Статья «Формировании мировоззрения как фактора гуманизации образовательной среды»
Формировании мировоззрения как фактора гуманизации образовательной среды.
"Без мировоззрения как жизненного
отношения субъекта к мировому целому,
нет самосознания, а стало быть, нет и
бытия человека как личности".
С. И. Гессен.
В результате реформирования образовательной системы, внедрения и освоения новых образовательных технологий, свободных и независимых от мировоззрений, не связанных жестко с задачами социального воспитания, пропало единое образовательное пространство. Современное общество утратило к нему доверие. Инновационные и нетрадиционные подходы к образовательному процессу поставили перед учителями, воспитателями, преподавателями смысловые вопросы жизни человека.
Возник ряд трудностей, разрешение которых поставило современную систему образования перед необходимостью вспомнить ту простую истину, что мировоззрение есть система представлений человека о мире и своем месте в нем с позиций прежде всего общечеловеческих, национальных ценностей. "Именно благодаря мировоззрению мир становится для человека предметом сознательного созерцания (познания) и действия (практического освоения)." [2]
И. Н. Сиземская считает: "...даже те, кто сознательно пытается поставить себя вне мировоззренческих установок, обойтись, хотя бы в личной жизни, без них, на самом деле оказываются в плену иллюзий, потому что или выступают приверженцами какого-либо другого, отличного от наиболее распространенного и принятого в обществе типа мировоззрения, или сознательно обрекают себя на социальное одиночество, исключение из жизни своего народа и своей страны. Могут возразить: пусть так, но, может, это меньшая потеря для человека, чем идеологизация образования и его сознания, как это имело место ранее? ...следует заметить, что мировоззрение - это не идеология, хотя, эти понятия сопрягаются. (И то и другое своей целью имеет включение подрастающего поколения в общество, систему существующих государственных институтов.) Идеология - это "отвердевшее" в догматике мировоззрение, которое утратило личностный характер. Она выражает интересы в первую очередь определенных социальных групп, движений, партий. А мировоззрение - это духовная среда человека, его "внутреннее Я", форма выражения его личного бытия. [2]
Мировоззрение - это фактор личностного развития, поэтому формирование человеческой индивидуальности - это процесс, в ходе которого человек, сознавая свою субъективность в противостоянии к внешнему миру, начинает осознавать себя способным к его интеллектуальному и практическому освоению. При этом, мировоззрение есть фактор не только индивидуального самосознания, но это и фактор самосознания эпохи, и в этом смысле предстает как составляющая культуры в целом. Вот почему мировоззрение следует считать тем необходимым фундаментом образования. "Вне культурно-мировоззренческого контекста образование лишается проблематики, связанной с осмыслением вопросов человеческого бытия." [4]. В отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно и полноценное, отвечающее социальным ожиданиям, образование.
Цель современного образования - выработка у учащихся мировоззрения, как гарантии овладения и формирования необходимых гражданских позиций, ценностных ориентаций, готовности и способности жить полноценной личной и социальной жизнью.
В современных условиях ускоряющейся дифференциации наук мировоззрение выполняет роль объективного основания "...для единения различных учебных дисциплин в необходимое целое." В противном случае образование утратит систематичный характер, познавательную ценность учащиеся будут определять сообразно своим собственным ориентирам и "...потонут" в море фактов." [2]
Образованию необходимо вернуть утраченный им сегодня статус воспитательно - образовательного процесса.
Именно образование готовит формирующуюся личность к полноценной жизни в социуме: человека с развитыми гражданской позицией и выраженным правосознанием, готового следовать принятым в обществе нормам общежития. Здесь успех дела во многом зависит от педагогических способностей и личностных качеств педагога, способного терпимо принять мировоззрение ученика как воззрение, интуицию, как форму личности, сохраняющую самоценность. Учитель может взять на себя ответственность обучать и воспитывать другого человека, если умеет преобразовывать самого себя ("Кто сам собой не управит, тот и других не наставит" - гласит народная поговорка), стремится совершенствовать собственную природу: «Век живи – век учись». Труд учителя связан с творением человека - человека культуры.
В соответствии с формирующимся образом "нового" человека, важнейшей целью образования провозглашается "формирование открытого, свободного, системного мышления, обеспечивающего единство знаний, ценностей и способности человека действовать." [3]
Это становится возможным при наличии "совокупности общественных, материальных и духовных воздействий, которые благоприятно влияют на развитие личности." [1]
Другими словами, ведущую роль играет образовательная среда, "...со всем комплексом факторов и условий, оказывающих воздействие на участников образовательного процесса." [1]
Учебное заведение, будь то школа или ВУЗ, должно построить такую образовательную среду, чтобы она побуждала к творческой активности, создавала все необходимые условия для самообразования, стимулировала развитие всех человеческих качеств ученика. С введением стандартов второго поколения в школьный компонент образовательных предметов добавлены часы внеурочной занятости, которые способствуют расширению образовательных возможностей учреждения. Возможность выбора направлений курсов по интересам, склонностям, способностям, потребностям благоприятно воздействует на решение поставленных задач по формированию мировоззрения.
Итак, мировоззрение, как высшая цель образования, выполняет функцию превращения молодого поколения в культурных, способных к активной созидательной деятельности, духовному и социальному творчеству людей.
Литература:
1. В. Ф. Ефимов. Гуманизация образовательной среды в школе как условие личностно - ориентированного образования. // Начальная школа. 2007. № 11. С.3.
2. Сиземская И. Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин. // Педагогика. 2001. № 1. С. 63 - 67.
3. Сохраняева Т. В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека.// Социально - гуманитарные знания. 2002. № 6. С.48 - 64.
4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. П. Кохановского. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/ Д, 2001. Гл 8.
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна