Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя»

3
0
Материал опубликован 16 July 2020

Использование ИКТ технологий в работе учителя

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

                                                                                                                       Джон Дьюи

Век высоких компьютерных технологий – так можно сказать о двадцать первом веке. Современный ученик живёт в мире электронной культуры. В связи с этим меняется  роль учителя в информационной культуре. Он становится координатором информации. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и  образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Использование информационно-коммуникативные технологий на уроках предметно-практической направленности :

усиливает положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся;

позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

обеспечивают наглядность;

увеличивает объем выполняемой работы на уроке ;

обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения;

расширяет возможность для самостоятельной деятельности обучающихся ;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. ИКТ можно использовать как:

- средство обучения (индивидуальное и фронтальное);

- средство организации контроля усвоения учебного материала;

Так , например, интерактивную доску можно использовать на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении. Электронные ресурсы: презентации Microsoft Power Point ,интернет ресурсы (библиотека МЭШ и т.п.) позволяют наглядно представлять материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; Использованием ИКТ актуально и на уроках предметно-практической направленности. Ученики имеют возможность повторить теоретический материал, используя качественный иллюстративный материал, в виде тестов, приложений, аудио и видеофайлов. Яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации – один из способов мотивации к учению.

Одно из средств внедрения ИКТ– использование интерактивной доски. Можно перечислить следующие преимущества работы с интерактивными досками для учителя:

1. наглядное объяснение нового материала ;

2. оформление записи поверх любых открытых приложений;

3. сохранение и печать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время урока;

4.обмен материалами с другими учителями;

5.стимул профессионального роста.

Однако при работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

1.возникновение технических проблем;

2.ограничения по времени работы с интерактивной доской на уроке согласно санитарным нормам.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества на уроках предметно-практической направленности.

Способы использования интерактивной доски:

записи поверх выводимых на экран изображений;

использование групповых форм работы;

совместная работа над таблицами или изображениями;

управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

использование интерактивной доски с возможностью сохранить и распечатать результат;

изменение текста на экране , используя виртуальную клавиатуру;

изменение изображений на экране, использование пометок;

сохранение на компьютере пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшего использования на других уроках;

сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику;

демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

демонстрация видеороликов, фильмов;

создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.;

возможность делать записи электронными чернилами;

просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи;

редактировать объекты и действия.

Использование интернет - ресурсов для подготовки к урокам предметно-практической направленности позволяет :

1.расширить виды учебной деятельности учащихся;

2.оперативно обменяться информацией в профессиональных сообществах;

3. профессионально расти педагогу;

4.раскрыть творческие возможности учителя по подбору и использованию дидактического материала;

5. использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Использование возможностей современных информационных технологий соответствует триединой дидактической цели урока:

образовательная – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

воспитательная – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувство товарищества, способности к взаимопомощи.

Опыт использования ИКТ на уроках показывает :

повышение уровня учебной мотивации ;

увеличение объёма использования наглядности;

увеличение качества учебно-воспитательного процесса;

изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

рост качества знаний у учащихся.

Уроки предметно-практической направленности с использованием ИКТ стали привычными для меня и учащихся моих классов. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им умело надо владеть и использовать на своих предметных уроках. Учитель всегда должен помнить, что ИКТ – это не цель, а лишь средство обучения, которое должно применяться только там, где оно действительно необходимо. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Нужно помнить, что чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Нельзя уповать только на ИКТ и не превращать их в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий ребёнку книги, игрушки, а главное - живое общение.

Использование ИКТ на уроках предметно-практической направленности — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.



Список используемой литературы

1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Пед. технологии. - 2004. - №2.- с.32-37.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.

3. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Нижний Новгород, 2000. - 265 с.

4. Мартиросян Л.П. Требования к структуре, содержанию учебного материала и организации учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2003. - Вып. 12. - 107-115 с.

5. Машбиц Е.И. Психолого - педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 2008. - 192 с.

6. Никонова Н.В. Методические подходы в обучении математике учащихся с применением информационных технологий // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2006. -78-82 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации