Использование информационных технологий на уроках русского языка

0
0
Материал опубликован 21 February 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

                                                                                                            Зайцева Е.В.


                    Преподаватель, специалист высшей категории

Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Стахановский политехнический колледж»


Ключевые слова: информационные технологии, экспертные системы,

мультимедиа, оптимизация обучения.


Уроки русского языка являются важным звеном в формировании личности обучающихся, их умений и навыков самостоятельно решать проблемные задачи, которые стимулируют познавательные интересы, любознательность, исследовательскую активность, желание находить оригинальные решения.

Современное развитие технического прогресса с одной стороны повысило спрос на творческо-мыслящую личность, а с другой стороны выработало у молодежи «потребительский комплекс», который дает возможность, не думая, поглощать поток готовой информации, причем информации визуальной, яркой, легкой к восприятию. Что, в свою очередь, привело к резкому падению интереса молодежи к обучению, без которого невозможно духовное и нравственное развитие человека.

Эта проблема крайне актуальна, ведь одной из приоритетных задач современного профессионально-технического образования является адаптация обучающегося к сложным и быстрым условиям общественной жизни, то есть его индивидуализация.

Осуществляя новые подходы к сущности процесса обучения, взаимоотношений в системе «педагог - обучающийся», главную ставку я делаю на применение современных технологий, сущность которых заключается в создании оптимальных условий самораскрытия и самореализации. При этом ориентируюсь на реальные возможности и способности обучающихся, развивающие потребности в успешности самостоятельных действий.

Современный мир меняется настолько быстро, что в пределах жизни одного поколения происходят кардинальные изменения, касающиеся всех сторон существования человека, поэтому одним из вызовов нашего времени, я считаю компьютеризацию обучения. Использование информационных технологий на уроках русского языка может происходить в различной форме. Это зависит от ряда факторов, а именно: целей конкретного урока и уровня освоения обучающимися компьютерных программ.

На уроках русского языка я стремлюсь создать комфортные условия обучения, которые позволят обучающимся почувствовать свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Применяя такие информационные технологии, как программируемое обучение, экспертные системы, мультимедиа и имитационное моделирование, я добилась повышения познавательного интереса и творческой активности обучающихся, осуществляя личностный подход и поэтапное усвоение знаний, умений и навыков.

Каждый из перечисленных информационных компонентов имеет собственные выразительные средства и дидактические возможности, направленные на обеспечение оптимизации обучения.

Известно, что наиболее эффективное воздействие на человека имеет та информация, которая воздействует одновременно на несколько органов чувств. Это оправдывает применение мультимедийных средств. Ведь не зря еще Я.А. Каменский в «Великой дидактике» писал: «…Все, что только возможно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются нескольким чувствами…» [1].

В группах, где я применяю информационные технологии, учебный процесс характеризуется более глубоким восприятием материала обучающимися, ростом познавательного интереса, повышением активности, а также происходит индивидуализация обучения (приобщение обучающихся к созданию проектов и презентаций), создаются условия для формирования самооценки.

Я считаю, что регулярное использование информационных технологий важно и для самого преподавателя, так как способствует повышению качественного уровня использования наглядности на уроке, росту продуктивности урока, реализации межпредметных связей, логичному изложению учебного материала. Информационные технологии способствуют расширению образовательного пространства, его глобализации, предоставлению образовательных услуг независимо от территориальных и национальных границ [2].

Однако, не следует забывать, что профессионализм преподавательского труда сегодня не связан только с информационной насыщенностью преподавателя и методической оснащенностью учебного процесса, а определяется субъективностью педагога – свойством его личности производить взаимообусловленные изменения в мире и в себе. Среди показателей развития субъективности педагога особое место занимают открытая, позитивная, гибкая Я – концепция преподавателя, обеспечивающая готовность к изменениям, и ориентация на открытое и конструктивное взаимодействие с обучающимися.

Использование информационных технологий позволяет перейти от традиционного предметного преподавания к широкому универсальному консультированию, направить обучение на единый завершающий результат и практическую самореализацию каждого обучающегося, от преподавательского контроля к самостоятельному обучению.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дидактика современной школы /под ред. Онищука В.А К.1987.

Шитова Т.Ф. Новые информационные технологии в образовании / Т.Ф. Шитова, В.А. Гончарова // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 290-293.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.