Использование интерактивной доски для учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

0
0
Материал опубликован 14 February

Использование интерактивной доски для учащихся с ОВЗ на уроках

русского языка и литературы.


Сегодня ценность обучения является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею», а где есть тезис « ищу - нахожу, думаю - узнаю, тренируюсь – делаю».

Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество, в социум. Решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения.

Преимущества использования интерактивных мультимедийных заданий для обучающихся с ОВЗ делает занятия интересными, повышает уровень мотивации и познавательную активность; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; эффективная и динамичная подача материала позволяет использовать различные стили обучения; таким образом повышается интерес к выполнению предложенных заданий детей с ограниченными возможностями ; снижается уровень тревожности ребенка при работе у доски.

Цель: использование интерактивных мультимедийных заданий с целью активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка.
Задачи:

1. Изучить особенности детей, обусловленные структурой дефекта.

2.Изучить особенности, связанные с психолого-педагогическими особенностями учащихся.

3.Изучить и осуществить отбор технологий и приемов, способствующих оптимизации процесса обучения детей с ОВЗ.

4.Разработать и использовать комплекс мультимедийных заданий для активизации познавательной активности учащихся.

В настоящее время много информации, примеров интерактивных мультимедийных заданий, КИМов и т.д., используются в массовых школах. А упражнений, игр, заданий, адаптированных и применяемых в работе с детьми с ОВЗ крайне мало. Исследование и анализ этого факта привели к тому, что я посчитала необходимым изучить, систематизировать и разработать интерактивные задания, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ и таким образом повысить уровень мотивации к учению.

Механизмы реализации данных исследований привели к тому, что свою деятельность   я разделила  на несколько частей:

Овладение современными операционными системами и текстовым редактором, обучение использования действующих учебных компьютерных программ. Задачи, решаемые на этом этапе – традиционные задачи всеобуча.

Применение мультимедийных заданий при изучении различных тем.

Главная задача – введение в практику системы, обеспечивающей индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания.

Итогом данной работы стали следующие разработанные задания:

Задания для первичного применения полученных знаний.

Задания для проверки первичного усвоения знаний.

Задания для самостоятельной работы и самопроверки.

Задания для контроля усвоения полученных знаний.

Прогнозируемый результат:

- Повышение познавательной активности обучающихся с ОВЗ, рост положительной мотивации на уроках;

- Систематизированный материал о технологиях и приемах, способствующих оптимизации процесса обучения обучающихся с ОВЗ.

- Комплекс мультимедийных заданий для активизации познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.

И как следствие:

- более полное и прочное усвоение программного материала, рост качества знаний.

- повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

- качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

Но при всем этом необдуманное использование интерактивных программ, которые не дают право на ошибку, противоречит закону, что на ошибках учатся;

Поэтому, прежде чем на уроке использовать ту или иную компьютерную программу, в том числе для интерактивной доски, спросите себя: «Чего я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели? Чему ребенок учится, работая с этой программой? Какие умения стимулируются?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то, возможно, эта программа и не нужна.

        Определяя направленность своей педагогической деятельности,  я прежде всего учитываю основные задачи модернизации российского образования и реализую требования Федерального компонента государственного стандарта.  

       Уроки русского языка и литературы носят прежде всего деятельностный характер. Они направлены на формирование общих учебных  умений и навыков, на формирование ключевых компетенций - готовности  учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения  практических задач.

        В этом основная опора - компьютерная техника с мультимедийными возможностями.  Уроки литературы и русского языка  становятся интересными, яркими, эмоциональными, запоминающимися.

        На уроках литературы  дети могут увидеть мир  глазами живописцев, попасть на виртуальную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством  писателей.

 Использование информационных технологий позволяет не только дать широкий  иллюстративный материал, но и соединить  текст, видео, звук и  иллюстрации в единую логически законченную композицию.  На  своих уроках, используя  интерактивные кроссворды, тесты, могу проводить мониторинг по результатам усвоения пройденных тем как по литературе, так и по русскому языку. Очень часто я включаю задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей.

        Часто на уроках литературы и русского языка  я применяю технологию проблемного обучения,  создавая проблемную ситуацию. Особенно хорошо на уроках использовать интерактивные ЭОР.  Интерактивный  информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, а  интерактивный практический ресурс  показывает способы решения данной проблемы.  ЭОР  включают в себя различные тексты с заданиями,  интерактивные картинки, фото, тесты - всё это делает урок не только познавательным, но и занимательным.

Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов  пробуждают  интерес к изучению русского языка и литературы.  Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

        Двадцать первый век - это век информации.  Моя задача заключается не только в том, чтобы дать  обучающимся с ОВЗ знания, но и научить  своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.  Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной деятельности  учащихся.  

ЭОР позволяют  осуществлять  дифференцированный подход. На индивидуально-коррекционных занятиях я  провожу практикумы для учащихся: учу  самостоятельно проводить оценивание  собственных знаний, умений и навыков. 

ЭОР обеспечивают многообразие учебных и внеучебных форм освоения школьной программы (уроки, тренинги, конкурсы, виртуальные экскурсии, юбилейные музыкально-литературные вечера).

        Остановлюсь на тех ресурсах, которые чаще всего использую на своих уроках.

Во-первых, это презентации. В основном, использую их при объяснении нового материала и при выполнении физминуток. В презентации вставляю всё, что возможно: рисунки, схемы, таблицы, тесты, фото и видео. Анимации и  иллюстрации из электронных образовательных ресурсов также помогают наглядно демонстрировать учебный материал и проводить  творческие работы (например, составить рассказ на основе картинок).

На уроках обобщения и повторения использую  интерактивные таблицы и схемы. Электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Они помогают систематизировать изученный материал, вспомнить  изученные орфограммы и  пунктограммы,  делать выводы и обобщать языковой материал.

На этапах  мониторинга знаний, умений, навыков обучающихся  активно  применяю интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, тесты, содержащиеся на дисках (диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия) и самостоятельно разработанные тесты и проверочные работы.

  Преимущество электронных тестов в том, что они не только контролируют уровень знаний, но и в случае необходимости помогают вспомнить правило.

        Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

В октябре 2024 года, в дату празднования дня рождения  русского поэта Сергея Александровича Есенина, обучающиеся 7-8  классов  провели  литературно-музыкальный вечер, посвященный великому  поэту. Ученики подготовили   выставку книг со стихами  Сергея Есенина, читали  свои  доклады,  декламировали отрывки из произведений.  Используя   мультимедийную  технику,ребята  подготовили  интересную презентацию с включением в неё песен на стихи Есенина в исполнении Сергея Безрукова,  в которую также   включили кадры из документальной хроники с участием Сергея Есенина;   посмотрели отрывки из художественного фильма "Есенин".  

Мероприятие получилось ярким и запоминающимся.  По отзывам детей  я поняла, что  особенно им понравились песни, написанные на стихи Есенина: "Клён ты мой опавший...", "Не жалею, не зову, не плачу..», "Отговорила роща золотая..", "Мне осталась одна забава.." и другие. Теперь, я уверена, мои ученики  полюбили этого поэта, его творчество и не забудут еще долго.

        Благодаря использованию ЭОР  обучающиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах,  для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.

        Таким образом, использование ЭОР на уроках и внеурочных занятиях повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу, заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации