Консультация «Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах посредством использования инновационных технологий»
Консультация для педагогов
«Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах посредством использования инновационных технологий»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью многих современных комплексных программ. Эта работа осуществляется в рамках образовательной программы дошкольного образования нашего ДОУ через разные виды детской деятельности
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.
Инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дорогах города:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения;
- технологии проектной деятельности;
- технологии теории решения изобретательских задач;
- информационно коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- мнемотехника.
Игровые технология
Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Значительное место в формировании культуры безопасного поведения детей на дорогах, уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. В педагогической деятельности используются:
- настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак», «Умный светофор»;
- игры-викторины: «Что? Где? Когда?»
- интеллектуальные игры: кроссворды, ребусы, лабиринты
- игры-рисунки: «Проедь по ровной (извилистой, узкой, широкой) дороге»
- сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Метро», «Пешеходы и водители»;
- дидактические игры: «Светофор», «Водители», «Угадай, какой знак»;
- театрализованные игры: «Случай в автобусе», «В метро»
- игры-путешествия «В стране дорожных знаков»
- интерактивная игра «Невнимательный художник», «Что изменилось?»
Игры способствуют усвоению детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
Технология проблемного обучения
Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. В работе можно использовать такие проблемные ситуации: «Нужны ли правила дорожного движения?», «Зачем на проезжей части нарисована зебра?», «Как нам помогают дорожные знаки?», «Что за поворотом?» и другие
При создании и решении проблемных ситуаций используются следующие методические приемы:
– подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
– обсуждаются разные ответы на один и тот же вопрос;
– дети делают обобщения, выводы из ситуации, находят правильное решение
Технология проектной деятельности
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В образовательной деятельности можно реализовать следующие проекты: «Кто на дороге главный?», «Машины такие разные», «Мы – пешеходы», в которые включаются игры, проблемные ситуации, где дети делятся своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться в дорожном движении.
Информационно-коммуникационная технология
При организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма активно используются информационно – коммуникативные технологии. Они позволяют организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребенка в реальную ситуацию. В деятельности используются:
- мультимедиа-презентации «Правила дорожного движения», «Виды транспорта», «Знай правила движения», «Пешеходные переходы», «Наш друг - светофор»;
- обучающие мультфильмы Уроки тетушки Совы», «Советы мудрого ворона», «Смешарики», «Академия светофорчика»;
- видеоролики «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки и правила»
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Технология позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их. В процессе обсуждения используются следующие вопросы:
1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?
2. Как помогает человеку транспорт?
3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?
4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?
Здоровьесберегающие технологии
В процессе обучении детей правилам дорожного движения используются здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Например, путем многократных упражнений отрабатываются действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Подвижные игры «Трамвай» «Автомобили», «К дорожным знакам», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» развивают основные виды движений. Игры-соревнования «Водители, на старт», «Чья машина», «Передай жезл», «Красный, желтый, зеленый» способствуют развитию координации движений. Эти игры способствуют закреплению представлений о ситуациях, которые могут произойти на дороге; также воспитывают умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивают ловкость, смекалку, моторику, ориентировку в пространстве.
Мнемотехника
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непрерывной образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Пример использования мнемотаблицы для освоения правил дорожного движения можно посмотреть в приложении
Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества. Активное сотрудничество с семьей помогает расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на дорогах города, в общественном транспорте. Свидетельством этого являются целевые программы принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Использование инновационных технологий обучения делает образовательный процесс интересным и результативным. Педагогические инновации совершенствуют образовательную деятельность при формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения.
Литература.
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: метод. пособие/ Н.Н. Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.
3. Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. - Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.