Использование интерактивной доски для учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы
Использование интерактивной доски для учащихся с ОВЗ на уроках
русского языка и литературы.
Сегодня ценность обучения является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею», а где есть тезис « ищу - нахожу, думаю - узнаю, тренируюсь – делаю».
Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество, в социум. Решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения.
Преимущества использования интерактивных мультимедийных заданий для обучающихся с ОВЗ делает занятия интересными, повышает уровень мотивации и познавательную активность; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; эффективная и динамичная подача материала позволяет использовать различные стили обучения; таким образом повышается интерес к выполнению предложенных заданий детей с ограниченными возможностями ; снижается уровень тревожности ребенка при работе у доски.
Цель: использование интерактивных мультимедийных заданий с целью активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить особенности детей, обусловленные структурой дефекта.
2.Изучить особенности, связанные с психолого-педагогическими особенностями учащихся.
3.Изучить и осуществить отбор технологий и приемов, способствующих оптимизации процесса обучения детей с ОВЗ.
4.Разработать и использовать комплекс мультимедийных заданий для активизации познавательной активности учащихся.
В настоящее время много информации, примеров интерактивных мультимедийных заданий, КИМов и т.д., используются в массовых школах. А упражнений, игр, заданий, адаптированных и применяемых в работе с детьми с ОВЗ крайне мало. Исследование и анализ этого факта привели к тому, что я посчитала необходимым изучить, систематизировать и разработать интерактивные задания, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ и таким образом повысить уровень мотивации к учению.
Механизмы реализации данных исследований привели к тому, что свою деятельность я разделила на несколько частей:
Овладение современными операционными системами и текстовым редактором, обучение использования действующих учебных компьютерных программ. Задачи, решаемые на этом этапе – традиционные задачи всеобуча.
Применение мультимедийных заданий при изучении различных тем.
Главная задача – введение в практику системы, обеспечивающей индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания.
Итогом данной работы стали следующие разработанные задания:
Задания для первичного применения полученных знаний.
Задания для проверки первичного усвоения знаний.
Задания для самостоятельной работы и самопроверки.
Задания для контроля усвоения полученных знаний.
Прогнозируемый результат:
- Повышение познавательной активности обучающихся с ОВЗ, рост положительной мотивации на уроках;
- Систематизированный материал о технологиях и приемах, способствующих оптимизации процесса обучения обучающихся с ОВЗ.
- Комплекс мультимедийных заданий для активизации познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.
И как следствие:
- более полное и прочное усвоение программного материала, рост качества знаний.
- повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
- качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Но при всем этом необдуманное использование интерактивных программ, которые не дают право на ошибку, противоречит закону, что на ошибках учатся;
Поэтому, прежде чем на уроке использовать ту или иную компьютерную программу, в том числе для интерактивной доски, спросите себя: «Чего я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели? Чему ребенок учится, работая с этой программой? Какие умения стимулируются?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то, возможно, эта программа и не нужна.
Определяя направленность своей педагогической деятельности, я прежде всего учитываю основные задачи модернизации российского образования и реализую требования Федерального компонента государственного стандарта.
Уроки русского языка и литературы носят прежде всего деятельностный характер. Они направлены на формирование общих учебных умений и навыков, на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В этом основная опора - компьютерная техника с мультимедийными возможностями. Уроки литературы и русского языка становятся интересными, яркими, эмоциональными, запоминающимися.
На уроках литературы дети могут увидеть мир глазами живописцев, попасть на виртуальную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством писателей.
Использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию. На своих уроках, используя интерактивные кроссворды, тесты, могу проводить мониторинг по результатам усвоения пройденных тем как по литературе, так и по русскому языку. Очень часто я включаю задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей.
Часто на уроках литературы и русского языка я применяю технологию проблемного обучения, создавая проблемную ситуацию. Особенно хорошо на уроках использовать интерактивные ЭОР. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, а интерактивный практический ресурс показывает способы решения данной проблемы. ЭОР включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты - всё это делает урок не только познавательным, но и занимательным.
Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов пробуждают интерес к изучению русского языка и литературы. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Двадцать первый век - это век информации. Моя задача заключается не только в том, чтобы дать обучающимся с ОВЗ знания, но и научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной деятельности учащихся.
ЭОР позволяют осуществлять дифференцированный подход. На индивидуально-коррекционных занятиях я провожу практикумы для учащихся: учу самостоятельно проводить оценивание собственных знаний, умений и навыков.
ЭОР обеспечивают многообразие учебных и внеучебных форм освоения школьной программы (уроки, тренинги, конкурсы, виртуальные экскурсии, юбилейные музыкально-литературные вечера).
Остановлюсь на тех ресурсах, которые чаще всего использую на своих уроках.
Во-первых, это презентации. В основном, использую их при объяснении нового материала и при выполнении физминуток. В презентации вставляю всё, что возможно: рисунки, схемы, таблицы, тесты, фото и видео. Анимации и иллюстрации из электронных образовательных ресурсов также помогают наглядно демонстрировать учебный материал и проводить творческие работы (например, составить рассказ на основе картинок).
На уроках обобщения и повторения использую интерактивные таблицы и схемы. Электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Они помогают систематизировать изученный материал, вспомнить изученные орфограммы и пунктограммы, делать выводы и обобщать языковой материал.
На этапах мониторинга знаний, умений, навыков обучающихся активно применяю интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, тесты, содержащиеся на дисках (диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия) и самостоятельно разработанные тесты и проверочные работы.
Преимущество электронных тестов в том, что они не только контролируют уровень знаний, но и в случае необходимости помогают вспомнить правило.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
В октябре 2024 года, в дату празднования дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина, обучающиеся 7-8 классов провели литературно-музыкальный вечер, посвященный великому поэту. Ученики подготовили выставку книг со стихами Сергея Есенина, читали свои доклады, декламировали отрывки из произведений. Используя мультимедийную технику,ребята подготовили интересную презентацию с включением в неё песен на стихи Есенина в исполнении Сергея Безрукова, в которую также включили кадры из документальной хроники с участием Сергея Есенина; посмотрели отрывки из художественного фильма "Есенин".
Мероприятие получилось ярким и запоминающимся. По отзывам детей я поняла, что особенно им понравились песни, написанные на стихи Есенина: "Клён ты мой опавший...", "Не жалею, не зову, не плачу..», "Отговорила роща золотая..", "Мне осталась одна забава.." и другие. Теперь, я уверена, мои ученики полюбили этого поэта, его творчество и не забудут еще долго.
Благодаря использованию ЭОР обучающиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.
Таким образом, использование ЭОР на уроках и внеурочных занятиях повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу, заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.