Выступление «Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах»

7
0
Материал опубликован 20 January 2018

«Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах».

Миронова Елена Робертовна, воспитатель

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Одна из главных целей педагогических коллективов всех дошкольных образовательных учреждений — создание условий для охраны жизни и здоровья детей, об этом сказано в статье 41. Охрана здоровья обучающихся Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Дети – народ любознательный, они интересуются всем, что их окружает, в том числе и улицей, и дорогой, и всем, что на ней происходит. Мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые остаются без присмотра взрослых, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к  взрослым, ведь для них прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Таким образом, актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своей безопасности и безопасности других людей.

Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, главная цель воспитательной работы семьи и детского сада заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.

Признавая существование различных методов и форм в современном процессе обучения, следует отметить, что предпочтение следует отдавать тем, которые реализуют личностно-ориентированный подход в обучении и

• создают атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно и свободно; стимулируют интересы обучаемого, развивают у него желание практически использовать знания, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом;

• затрагивают личность ребенка в целом, вовлекают в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотносятся с его реальными потребностями, стимулируют его речевые, когнитивные, творческие способности;

• активизируют ребенка, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

• создают ситуации, в которых педагог не является центральной фигурой; ребенок должен осознавать, что изучение в большей степени связано с его личностью и интересами;

• учат ребенка работать самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

• предусматривают различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.

Все перечисленные критерии могут быть реализованы в формировании у дошкольников основ безопасного поведения на улицах и дорогах только во взаимодействии педагогов и родителей.

Без взаимодействия с семьями дошкольников в вопросе обучения безопасному поведению детей на улицах и дорогах невозможно сформировать необходимые в жизни ребёнка навыки и умения. С целью определения отношения со стороны родителей к проблеме формирования знаний, умений, навыков по правилам дорожного движения, передаваемых взрослыми детям проводится тестирование и заполняется анкета «Правила и безопасность дорожного движения».

Со стороны воспитателя необходимо взаимодействие с родителями. Для их активного приобщения и участия в совместной работе по формированию знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, понимания взрослыми важности данной проблемы подготовлены памятки, буклеты.

В детском саду провели совместную акцию «Стань заметней на дороге», для которой родители вместе с детьми своими руками изготовили различные значки – фликеры.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. На территории детского сада разбита площадка «Городок Светофорик» с выносными атрибутами, изготовленными при участии родителей воспитанников: макетами машин, светофором, дорожными знаками, разметкой «зебра», жезлом, жилетками «ДПС». Здесь дети разыгрывают различные дорожные ситуации, проходила встреча с инспектором ГИБДД.

В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Педагогами ДОУ были предложены индивидуальные задания для родителей:

изготовление лэпбука (тематической папки) по ПДД;

различные мини – карты, схемы «Дорога от моего дома к детскому саду»;

импровизированный экран – планшет для решения проблемных ситуаций на дорогах, в «дорожных ловушках»;

Также инновационными формами взаимодействия детского сада с родителями является и активное участие в проектной деятельности («Неделя безопасности»);

в создании электронной базы родительских e-mail, куда рассылаются анкеты, консультации, рекомендации, регулярно информируем родителей о данных ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма на территории Алтайского края;

для обратной связи с родителями в холле детского сада установлен «Почтовый ящик», где родители задают вопросы, а педагоги детского сада отвечают на них.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте. Они не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

Мастер-класс от папы воспитанницы детского сада с практическим знакомством детей с автокреслом;

Родители, педагоги, дети нашего ДОУ приняли участие в муниципальном этапе краевого конкурса «Планета дорожной безопасности», совместно изготовили планшет «Городок Смешариков» со светоотражающими элементами и заняли первое место.

Воспитанница старшей группы получила сертификат участника выставки детских рисунков «Безопасная дорога для тебя и для меня» III открытого фестиваля детского творчества «Звездопад».

Анализируя причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, встречаешь понятие «привычка». Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы семьи и детского сада, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду и семье, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на улице и дороге невозможно без помощи родителей. Необходима тесная взаимосвязь с родителями, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности. В конце года родителям предлагается анкета с целью определения наиболее оптимальных форм информирования родителей о работе детского сада по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, их пожеланий в планировании работы педагогами по этой теме.

Родителями отмечена высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ, с целью более эффективного обучению детей Правилам дорожного движения не только в детском саду, но и дома.

Наиболее предпочтительными формами были названы личные беседы с воспитателем, информационные стенды, совместное участие в различных мероприятиях: конкурсах различного уровня, развлечениях, экскурсиях, изготовлении пособий (90% опрошенных). Доступными источниками получения информации являются воспитатели детского сада и интернет.

Радует понимание всеми родителями значимости обучения Правилам дорожного движения для сохранения жизни и здоровья детей.

Положительная оценка деятельности ДОУ, воспитателей со стороны родителей, их помощь и поддержка подтверждает правильность выбора форм и методов работы по формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах ориентировано на взаимодействие воспитателей, родителей и жизненных ситуаций, которые ребенок наблюдает в повседневной жизни (положительный и отрицательный опыт).

Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, мы можем быть уверены, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 41. Охрана здоровья обучающихся / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. - Заглавие с экрана.

2. Авдеева, Н.Н. Безопасность / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Н.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 144 с.

3. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К.Ю. Белая. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.

4. Добрая дорога детства. Всероссийская газета для детей, педагогов и родителей / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ddd-gazeta.ru/content/view/130/76. - Заглавие с экрана.

5. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -  М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 336 с.

6. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 70 с.

7. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2010. - 80 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации