Статья «Использование игровых технологий в логопедической работе как средство повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Сведения об авторах: учитель-логопед; Митяшина Юлия Владимировна, учитель-логопед.
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №582, (г. Екатеринбург).
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность проблемы обосновывается использованием игровых развивающих логопедических пособий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Материалы статьи могут быть полезными для учителей-логопедов, учителей – дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей групп, родителей.
«Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли».
Жан Жак Руссо
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Детей утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации звука.
При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.
Использование игровых технологий при обучении дошкольников происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства,
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Объект исследования: формирование положительной мотивации к обучению детей старшего дошкольного возраста в системе логопедической работы.
Предмет исследования: модификация и внедрение игровых технологий как средства повышения мотивации к обучению в систему логопедической работы.
Цель: формирование положительной мотивации к обучению у детей в системе логопедической работы средствами игровых технологий.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми, повысит мотивацию детей к обучению и тем самым обеспечит наибольшую эффективность коррекционной работы.
Свобода движения - свойство, присущее всему живому, одно из главных условий жизни. Именно в движении ребенок совершает поразительные успехи, завоевывая новое пространство и расширяя поле своей деятельности.
Когда во время занятия мы фиксируем ребенка на стуле, то полагаем, что таким образом мы сможем передать ему намного больше знаний. Но, если ребенку на занятии неинтересно, следует поменять стратегию. Ведь обучаясь в движении дети более осознанно выполняют упражнения и им легче формулировать ответ на поставленный вопрос.
Игровая технология «Веселая артикуляционная гимнастика»
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики необходимое условие для коррекции нарушений речевого развития. Часто этот процесс становиться утомительным, рутинным. Использование технологии «Веселая артикуляционная гимнастика» вовлекает детей в игру, при этом решает свою непосредственную задачу: улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата, увеличение объема и силы движений, а также выработке точности и дифференцированности артикуляционных поз.
Самый интересный и эффективный дидактический материал- логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Это может быть муляж языка, который дети могут потрогать, придать ему нужную артикуляционную позу, а затем самостоятельно повторить. Также возможно использование специальных кукол для артикуляционной гимнастики. Педагог рассказывает детям артикуляционную сказку, подкрепляя ее действиями куклой. Дети увлекаются игрой, но при этом логопед решает свои непосредственные задачи.
Данный метод прост и доступен в использовании.
Игровая технология «Напольные дидактические игры» позволяет решать следующие задачи:
- учитывать индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями и продуктивно организовать работу по автоматизации звуков и развитию грамматического и лексического строя речи; темпо-ритмической стороны речи, фонематического слуха;
- развивать активность и самостоятельность детей;
- снять мышечное напряжение и быструю утомляемость детей;
- запоминать новую информацию, ориентироваться в необычных ситуациях.
Варианты речевых упражнений:
- четко и правильно назвать слово с автоматизируемым звуком;
- определить место автоматизируемого звука в слове;
- сливать звук с гласными, образовывать прямые и обратные слоги;
- согласовывать существительное с местоимением и числительным;
- образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного;
- склонение имени существительного по падежам в единственном и множественном числе.
Разработанные нами напольные логопедические пособия «Грамотей-ка» и «Шагаю – звуки закрепляю» представляют собой игровые поля размером 2,0*3,0 метра, выполненные из полиэтиленового материала. На полях изображены символы-задания. В комплекте прилагаются предметные картинки, названия которых содержат автоматизируемый звук.
Рисунок 1.
Напольное развивающее логопедическое пособие «Грамотей-ка»
При выполнении различных вариантов заданий, с одной стороны, удовлетворяется потребность ребенка в движении, а с другой – игра носит обучающий характер и выполняет те же функции, что традиционные настольные дидактические игры.
Напольное пособие «Грамотей-ка» (см. рис. 1.) направлено на формирование и закрепления навыка словоизменения, упражняет ребенка в подборе окончаний имен существительных при склонении по падежам.
Рисунок 2.
Напольное развивающее логопедическое пособие «Шагаю – звуки закрепляю»
Напольное пособие «Шагаю – звуки закрепляю» (см. рис. 2.) решает задачу автоматизации звука в слове, формирования умения определять место звука в слове, закрепляет механизм слияния звуков в слоги, а также включает упражнения на формирование некоторых грамматических категорий (уменьшительная форма имен существительных, согласование окончаний имен существительных и числительных).
Рисунок 3.
