Интерактивные методы с использованием ИКТ на практических занятиях по дисциплинам
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ
Савина Е. А., преподаватель спец. дисциплин
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Братский профессиональный техникум»
Компьютер сегодня является тем средством обучения, которое помогает техникуму в решении главной задачи – научить студента самостоятельной работе. Активное проникновение в учебный процесс информационно – коммуникабельных технологий ставит задачи методологического обоснования этого нового средства преподавания. Внимание исследователей при этом сосредоточивается на вопрос соотношения традиционного и инновационного, адаптации дидактических принципов обучения к компьютерной среде; анализируются место и роль программных продуктов обучающего назначения на лекции, практических занятиях, при самостоятельной работе.
Большой интерес представляет и проблема компьютерного контроля знаний, поскольку их проверка и оценка – составная часть процесса обучения.
Одно из основных направлений внедрения информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе – использование компьютерного тестирования.
Контроль при помощи информационно – коммуникационных технологий выполняет те же функции, что и в традиционных технологиях обучения: собственно, контролирующую, обучающую, образовательную, воспитательную, корректирующую и информационную. Но при этом названные функции приобретают определенное своеобразие, обусловленное использованием электронных средств.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на лекции, узнанного при самостоятельной работе, на практических занятиях и воспроизведение знаний при тестировании. Еще более значимая функция контроля – фиксация уровня освоения материала: умение творчески применить полученные знания.
Обучающая и образовательная функции состоят в том, что студенты не просто отвечают на вопросы контролирующего блока, но, и, получая от компьютера обратную связь по поводу данных ответов, вносят в них необходимые коррективы.
Воспитывающая функция проверки и оценки знаний при помощи компьютерного тестирования состоит в том, что если студенты будут отвечать неверно, то они получат низкую оценку. Компьютер как бы «воспитывает» пользователей, приучает трудиться, повышает их ответственность, «вынуждая» самостоятельно принимать решения о собственной готовности к ответу, реально оценивать свои учебные возможности.
Корректирующая функция дает большой материал преподавателю, поскольку частота повторяемости ошибки при ответах студентов, которую может фиксировать компьютер, ориентирует преподавателя на необходимость дополнительного анализа предлагаемого материала с целью определения его доступности.
Информационная функция компьютера позволяет преподавателю получить ценные сведения об эффективности работы без данных, доступности схем и таблиц, адекватности иллюстрированного материала обучающему тексту, целостности представлений о курсе.
Применение информационно – коммуникативных технологий на практических занятиях способствует:
Обладанию каждым учащимся знаниями на минимальном базовом уровне.
Формированию обучающихся умению самостоятельно работать с информацией.
Стимулированию познавательного интереса к практике.
Осуществлению практической подготовки к экзамену в форме тестирования.
Компьютерные варианты тестов позволяют повысить уровень усвоения знаний, стимулируют познавательную активность студентов, способствуют формированию у них реальной оценки собственных знаний.
При активизации познавательной деятельности посредством ИКТ на занятиях учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Студенты заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон занятия становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности студента.
Интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося. И здесь студент становится творцом, исследователем. Он должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Самостоятельная исследовательская работа активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы студентов, ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.
Применяя на занятиях интерактивные методы обучения с использованием ИКТ, мы добиваемся новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между студентами в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактом повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Применяя интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших целей:
Стимулировать мотивацию и интерес на практических занятиях;
Повышать уровень активности и самостоятельности студентов;
Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия;
Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками учебного процесса.
Автором статьи широко применяются компьютерные технологии на практических занятиях. Обучающиеся принимали участие в мероприятиях, проводимых в техникуме, где широко использовали ИКТ: «Масленица», «Всемирный день здоровья».
Список литературы:
А.В. Грехов. «Компьютерное тестирование в структуре профессионального образования»: Информатика и образование № 6 2003г.
Т.Т. Седельникова. «Компьютерный контроль знаний при изучении профессиональных дисциплин»: Педагогика № 4 2005г.
О.А. Ушакова. «Электронные пособия на практических занятиях» № 3 2007г.
И.В. Никишина. «Интерактивные формы методического обучения», 2007г.
Т.Н. Шликене. «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения студентов», 2007г.