Статья «Мотивация познавательной деятельности учащихся посредством информационно-коммуникационной технологии веб-квест»
Мотивация познавательной деятельности учащихся посредством
информационно-коммуникационной технологии веб-квест
В настоящее время педагогами осуществляется поиск подходящих методик повышения уровня успеваемости учащихся. Успеваемость учащихся находится в зависимости от сфомированности у них учебных мотивов, от стремления получать новые знания и умения. Сформированность учебных мотивов определяет уровень познавательной активности учащихся.
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. В современном обществе с его развитой информационной культурой особое значение приобретает организация информационного образования, необходимость которого диктует сама жизнь. Наряду с этим для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и, прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют информационные технологии. Так как их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала.
Приобщение учеников к информационным технологиям считается важным направлением в заключении задачи информатизации в прогрессивной школе и повышения профессиональной подготовки. Наряду с этим, разработка и использование информационных технологий становится в нынешней школе одним из важнейших способов увеличения результативности образования. При этом стратегическая роль информационных технологий, а значит, и технических средств их обеспечивающих, как фактора социально-экономического становления передового общества на этот момент общепризнанно и не вызывает колебаний.
К числу современных информационно-коммуникационных технологий, основанных на возможностях сети Internet, относится веб-квест. Сущность технологии веб-квеста была рассмотрена в статье О. В. Прядильниковой. Исследователь определяет веб-квест как «проблемное задание, проект с использованием Интернет-ресурсов». Целью разработки веб-квеста является «максимальная интеграция интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе».
Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен в 1995 году Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.
Попытки расширить и дополнить определение веб-квеста были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть веб-квеста: «Веб-квест, – по определению Т. Марча, – это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание). Лучшие из веб-квестов достигают это таким образом, что учащиеся начинают понимать богатство тематических связей, легче включаются в процесс обучения и учатся размышлять над собственным познавательным процессом».
Существуют и другие определения понятия веб-квест:
образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета;
• веб-квесты предполагают собой мини-проекты, базирующиеся на поиске информации в Интернете. Это конструктивное направление к обучению. Ученик не только собирает, классифицирует информацию, полученную из Интернета, но и ориентирует собственную работу на поставленное перед ним задание, нередко связанное с его предстоящей профессией.
• образовательный веб-квест – это вебсайт в Интернете, с которым трудятся ученики, выполняя то или иное учебное задание. Разрабатываются эти веб-квесты для наибольшей интеграции Интернета во всевозможные учебные предметы на различных уровнях обучения в учебном процессе. Они обхватывают отдельную тему, учебный предмет, имеют все шансы быть и межпредметными.
Под веб-квестом в настоящее время в педагогике понимается образовательный web-сайт в сети Internet, в котором часть или вся информация, с которой работают учащиеся, находится на различных web-сайтах.
Веб-квесты используются достаточно давно и приобрели четкую структуру. Однако она не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Можно конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников. Обычно квест делится на следующие основные разделы:
1. Стартовая страница. На стартовой странице пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности, затем выбирается тематическая и возрастная принадлежность квеста. Далее указываем соавторов, если таковые имеются. Можно разместить облако тегов.
2. Вступление. Во вступлении указывается заглавие веб-квеста, которое может содержать занимательный вопрос или же ведущее назначение работы. Так же нужно направить учеников на проблему веб-квеста, которая обязана быть актуальной и востребованной.
3. Общие задачи. На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Во-первых, определяется количество человек в группе. Во- вторых, указывается, где находиться задание. В-третьих, поскольку ученикам предоставляются источники информации, также указываем их место нахождения. Источники информации могут быть в разном виде (напр. как ссылка на другой сайт, как документ в виде текста или презентации).
4. Процесс работы. В разделе процесс работы, даются конкретные задания. На эту страницу можно загрузить ссылки на ролевые страницы. На ролевых страницах даются четкие последовательные задания для каждой из групп и сроки их выполнения.
5. Критерии оценивания. Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности вопроса. Как пояснение к оценкам пишется комментарий, что нужно сделать на каждом этапе работы, чтобы получить оценку.
6. Вывод. Вывод как итог о проделанной учениками работе, включает в себя информацию о приобретенных навыках, о том, какой формой проверки знаний является Веб-квест.
7. Страничка для учителя. На страничке учителя следует разместить информацию о использовании Веб-квеста.
На каждую страницу можно загрузить картинку, соответствующую теме.
