Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании естествознания»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Клочкова О.Е., преподаватель
ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»»
с. Курсавка
Национальной доктриной образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, определены принципиальные положения образовательной политики государства: обеспечение фундаментальных прав и свобод личности, реализация способностей и талантов, повышение темпов экономического, научно-технического и культурного развития общества, достижение конкурентоспособного уровня образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг. Модернизация среднего профессионального образования включает в себя: интеграцию начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования; образование автономных учреждений среднего профессионального образования; создание системы непрерывного профессионального образования через интеграцию НПО, СПО, ВПО; организацию ресурсных центров среднего профессионального образования.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, для учреждений среднего профессионального образования для профилей гуманитарной направленности вводится интегрированный предмет «Естествознание».
Естествознание представляет собой не совокупность традиционных курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии, экологии, а является междисциплинарным курсом, интегрирующим знания в области естественных и гуманитарных наук и реализующим комплексный историко-философский и эволюционно-синергетический подход к современному естествознанию.
Естествознание является необходимым компонентом культуры современного человека.
Основная цель курса – сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины мира, целостный взгляд на окружающий мир, представляющий собой совокупность большого числа сложноорганизованных, взаимодействующих друг с другом, постоянно эволюционирующих систем. Целостное, системное познание мира, гармоничный синтез двух компонентов культуры – естественнонаучного и гуманитарного знания, способствуют формированию мировоззрения человека и осознанию его роли в системе «Природа–общество», необходимости коэволюции человечества и биосферы.
Специфика курса естествознания и его новизна побуждают обучающихся рассмотреть проблемы современного мира, осознать роль и место человека в природе. Потребность в познании «самого себя» и окружающего мира реализуется учащимися путем постижения знаний законов и теорий, нахождения нестандартных путей решения проблем, проявления творческого подхода.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Одной из возможных форм обеспечения улучшения качества преподавания может стать внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни. Современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета. Развитие информационных технологий открывает новые возможности организации учебного процесса при обучении учащихся. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. С использованием новых информационных технологий связаны надежды на повышение эффективности учебного процесса.
В связи с внедрением ИКТ, отбор содержания образования, разработка методик преподавания всех без исключения предметов на базе широкого использования современных информационных систем ставятся в ряд актуальнейших проблем перестройки системы образования.
ИКТ могут и должны использоваться не только на уроках математического цикла. Они уже стали надежными помощниками педагогов, преподающих дисциплины естественнонаучного цикла. Компьютер, несомненно, уже стал оперативным средством наглядности в обучении на уроках естествознания, но он может и должен помочь в отработке некоторых практических умений, организации и проведении опроса и контроля знаний учащихся, а также в выполнении творческих домашних заданий. Информационно-коммуникативные технологии позволяют: Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти. Мобилизовать внимание студентов. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию. Выходить в мировое информационное сообщество. Использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях. Студент, эффективно и умело владеющий ИК технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Однако, ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества, они являются лишь вспомогательным средством решения задач, а найти эти решения учащийся может только с помощью грамотного творческого работающего преподавателя. Преподаватель инновационного типа выступает в качестве автора и разработчика новых обучающих программ. В том числе он исследователь, пользователь и в то же время пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Такой преподаватель ориентирован на настоящее и будущее, но не на прошлое. Он преодолевает созданные жизнью препятствия, планирует будущее, все свои действия и достижения. Использование современных технологий делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучающихся, помогает раскрыть интересный и увлекательный мир предмета. И небольшой опыт моей работы показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с личностно – ориентированным подходом и технологиями проблемного и проектного обучения способствует достижению положительных результатов. Использованная литература Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994 С.Н. Добрыдин. Некоторые аспекты использования новых информационных технологий в обучении // Материалы всероссийской конференции «Наука и образование». Москва, 2002 Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие под ред. И.В. Роберт. - Москва, Дрофа, 2008. |