельности.
Всем известно, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, им проще увидеть и сделать, чем слушать, об этом говорил Конфуций. «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Практика показывает, что на сегодняшний день большинство детей дошкольного возраста уже знакомы с компьютерами. И хочется, чтобы это общение было максимально безопасным. Родителям предлагалось ответить на вопросы:
1. Разрешаете ли вы ребенку пользоваться компьютером ежедневно?
2. Какое количество времени ребенок проводит за компьютером в течение дня?
3. Какое количество времени ребенок пользуется компьютером непрерывно?
4. Какое количество времени в день ваш ребенок проводит в активном движении и на свежем воздухе?
5. Каким видом компьютера пользуется ваш ребенок: стационарным, планшетным или ноутбуком?
6. Есть ли у вас дома специально оборудованное рабочее место для занятий на компьютере?
7. Пользуется ли ваш ребенок компьютером вечером, непосредственно перед тем, как лечь спать?
8. Не жаловался ли вам ребенок на ухудшение самочувствия после использования компьютера?
9. Знает ли ваш ребенок, какие гигиенические правила нужно соблюдать при использовании компьютера?
10. Считаете ли вы, что использование компьютера вредно для здоровья?
Проведенный опрос показал, мнение взрослых на проблему влияния компьютера на здоровье ребенка можно разделить на две точки зрения. Часть взрослых считает, что влияние компьютера на организм крайне вредным и запрещает своим маленьким детям пользоваться этой техникой. Другая часть родителей не придает значение и не считает вредным влияние компьютера на детский организм и разрешает им общаться с компьютером наравне со взрослыми. Есть еще несколько родителей, которые не задумываются над этой проблемой и поступают в зависимости от ситуации.
Мы считаем, не столько компьютер негативно влияет на здоровье, сколько вред своему здоровью наносит человек, неправильно пользующийся компьютером. Поэтому недостаточно того, чтобы ребенок умел успешно работать с компьютерными программами. Очень важно в дошкольном возрасте научить детей определенным гигиеническим правилам пользования компьютером и приучить их выполнять. Мы сформируем у детей полезную привычку на всю жизнь. Важно, чтобы наши требования, родителей и педагогов были едиными, только тогда может быть результат.
В своей работе мы используем: средства информационно-коммуникационной технологии: компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование.
Цель использования ИКТ в работе с детьми:
• делать образовательную деятельность более наглядной, интересной, интерактивной;
• привлекать детей к активной познавательной деятельности;
• формировать у детей правила пользования компьютером;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• активизировать мыслительные процессы
Мы используем презентации и цифровые образовательные ресурсы, интерактивные игры, которые создаём в программах Microsoft PowerPoint, mimio studio и флэш. Задания получаются красочные, понятные детям, в которых можно использовать анимацию, видео, перемещение предметов. При их создании мы учитываем ФГОС ДО, программу ДОУ, требования СанПиН, возраст детей.
Авторские презентации: «Взаимосвязь и взаимодействие в природе», «Литературная викторина»; видеоролики: «Мы занимаемся», «Нашим деда и прадедам посвящается», «Наш любимый детский сад», «Я живу в гидростроителе»; интерактивные игры: «Я человек – у меня есть права», «Музыкальные страницы», «Птицы нашего края», которые используем в совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в подготовке к утренникам и на утренниках, а также в работе с родителями на родительских собраниях и на сайте группы.
В нашем ДОУ, как и во многих других учреждениях нет специального интерактивного оборудования, так как эта техника довольна дорогая, но мы нашли альтернативу и используем телевизор для просмотра фото и видео, а еще и как монитор компьютера с помощью которого представляем сделанные нами презентации и цифровые образовательные ресурсы в которых дети не только смотрят и слушают, но еще и могут выполнить задание интерактивно, при помощи компьютерной мыши. Т.е. переместить предмет в нужное место, разгадать кроссворд и записать ответ, а так же проверить правильность выполненного задания. После интерактива мы обязательно переходим к игре и закреплению.
Работа с использованием ИКТ ведется в соответствии с требованиями СанПин. Учитывается расстояние посадки детей перед телевизором и монитором компьютера, длительность просмотра. Обязательное включение в работу гимнастики для глаз, упражнения для опорно-двигательного аппарата. Созданы картотеки гимнастики для глаз, упражнений для опорно-двигательного аппарата; памятки для родителей «Правильная организация рабочего места для занятий на компьютере», «Значение гимнастики для глаз в развитии ребенка», «положение тела во время занятий на компьютере»
Подводя итог, хочется сказать «Машины должны работать. Люди должны думать» и мы взрослые должны думать и заботиться о здоровье наших детей.