Использование напольных развивающих пособий на подгрупповых логопедических занятиях
Пособия могут быть использованы как учителями-логопедами в ходе логопедического коррекционного занятия (индивидуального или подгруппового), так и воспитателями, для закрепления полученных умений у воспитанников, занимающихся с учителем-логопедом (см. рис. 3.)
Работа с напольными развивающими пособиями является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на данных пособиях, дети имеют возможность двигаться, тем самым снимается мышечное напряжение и утомляемость. Дети лишены нагрузки на глаза, которая присутствует при работе с дидактическими настольными играми, тем самым решается проблема профилактики нарушений зрения.
Нейрологопедические игры
В последние годы все специалисты отмечают, что не только дети с нарушениями в развитии, но и так называемые нормотипичные дети, имеют особенности в поведении. Им свойствена общая моторная неловкость, неустойчивое настроение, дети жалуются на то, что всё время «устают»;
отмечается снижение работоспособности, двигательная заторможенность; у детей отмечаются трудности в формирования пространственных представлений; сложности с трудностями овладением письма и чтения.
Поэтому возникла необходимость включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание.
Как нельзя лучше для решения этих задач подходят нейрологопедические игры и упражнения. Эти игры универсальны: с одной стороны, они могу использоваться для решения речевых проблем воспитанников; с другой стороны, помогают в преодолении сопутствующих нарушений у детей и таким образ способствуют:
– развитию моторной сферы (статическая организация движений, динамический праксис);
– развитию слухомоторной координации;
– межполушарному взаимодействию;
– развитию стереогноза;
– развитию слухового восприятия, внимания, памяти;
– координации речи с движением и др.
Эти игры многоцелевые, но наполненные необходимым речевым материалом, в зависимости от решаемых логопедом задач, условно можно
разделить на несколько групп.
1. Игры на развитие моторной сферы ребенка и координацию речи
с движением («Мы кузнечики», «Совушка», «Палочка-выручалочка»).
1.1. Игры на развитие кистевого праксиса с одновременным проговариванием рифмованного текста, координацию речи и движения («Сорока-белобока», «Ладушки-ладошки»).
1.3. Игры и упражнения с использованием нейродорожек и нейролабиринтов. Допускаются различные варианты игр: напечатанные или выложенные педагогом из текстурных материалов на столе, либо на полу
(«Волшебные ладошки», «Нейроладошки», «Следопыт», «Обведи-ка» и
др.).
1.4. Кинезиологические игры («Ухо-нос», «Лезгинка», «Замок»).
2. Игры на развитие тактильного восприятия (стереогноза): «Волшебный мешочек», «Сенсорный куб», «Почтовый ящик», «Волшебный
сундучок», различные виды сухих бассейнов, и пр.
3. Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти:
«Угадай предмет по описанию», «Узнай предмет по контуру», «Трафареты», «Зоркий глаз», «Лото», «Домино», «Что изменилось?», «Парочки»,
«Нажимай – запоминай», «Повторяй-ка» и др.
4. Игры на развитие слухового восприятия, внимания, памяти: «Повтори ритм по образцу», «Угадай мелодию», «Что звучит?», «Чей голосок?», «Где звенит колокольчик?», «Длинный – короткий (звук)», «Высокий – низкий (звук)», различные шумовые коробочки.
5. Игры на развитие мышления: «Кручу-верчу», «Доббль», «Круги
Луллия», «Аналогии», «Четвертый лишний», игры-классификации и пр.
257
6. Представленные игры и упражнения многофункциональны и могут использоваться и на этапе диагностики, и на этапе коррекционной
работы с детьми.
Заключение: в процессе использования игровых технологий, нами было отмечено, что дети проявили живой интерес к выполнению заданий. Задания их не переутомляли, в игре удовлетворялись основные потребности ребенка: в движении, в познании, в свободе, самостоятельности. Повысилась мотивация детей к обучению и тем самым эффективность коррекционной работы.
Литература
1. Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе / О. Н. Лиманская // Серия «Библиотека логопеда». – Москва: Сфера. – 2019. – 128 с.
15 марта – 23 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия / Уральский
2. Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе / О. Н. Лиманская // Серия «Библиотека логопеда». – Москва: Сфера. – 2019. – 128 с.
3. Шуленко, Е. Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету / Е. Е. Шуленко. – Москва: Мозаика-Синтез. – 2001.
4. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными
возможностями здоровья: материалы всероссийской заочной конференции,
государственный педагогический университет. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2021. – 1 CD-ROM. – Текст: электронный
Тихомирова Екатерина Витальевна