Использование инновационных методов на уроках географии в условиях реализации ФГОС
учитель географии
первая квалификационная категория
МБОУ СОШ №1
г.Александров Владимирская область
Использование инновационных методов на уроках географии в условиях реализации ФГОС
Актуальность работы.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем.
Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются инновационные технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.
Главная цель моей работы:
Создание на уроках условий, позволяющих каждому ученику полностью реализовать себя, желать и уметь учиться.
Задачи:
формирование у учащихся положительной мотивации;
создание комфортных условий обучения;
применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала.
Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.
Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
В своей работе, решая поставленные задачи, я использую разнообразные формы и методы:
проектирование
деловые и ролевые игры
различные викторины и другие конкурсные события
творческие мастерские
использование информационно-коммуникационных технологий
Формы работы:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
Основные принципы, которых я придерживаюсь:
сформированность у обучающихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребность в самовоспитании.
Введение. Мы живем, работаем, учим и учимся в новых конкретно-исторических условиях. Вопросы реформирования и демократизации общества и, естественно, учебного процесса во всех учебных заведениях, в том числе и в практике школьной жизни, продвигаются сложно, противоречиво, но вместе с тем неуклонно. На разных уровнях, в том числе и среди школьных учителей, идет активный процесс поиска инновационных средств, форм и методов с учетом требований. А для этого, как известно, необходимы научные знания, научный подход к оценке факторов, явлений, событий, практических и теоретических проблем.
Учебный процесс в современной школе все более ориентируется на коллективное, публичное обсуждение проблем, активное взаимодействие и сотрудничество между учителями и учащимися, обмен мнениями между ними. Все это, в конечном счете, нацелено на выработку правильного понимания содержания изучаемых предметов, их связи с жизненной практикой.
Целью учебных занятий являются
прочное усвоение знаний,
выработка устойчивых навыков их практического применения,
формирование на этой основе научного мировоззрения школьников.
Важность инновационных форм учебных занятий в школе можно учитывать:
1. в содержании обучения.
2. в организации обучения.
3. в методике занятий.
Общение – суть жизни людей. На учебном занятии в современной школе дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом оделяя личным, индивидуальным вниманием каждого ребенка. Я строю взаимодействие не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей.
Когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия в решении задач, в упражнении навыков, это позволяет решить следующие задачи:
– возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина понимания;
– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
– уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (все ученики работают на уроках, все делают домашнее задание);
– ученики получают большое удовольствие от знаний, комфортней чувствуют себя в школе;
– возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащегося;
На уроках я практикую различные инновационные формы работы, соответствующие ФГОС. К таким относятся - лекция, диалог, проблемное собеседование, деловые игры, «круглые столы» и другие интерактивные формы занятий и т.п.
Хочу рассказать о наиболее интересных, требующих более детального рассмотрения.
Постановка проблемного вопроса в начале урока, требующего ответа в конце урока после изучения нового материала.
Так, говоря на уроке о пустыне, я принесла образец камня, называемого «Роза пустыни». Сначала спросила, знает ли кто-нибудь что это такое? Варианты были разные, основная масса детей ответила, что это камень, но очень необычный. При детальном рассмотрении обучающиеся увидели на камне соль. Недоумение детей росло. Перед ними поставила задачу- изучив процессы, происходящие в пустыне, ответить как образовался данный камень и откуда на нем соль.
Явление природы «Роза пустыни» заинтересовало двух учениц. Они захотели узнать больше об этом феномене природы. Таким образом «Роза пустыни» сподвигла на создание проекта, с которым мы приняли участие в муниципальном конкурсе «Моё географическое открытие» и стали победителями.
Другой пример, при изучении темы «Этнос в 7 классе» вопрос в начале урока о том, могут ли пирсинг и татуировки быть этносом разных народов, заставил детей задуматься о назначении пирсинга у разных народов мира.Таким образом появился проект «Орудие совершенства» о пирсинге, ставшим победителем муниципального конкурса «Моё географическое открытие»
Очень удачной считаю модернизацию классического пересказа у доски. Перед учащимся ставлю задачу пересказать домашний параграф от первого лица.
Почти все темы курса предмета географии можно рассказать подобным образом. Очень нравится тема «Путешественники», когда обучающиеся от лица, к примеру, Христофора Колумба отправляются на поиски Индии, а попадают на новые неизведанные земли. Или тему «Природные зоны Африки» учащимся необходимо рассказать как «Один день в саванне», во влажных экваториальных лесах, в тропической пустыне (где были , кого повстречали, что удивило).