Составление веб-квеста не требует обширных технических знаний. Можно определить следующие группы умений, необходимых для составления квеста:
- исследовательские умения (необходимо уметь вести поиск в Интернете, быстро и точно подбирать ресурсы. Важно иметь навык работы в различных поисковых системах, уметь точно сформулировать вопрос);
- аналитические умения (также очень важно критически оценить найденные ресурсы. Прежде чем дать задания ученикам, необходимо посетить предлагаемые сайты и убедиться, что они подходят для выполнения заданий, соответствуют уровню учеников);
- знание офисных приложений (чтобы объединить текст, картинки и веб-ссылки в законченный документ, необходимо уметь работать с офисными приложениями).
Методика подготовки материалов для проведения веб-квеста охватывает некоторое количество рубежей. Для разработки веб-квеста педагогу нужно:
сформулировать проблемную обстановку по изученной теме, которая в ходе работы над веб-квестом станет разрешена с различных точек зрения (по ролям);
определить конечный итог выполнения всякого ролевого задания с указанием определенных характеристик, форм, объёмов и т.д.;
подобрать нужные ссылки на ресурсы глобальной сети Интернет (веб-страницы, направленные на определенную тематику форумы, сетевые общества и т.д.), составить перечни ссылок для выполнения заданий по всем ролям;
написать пояснения для учащихся по процессу работы над веб-квестом: шаги, определенные сроки выполнения заданий, конфигурация представления итогов, требования к оформлению презентации, порядок представления заключений веб-квеста;
опубликовать аспекты оценивания работы всякого члена группы и всего проекта в целом;
подготовить другие необходимые материалы (различного типа таблицы, памятки, примеры и др.) для увеличения производительности выполнения веб-квеста.
Однако использование образовательной технологии веб-квест связано с определенными проблемами:
- для выполнения проекта учащиеся должны иметь доступ в интернет;
- технология веб-квест требует от учащихся и преподавателей определенного уровня компьютерной грамотности;
- медленный интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
- подготовка заданий веб-квеста является трудоемким занятием. Хотя эту проблему можно решить, привлекая к разработке заданий старшеклассников.
Несмотря на указанные трудности, которые со временем могут быть преодолены, работа над созданием веб-квеста и его дальнейшее использование бесспорно вносят положительный вклад в образовательный процесс, позволяя учащимся и преподавателям совершенствовать свою профессиональную компетенцию, пользовательские навыки работы с компьютером и сетевыми ресурсами. Именно веб-квест является инструментом, с помощью которого преподаватель получает возможность формировать и развивать у учащихся навыки и умения XXI века и по этой причине является одной из перспективных на сегодняшний день активных форм организации урочной и внеурочной проектной деятельности учащихся.
Иногда преподавателям не удаётся эффективно разработать и провести веб-квест, поэтому данный вид контроля недооценивается педагогами и встречается в методической практике достаточно редко. Типичные ошибки допускающиеся при подготовке и проведении веб-квеста:
- несоответствие темы веб-квеста поставленным целям, цели – заданиям, заданий – делению на роли. Важно четко описать весь алгоритм решения веб-квеста для ученика на понятном дружественном языке.
- неработающие сайты, на которые даются ссылки в заданиях веб-квеста. Необходимо осуществлять постоянную проверку активности сайтов из каталога веб-квеста.
- несправедливость оценки работы в ситуации, если один делал работу за всю подгруппу, а все получили одинаковые баллы. Оценивается работа каждого участника и всей подгруппы в целом, поэтому необходимо разработать критерии оценивания и сделать прозрачным контроль.
- списывание результатов при наличии подгрупп с одинаковыми ролями. При большом числе участников веб-квеста необходимо разбить на несколько групп. При этом будут участники с одинаковыми ролями, поэтому надо разнообразить задания или сориентировать их на определенную область (например, образование, медицина, торговля и др.).
- невозможность регламентировать время работы ученика за компьютером при выполнении веб-квеста влечет за собой риск сделать задания объёмными и длительными по выполнению. Необходимо кратко и ёмко сформулировать задания, чтобы ученик выполнил их за 1-2 часа, провести разъяснительные беседы с учениками.
Для подготовки и проведения веб-квеста необходим высокий уровень информационной компетентности педагога. При использовании этой технологии учитель адаптирует ее к конкретным условиям, сохраняя при этом основные пункты. Актуальность технологии в том, что она помогает раскрыть «образовательный вектор» использования сетевых ресурсов. Получив доступ к всемирной паутине, обучаемые не используют все её достоинства в полной мере. Технология Веб-квест уводит школьников от потребительского отношения к сети. Творчество, сотрудничество, умение работать в команде, выполняя разные социальные роли – это далеко не полный перечень достоинств этой технологии. Именно Веб-квест является инструментом, с помощью которого учитель получает возможность формировать и развивать навыки и умения XXI века.