Статья на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий как средство повышения эффективности логопедической работы в дошкольном учреждении»

1
0
Материал опубликован 21 July 2020

Соколова Елена Викторовна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №50» г. Новомосковск

Использование информационно-коммуникативных технологий как средство повышения эффективности логопедической работы в дошкольном учреждении

Аннотация: В данной статье мною рассматривается использование информационно-коммуникативных технологий в  дошкольных учреждениях как одну из эффективных способов повышения мотивации и реальной перспективы разработки принципиально новых способов качественной индивидуализации обучения детей.

Цель: Организация эффективной системы работы с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Современный мир уже не представляется нам без компьютерных технологий. В образовательном процессе в настоящее время внедрение ИКТ является главной  ступенью. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия,   Д.Б. Элькониным и др.

Информатизация образования – это большой выбор для проявления творчества педагога, побуждающий искать нетрадиционные формы и методы взаимоотношения с детьми, что способствует повышению интереса у дошкольников к обучению, активизирует познавательную активность, развивает детей всесторонне. Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Преодоление речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику. Как известно, дошкольный возраст – наиболее благоприятен для формирования речи в целом. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности коррекционной помощи и повышает мотивационную готовность к занятию.

Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно для детей. Компьютерные технологии притягивают внимание дошкольников, которого трудно добиться при фронтальной и подгрупповой работе.

Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей: таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и другие, которые с успехом применяются при обучении детей дошкольного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития. Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации применяются в коррекционной работе по различным направлениям:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие речевого дыхания;

- здоровьесберегающие технологии;

- формирование звукопроизношения;

- развития фонематических процессов;

- формирование лексико-грамматического строя речи;

- подготовка к обучению грамоте;

- развитие связной речи;

- создание компьютерных пособий для возможности осуществления занятий родителей с детьми в домашних условиях.

Незаменимыми помощниками в работе логопеда становятся различные развивающие и обучающие компьютерные программы и познавательно-речевые игры, такие как:

«Игры для Тигры». Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.

«Домашний логопед» - программа для работы над звукопроизношением, представляет более 500 красочных слайдов-картинок для автоматизации поставленных звуков. А игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая фонематическое восприятие детей.

«Учимся говорить правильно». Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а так - же для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

«Учимся читать. Страна Буквария» программа взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики.

Интерактивные речевые игры «Мерсибо» - подходят для всех категорий детей с ОВЗ, решают множество коррекционных задач.

Использование инструментов программного обеспечения позволяют сделать занятия интересными и насыщенными. Все эти задания очень нравятся дошкольникам, следовательно, они внимательны и сосредоточены на протяжении всего занятия.

Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с коллегами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.

Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д.

Для связи с родителями используется сайт детского сада, на котором есть страничка учителя-логопеда.

В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникативных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации. Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. 

Важно отметить, что при всех положительных моментах ИКТ, необходимо грамотно обдумывать количество и время предъявляемого материала. Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр, просмотра видео или мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и дополнять их. Обязательно следует помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной деятельности логопеда позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Стоит отметить, что при всех положительных моментах, информационно-коммуникативные технологии не могут и не должны заменить живого общения педагога и ребёнка.

Список литературы:

Антошин М.К.  «Учимся работать на компьютере»,  М., Айрис – пресс, 2007;

Бартенева Т.П. «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»;

Кривич Е.Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006;

Степанова М.И. Гигиенические требования к компьютерным занятиям для дошкольников/ М. И. Степанова //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2009. - № 10.

Томилина С. М.  «Логопедия и интернет». Журнал «Логопед» №3/2006г;

Электронная газета «Интерактивное образование» (выпуск №20, декабрь 2008г.). Статья «Информационные технологии в дошкольном образовании» Анна Викторовна Молокова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПК и ПРО.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации