Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и биологии в коррекционной школе
Е.Г. Бердникова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА УPOKAX ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОИ ШКОЛЕ
Использование ИКТ в учебно—воспитательном процессе в коррекционном образовании — одна из самых новых и актуальных проблем и преимуществ в коррекционной педагогике. В статье говорится о том, как эти технологии используются в нашей коррекционной школе для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии и географии.
В последнее время в специальном образовании происходят значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная школа работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, а именно интеллектуальную недостаточность. Такие школьники трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у них наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде.
Одним из новых направлений повышения гибкости и эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной общеобразовательной (коррекционной) школе является организация и проведение уроков с использованием ИКТ. Применение информационно— компьютерных технологий на уроках географии и биологии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Дефектологический смысл применения ИКТ состоит в возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, в обеспечении каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, в предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности, в
коррекции высших психических функций и повышении самостоятельности учащихся в добывании знаний.
Необходимо отметить, что работу учителя коррекционной школы, в этом
направлении, значительно осложняет скромное техническое оснащение учебных кабинетов, отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним, поэтому зачастую преобладает индивидуальное творчество педагогов.
Наш опыт работы показывает, что из различных средств ИКТ наиболее эффективным в коррекционной школе является применение мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint
В процессе педагогической деятельности на уроках географии и биологии
мультимедийные презентации при меняем при следующих формах и видах работы:
• при знакомстве учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (океаны, моря, горы, айсберги, растительный и животный мир зарубежных стран, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
• при демонстрации опытов, связанных с угрозой здоровью ребенка (работа со спиртовкой «Состав почвы», «Кислород и его свойства», «водные растворы и др.) или трудоемкостью («Круговорот воды в природе», «Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении», «Обнаружение в почве минеральных солей» и пр.);
• при показе школьникам скрытых процессов и явлений (питание и дыхание растений, движение крови в организме, влияние курения на внутренние органы и др.);
• при демонстрации очень медленно или очень быстро протекающих процессов или явлений (замерзание водоемов, образование плодов и семян и др.);
• при знакомстве с микро или макрообъектами (планета, материк, клетка и
• при организации тестовой проверки и проведении дидактических игр (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.).
Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, а именно информационно—коммуникационных, дети с OB3 обретают необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повышается уровень их мотивации к обучению.
Литература
1. Подвальная Е.В. К вопросу об использовании компьютерных технологий на уроках географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
2. Фоменко Галина Ивановна, Чередникова Нина Александровна. Использование информационных технологии на уроках географии в 9 классе коррекционной школы VIII вида