Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании биологии и химии в школе»
Ваняева Светлана Викторовна, учитель биологии и химии
МКОУ «Стан-Бехтемирская сош» Бийского района, Алтайского края
Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании биологии и химии в школе
Информационные технологии, компьютерные методы обучения занимают особое место в урочной и внеклассной деятельности учителя. За последние годы мной накоплен богатый опыт использования в образовательном процессе новых информационных технологий. На уроках в системе используются цифровые образовательные продукты, организуется работа с компьютерно-обучающими, познавательными и тестовыми программами, в образовательный процесс интенсивно вводятся Интернет-ресурсы. На основе компьютерных технологий стала более эффективной исследовательская и проектная деятельность учащихся. Я создаю свои собственные электронные ресурсы: мультимедийные уроки-презентации, электронные игры, контрольно-измерительные материалы, развивающие задания. При разработке таких заданий учитываю возможности современной техники, ориентируюсь на формирование умений у учащихся самостоятельно приобретать знания, предлагая им при выполнении задания воспользоваться сетью Интернет, компьютерными программами Microsoft Office (Excel, Power Point, Publisher и др.), цифровой аппаратурой, копировальной техникой. Эффективному внедрению ИКТ в образовательный процесс способствует современная материально-техническая база учебного кабинета. В кабинете имеется телевизор, DVD, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Интернет. Далеко не каждый ученик в нашей школе имеет дома компьютер, и тем более возможность пользования Интернетом и поэтому график работы кабинета расписан до вечера. Объем учебного материала, изучаемый с использованием ИКТ составил: 2012-2013 – 50 %; 2013-2014– 80 %; 2014-2015 – 100 %.
Формы информационно-коммуникативных технологий, используемых в процессе обучения
Формы ИКТ |
Характеристика |
мультимедийные технологии |
К рабочим программам подобраны и систематизированы по темам более 20 презентаций; 15 мультимедийных презентаций по наиболее важным темам курса разработаны мной совместно с учащимися. |
Интерактивные технологии |
В учебном процессе используются компьютерные обучающие программы (медиатека кабинета насчитывает более 30 CD-дисков; электронные учебники, как «Биология. Репетитор», «Школьный курс биологии», энциклопедию Кирилла и Мефодия) . |
Тестовые технологии |
Готовые тесты с дисков, разрабатываются самостоятельно компьютерные тесты, задания для контроля и оценки уровня знаний учащихся. Для подготовки к ЕГЭ проводятся интерактивные тренинги в режиме «он-лайн». |
Интернет-технологии: |
Использование в процессе подготовки к урокам, на занятиях и во внеклассной деятельности и в интерактивном режиме совместно с выше названными технологиями (мультимедийные элементы урока, видеофрагменты, аудиозаписи, интерактивное тестирование); |
дистанционные технологии |
Мои учащиеся принимали активное участие в дистанционных проектах: Международная Интернет–олимпиада для старшеклассников «Энергетика и экология», краевой биологический марафон , молодежный биологический чемпионат . |
Я использую Интернет-ресурсы для подготовки проектов, организации самостоятельной работы учащихся, для подготовки и участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах; принимаю активное участие в сетевых педагогических сообществах: сеть творческих учителей химии «Химоза» и биологии «Биоэко». Широко использую ИКТ во внеклассной работе и внеурочной деятельности: на классных часах, родительских собраниях, спецкурсах, что способствует большей наглядности, доступности проводимых мероприятий, повышает их развивающий и воспитательный потенциал.
Эффективное применение данной технологии дает положительные результаты:
учащиеся приобщаются к наивысшей форме организации труда - сложной кооперации, первоосновой которого является индивидуальный труд;
значительно улучшается четкость в организации работы класса, каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи;
наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывая возможности их развития;
формируются творческие, интеллектуальные способности учащихся;
учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности;
создание здоровье сберегающей среды
Результативность использования:
Результативность учебной, внеклассной, проектной, исследовательской деятельности учащихся просматривается по показателям:
100%-я успеваемость и постоянно стабильный высокий уровень качества знаний по биологии от 63 до 84 %; по химии – от 54 до 57 %;
ежегодные призовые места на районных и краевых предметных олимпиадах;
рост числа учащихся, занимающихся научно-исследовательской работой (20 до 60% )
рост числа участников и высокие результаты участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах международного и всероссийского уровней.
Показателями качества образовательного процесса в содержательном плане являются педагогическая (использование электронных образовательных ресурсов, проектирование рабочих программ, разработка программ элективных курсов и практикумов, создание методических пособий, использование новых технологий для организации самостоятельной, проектной, исследовательской деятельности учащихся) и социальная (участие в конкурсах профессионального и методического мастерства, публикации, развитие инновационных процессов в школе и районе на основе обмена опытом по использованию новых технологий) результативность. В технологическом плане имею свое представительство в едином информационно-образовательном пространстве в виде личного сайта vanyaeva.ucoz.ru, общаюсь с коллегами на портале «Сеть творческих учителей» в сообществе «Химоза» и «Био-Эко», непрерывно повышаю свой профессиональный уровень путем самообразования и прохождения курсов. Дидактический аспект выражается в использовании современных образовательных технологий в качестве средства развития обучаемых, наличия личностного образовательного пространства для учащихся.