Использование инновационных технологий как основа развития базовых компетенций обучающихся
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...»
Марк Максимович Поташник, действительный член Российской академии образования.
I. Инновационные технологии в ситуации дистанционного обучения
Весной 2020 года ученики и учителя всего мира были поставлены в нестандартные условия в связи с пандемией коронавируса. Учебный процесс в обычном режиме стал невозможен, российские школы перешли на дистанционное обучение. Учителя были вынуждены интенсивно осваивать новые технологии для организации образовательного процесса без личного контакта с учениками, то есть им нужно было целенаправленно внести в образовательную среду изменения, освоить новые средства и методы преподавания, найти и внедрить в образовательный процесс идеальные, по их мнению, методики и программы, творчески их переосмыслить.
II. Интерактивная (онлайн) доска Padlet. Принцип работы
В своей статье я бы хотела продемонстрировать один из активно используемых во всем мире ресурсов для электронного обучения (как говорят немцы: «für die collaborative Arbeit» - «для работы в сотрудничестве») - интерактивную (онлайн) доску Padlet.
Онлайн-доска — это сервис, который дает возможность каждому ученику вывесить свою работу на доску, а учителю — прокомментировать и оценить каждого, не потратив на это много времени и не собирая тяжелых тетрадей.
III. Практикум
Итак, как же организовать работу на онлайн-доске Padlet? Нужно выполнить следующие действия:
1. Учителю нужно зарегистрироваться на ресурсе (можно использовать google-аккаунт, facebook, электронную почту). Можно даже написать в строке поиска по-русски «Падлет вход» и зайти на сайт ru.padlet.com. Затем пошагово вводим имя и пароль.
2. Создать новую доску (тут доски называются «пэдлетами»). Для этого нужно нажать на вкладку «Создать доску» в левом верхнем углу. Сервис предлагает базовый и платный тариф (400 рублей в месяц). В базовом (бесплатном) варианте можно сделать только 3 пэдлета, но есть один способ, как продлить для себя эту возможность – последовательно удалять отработанные доски, чтобы в Вашем аккаунте было одновременно не более 3 пэдлетов.
3. Выбрать тип доски. Система предлагает следующие варианты: стена (посты расположены в виде кирпичиков), холст (содержимое можно расположить как угодно), лента (посты сохраняются в виде ленты новостей), раскадровка (посты располагаются рядами один за другим), колонки (посты разделены по колонкам), беседы (на доске можно переписываться, как будто в чате), карта (посты привязаны к точкам на карте) и хронология (контент размещен на горизонтальной шкале). Различные типы досок очень удобно применять в зависимости от изучаемого предмета, целей, задач и форм деятельности.
4. Оформить доску. Для этого с помощью настроек нужно ввести название доски, описание, выбрать иконку, фон (цвет, градиент, рисунок и т.д.), шрифт, приватность, возможность комментирования или голосования. Можно установить фильтрацию контента, то есть учителю каждый пост учеников может предоставляться сначала на модерацию для предпросмотра.
5. И самый главный шаг – опубликовать доску Padlet для совместной работы. Для этого нужно копировать ссылку на онлайн-доску и поделиться ей со своими учениками или коллегами. Отправить ссылку можно на электронную почту, сообщением по WhatsApp или через соцсети «ВКонтакте» и даже через «Сетевой город» и «Одноклассники». Обладатель ссылки сможет добавить на доску пост, фотографии, ссылки, аудио или видео, не регистрируясь! Единственное условие - участникам нужно будет обязательно подписывать свои вставки, так как работы незарегистрированных пользователей показываются как анонимные.
Кнопка для добавления поста — это плюсик в правом нижнем углу либо под колонкой на доске.
«Хозяин/автор» доски может удалять посты и редактировать их, так что учителю может быть удобно исправлять ошибки и ставить (если необходимо) отметки.
Теперь о возможных проблемах. Определенная трудность для учителя состоит в том, что для задания на онлайн-доске нужно придумать что-то творческое, персонализированное, такое, что у каждого ребенка должно получиться свое. Ведь они видят работы друг друга на онлайн-доске, и смысла постить на нее решение одних и тех же примеров, наверное, нет. Однако преодоление этой трудности станет шагом вперед к индивидуализации обучения, к развитию творческой личности.
IV. Возможности использования интерактивной доски Padlet
Коллективная работа над проектом;
Проведение онлайн-уроков;
Выполнение домашних заданий;
Внеурочная работа;
Различные варианты голосования;
Обсуждение и планирование совместного мероприятия;
Организация международных конференций.
Заключение
Наверное, многие из вас слышали фразу, которая характеризует изменение менталитета людей из-за последствий распространения коронавируса: «Мир никогда не станет прежним». Я уверена, что взгляд на деятельность современной школы также претерпит изменения.
Основной целью учебного процесса согласно ГОС-
становится не столько усвоение знаний, сколько овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Все мы сегодня понимаем, что обучать современное поколение детей, которых называют «цифровыми аборигенами», должен профессионал, способный создать новую информационно-образовательную среду, которая в корне отличается от традиционной с незаменимыми «мелом, тряпкой, доской».
Учащиеся и педагоги смогут в полной мере воспользоваться информационными и телекоммуникационными возможностями открытого образовательного пространства, если освоят педагогические технологии организации дистанционной учебной деятельности, приобретут специфические умения, навыки, способности, опыт деятельности в дистанционном режиме. Я считаю, что расширение информационной образовательной среды, увеличение возможностей общения, а также доступ к мировым информационным базам будут эффективно способствовать дальнейшему развитию базовых компетенций обучающихся.