Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя»
Использование ИКТ технологий в работе учителя
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»
Джон Дьюи
Век высоких компьютерных технологий – так можно сказать о двадцать первом веке. Современный ученик живёт в мире электронной культуры. В связи с этим меняется роль учителя в информационной культуре. Он становится координатором информации. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Использование информационно-коммуникативные технологий на уроках предметно-практической направленности :
усиливает положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся;
позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечивают наглядность;
увеличивает объем выполняемой работы на уроке ;
обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения;
расширяет возможность для самостоятельной деятельности обучающихся ;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. ИКТ можно использовать как:
- средство обучения (индивидуальное и фронтальное);
- средство организации контроля усвоения учебного материала;
Так , например, интерактивную доску можно использовать на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении. Электронные ресурсы: презентации Microsoft Power Point ,интернет ресурсы (библиотека МЭШ и т.п.) позволяют наглядно представлять материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; Использованием ИКТ актуально и на уроках предметно-практической направленности. Ученики имеют возможность повторить теоретический материал, используя качественный иллюстративный материал, в виде тестов, приложений, аудио и видеофайлов. Яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации – один из способов мотивации к учению.
Одно из средств внедрения ИКТ– использование интерактивной доски. Можно перечислить следующие преимущества работы с интерактивными досками для учителя:
1. наглядное объяснение нового материала ;
2. оформление записи поверх любых открытых приложений;
3. сохранение и печать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время урока;
4.обмен материалами с другими учителями;
5.стимул профессионального роста.
Однако при работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
1.возникновение технических проблем;
2.ограничения по времени работы с интерактивной доской на уроке согласно санитарным нормам.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества на уроках предметно-практической направленности.
Способы использования интерактивной доски:
записи поверх выводимых на экран изображений;
использование групповых форм работы;
совместная работа над таблицами или изображениями;
управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
использование интерактивной доски с возможностью сохранить и распечатать результат;
изменение текста на экране , используя виртуальную клавиатуру;
изменение изображений на экране, использование пометок;
сохранение на компьютере пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшего использования на других уроках;
сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику;
демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
демонстрация видеороликов, фильмов;
создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.;
возможность делать записи электронными чернилами;
просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи;
редактировать объекты и действия.
Использование интернет - ресурсов для подготовки к урокам предметно-практической направленности позволяет :
1.расширить виды учебной деятельности учащихся;
2.оперативно обменяться информацией в профессиональных сообществах;
3. профессионально расти педагогу;
4.раскрыть творческие возможности учителя по подбору и использованию дидактического материала;
5. использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Использование возможностей современных информационных технологий соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательная – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
воспитательная – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувство товарищества, способности к взаимопомощи.
Опыт использования ИКТ на уроках показывает :
повышение уровня учебной мотивации ;
увеличение объёма использования наглядности;
увеличение качества учебно-воспитательного процесса;
изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
рост качества знаний у учащихся.
Уроки предметно-практической направленности с использованием ИКТ стали привычными для меня и учащихся моих классов. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им умело надо владеть и использовать на своих предметных уроках. Учитель всегда должен помнить, что ИКТ – это не цель, а лишь средство обучения, которое должно применяться только там, где оно действительно необходимо. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Нужно помнить, что чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Нельзя уповать только на ИКТ и не превращать их в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий ребёнку книги, игрушки, а главное - живое общение.
Использование ИКТ на уроках предметно-практической направленности — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.
Список используемой литературы
1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Пед. технологии. - 2004. - №2.- с.32-37.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.
3. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Нижний Новгород, 2000. - 265 с.
4. Мартиросян Л.П. Требования к структуре, содержанию учебного материала и организации учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2003. - Вып. 12. - 107-115 с.
5. Машбиц Е.И. Психолого - педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 2008. - 192 с.
6. Никонова Н.В. Методические подходы в обучении математике учащихся с применением информационных технологий // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2006. -78-82 с.