Применение технологий «Использование интерактивных методов обучения на уроке немецкого языка»
Использование интерактивных методов обучения
на уроке немецкого языка
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Итак, активные и интерактивные методы обучения немецкому языку способствуют:
формированию положительной учебной мотивации;
повышению познавательной активности обучающихся;
активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
стимулированию самостоятельной деятельности;
развитию познавательных процессов: речи, памяти, мышления;
эффективному усвоению большого объема учебной информации;
развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика и определение условий для их проявления и развития;
развитию универсальных навыков.
Системное и целенаправленное применение активных и интерактивных методов на уроках и во внеурочное время позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Существуют разные формы обучения. Это мастер-классы, кейсы — решение конкретной ситуации, голосование, опросы, мозговой штурм, проекты, дебаты и другие.
Я хочу вам рассказать о тех, которые использую я.
AUTOGRAMMJAGT или охота за автографами
Вовлечены в ситуацию все. Учащимся раздают лист с вопросами, которые он задает одноклассникам. Если получен ответ «Да», то отвечающий оставляет автограф, если ответ «Нет», то идет дальше. Такие упражнения хороши по теме «Хобби», «Любимый предмет», «Домашний любимец» и многие другие.
Использовать достаточно просто и учащиеся так или иначе задействованы и говорят на языке.
Скорочтение
Данные упражнения я взяла из комплекса упражнений по скорочтению на русском языке.
Сначала даю детям исходный текст. Читать можно по предложению, весь текст целиком выборочно. Далее, убираем исходный текст, читаем текст без пробелов и т.д.
Я использую такие упражнения перед составлением текста по разным темам «Моя комната», «Мой любимец», «Мой дом» и т.д.
Дети с удовольствием читают такие тексты. Результат данных упражнений:
текст читается как минимум 6 раз.
Развивают внимание, способности к анализу.
Повышают активность на уроке.
Многократное повторение одних и тех же предложений способствует запоминанию текста, а это является подготовкой к самостоятельному составлению текста по заданной теме.
Пликерс
P lickers — это удобное приложение для молниеносной оценки знаний студентов прямо на уроке. Провести опрос целого класса можно буквально за полминуты. Все что вам нужно — это распечатанные листочки для каждого ученика в классе и свой телефон или планшет (ученикам он не нужен).
Принцип работы приложения простой:
скачайте приложение Plickers на свой телефон;
раздайте ученикам распечатки (скачиваем с сайта);
задайте ученикам вопрос и попросите их ответить при помощи листочков (на них будут варианты a,b,c,d);
отсканируйте варианты ответов всех учеников в классе и при желании выведите ответы на доску.
Так выглядит пример “класса” в приложении.
У каждого ученика свой номер карточки, который в дальнейшем будет отображен на карточке, сгенерированной Plickers. У каждого ученика будет своя индивидуальная карточка.
Вот так выглядят карточки
Как видите, у каждой карточки есть свой номер, соответствующий номеру ученика в списке, который вы создали для своего класса.
Вот так выглядит Plickers изнутри. Есть вопрос, где нужно выбрать вариант ответа. Есть вопрос, где нужно выбрать вариант ответа из нескольких.
Так выглядит приложение вовремя проведение опроса
Чем круто это приложение?
Полная вовлеченность класса
Анонимность голосования
Невозможность исправить ответ после того, как вопрос принят.
Но есть и минусы:
Возможно повторное считывание ответа, если код случайно попадает в камеру еще раз.
Приложение сильно нагружает смартфон — если проводите более 1 урока подряд, перезагружайте приложение, чтобы освободить память на телефоне и предотвратить зависание;
Считывание информации занимает времени больше, чем принятие ребенком решения;
В бесплатной версии можно составить тест из не более пяти вопросов.
Как использовать приложение на уроке?Оценить обстановку в классе
Во время выполнения важных заданий, сделайте оценку действий учеников:
a — все отлично, помощь не нужна,
b — все хорошо, просто иду в своем темпе,
c — затрудняюсь, нужна помощь,
d — все плохо, ничего не понимаю.
На листочках очень сложно увидеть буквы, так что ученикам будет легче показать вам, что что-то идет не так, и никто кроме них и вас не узнает, что возникли трудности.
Устроить дискуссию
Выведите на экран вопрос или утверждение, к примеру: «Средства массовой информации – это четвертая власть» и предложите 4 варианта ответа:
a — полностью согласен;
b — согласен;
c — несогласен;
d — полностью несогласен.
По результатам голосования определите самый популярный вариант ответа и попросите учеников обосновать свою точку зрения.
Проверить знание лексики
В приложении вопросы можно вставлять картинки. Используйте эту возможность для проверки знания слов (еда, животные, цвета) с учениками начального уровня.
Потренировать определение частей речи
На экран выводится слово, нужно выбрать правильный вариант:
a — существительное,
b — глагол,
c — наречие,
d — прилагательное.
Учащиеся поднимают карточки с выбранным вариантом ответа и голосуют. Как вариант вы можете написать предложение на немецком и попросить учеников определить часть речи подчеркнутого слова.
Суммируя вышеизложенное, подведем итог:
•Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
•Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Как видите, технологии в образовании — не пустой звук. Уже сейчас вы можете привнести в свои уроки элементы современных технологий, оптимизировать и разнообразить свои занятия!
Список используемых источников:
https://topuch.com/plickers-rabotu-vipolnila-askarova-kamilla-17-1-809gr/index.html