Инсценировка учебного материала. Практиковала в прошлом учебном году с учащимися 8 класса. В данном классе есть учащиеся, которые играют в Александровском драматическом театре, а потому детям задумка показалась очень интересной и они с радостью согласились.
Тема «Владимирская область». Водитель такси и его пассажир - турист путешествовали по городам Владимирской области, и в каждом городе туриста встречали экскурсоводы, которые рассказывали о своем городе, о его истории и достопримечательностях. Рассказ сопровождался презентацией.
4. В последние годы наиболее эффективной формой учебного процесса считается коллективное обсуждение одной из актуальных проблем в виде «круглого стола».
«Круглый стол» пусть даже в учебном процессе - это торжество коллективного характера работы учащихся с позиций различных уровней и различных подходов решения поставленной проблемы.
В процессе подготовительного этапа необходимо составить и широко представить библиографию проблемы, организовать консультирование школьников, сбор предварительных вопросов и т.д.
В ходе диалога важно председательствующему «втянуть» в этот процесс всех присутствующих в виде выступлений, реплик, письменных и устных вопросов. Атмосфера состязательности - важный критерий эффективности диалога. Поэтому принципом должно быть, что все участники имеют равные возможности высказать свои мнения, мысли.
"Круглый стол", занимает важное место среди различных форм и методов учебного процесса в плане изучения и творческого осмысления богатого опыта по формированию устной речи учащихся.
Работа "круглых столов" имеет целый ряд особенностей, в частности: выступления воздействуют не только на сознание, но и на чувства школьников;
выступления подкрепляются наглядными документальными кинофрагментами, мультимедиа; вся работа строится на основе диалога носителя личного опыта решения тех или иных кардинальных проблем; красной нитью проходит идея связи исторического опыта с сегодняшней действительностью;
сочетание пленарной и секционной работы дает возможность высказать свои суждения практически всем учащимся. Мы проводили круглые столы по темам «Проблемы Байкала», «Полезные ископаемые России»
5.В настоящее время наиболее актуальной формой работы является смешанное обучение.
Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
Существует более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны.
Перевернутый класс - самая простая для реализации модель. Она позволяет минимизировать фронтальную работу (учитель объясняет, дети слушают) и позволяет реализовать интерактивные формы работы на уроке.
Учащиеся работают дома в учебной онлайн-среде, пользуясь собственными электронными устройствами, подключенными к интернету: знакомятся с материалом или повторяют изученный. В классе происходит закрепление материала и работа с ним, которая может проходить в виде проектной деятельности, семинара или в других интерактивных формах.
Искали в интернете что такое ураган, где были самые сильные ураганы, их последствия. На уроке обсуждали понятие урагана, выясняли причины возникновения урагана в том или ином месте, почему ураганы возникают именно там, а не в другом месте.
Смешанное обучение сочетает в себе достоинства дистанционного и традиционного методов обучения и имеет множество преимуществ:
- Обучение лицом к лицу дает возможность взаимодействия учащихся и преподавателя, а также учащихся между собой. Участники процесса обучения мгновенно получают обратную связь, обсуждают материал, задают вопросы.
- Совместное обучение и взаимодействие обучающихся не только увеличивает когнитивные способности, но и развивает эмоциональный интеллект учащихся.
- С точки зрения онлайн-обучения, смешанная модель предоставляет большую свободу для учащихся: они могут сами выбирать материал, темп, время и место обучения.
- Преподаватель обладает большей свободой в представления учебных материалов, контроле и оценивании. Сокращается время на проверку успеваемости, за счёт того, что тестирования можно выполнять он-лайн. Тестирование дистанционно могут выполнять учащиеся, которые болеют и временно не могут посещать школу.
Одним из препятствий внедрения смешанного обучения может быть разный уровень владения ИКТ, что может затруднить процесс групповой работы.
Другой сложностью может оказаться техническое обеспечение места, где проходит обучение. В школе, к сожалению, нет возможности обеспечить компьютером каждого ученика, поэтому приходится большую часть задания выполнять дома на своих компьютерах, планшетах, гаджетах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящий период весь мир кардинально меняет свое отношение ко всем видам образования, которое рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в том, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества становится человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Важная черта современного образования России – его направленность на подготовку учащихся не только приспосабливаться к жизни, но и активно осваивать ситуации социальных перемен, активно участвовать в преобразовании общества.
Основной вектор преобразований современной школы связан с ростом ориентаций на развитие индивидуальных личностных ресурсов ученика, его творческих способностей и ведущих психических качеств. В связи с этим главным направлением в современном образовании является личностно ориентированный подход, который в центр образовательной системы ставит личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.